Особенности выбора плуга к мотоблоку
Работа с техникой малой механизации, в частности с мотоблоком, подразумевает использование разнообразного навесного оборудования. Только с его применением становится возможным выполнение большинства работ.
Очень необходимым инвентарем являются плуг и фрезы для мотоблока. Без подобного оборудования невозможно обработать почву, а это, все же, основная функция мотоблока.
Приобретя плуг, перепахать даже большой участок не составит труда. Для того чтобы работа прошла максимально легко, плуг для мотоблока должен быть самого высокого качества.
Обзавестись этим оборудованием можно двумя способами: приобрести готовый плуг или сделать его своими руками. Когда навыков работы с металлом нет, приступать к самостоятельному изготовлению не стоит, так как в этом случае очень велика вероятность того, что самодельные плуги будут иметь ненадлежащее качество.
Перед тем как покупать плуг, стоит ознакомиться с предлагаемыми видами и выбрать тот, который лучше подойдет для конкретного случая.
Для мотоблока Нева выпускаются фирменные плуги. Кроме этого, стоит отметить то, что удобнее всего применять с мотоблоком адаптер, к которому и будет цепляться плуг.
Виды оборудования
Сегодня на рынке представлены три основных вида плуга:
- • однокорпусный;
- • реверсный;
- • роторный.
Однокорпусный плуг для мотоблока оснащен только одним лемехом и предназначен для обработки легких почв. Подобный плуг для мотоблока можно применять и для Невы. Как правило, этот вариант подходит для владельцев обычных садовых участков. Когда обработать требуется более тяжелый грунт, а тем более целину, такой плуг не подойдет. В этом случае для работы с мотоблоком следует выбрать более мощный плуг.
Реверсный, или как его еще называют оборотный, плуг для мотоблока (поворотный плуг) предназначен для пахоты достаточно твердой и жесткой почвы.
Принцип работы поворотного плуга для мотоблока в том, что загнутый вверх лемех переворачивает землю. Форма лемеха – перо. Оборотный плуг совместим с большинством мотоблоков среднего и тяжелого класса. Хорошо использовать этот плуг для мотоблока МТЗ.
У роторных плугов в наличии несколько режущих лопастей. Они достаточно производительны и удобны в работе. Роторный плуг применяют для средних и тяжелых мотоблоков. Этот плуг легко можно использовать с мотоблоком Кентавр вместо фрез.
Приобретая плуг для мотоблока, следует не забывать и о том, что, скорее всего, для него понадобится еще и универсальная сцепка, которая позволит соединить его с агрегатом. Важно помнить, что перед приобретением плуга следует внимательно прочитать прилагающуюся к нему документацию, чтобы не столкнуться с несовместимостью оборудования и мотоблока.
Детали плуга
Сделать плуг для мотоблока своими руками под силу не каждому, но такой плуг обладает целым рядом преимуществ. Только самодельные плуги для мотоблока могут иметь лемех и отвал, изготовленные под условия конкретного участка. К главным достоинствам самостоятельно сконструированного плуга относятся:
- • оптимальная площадь захвата почвы;
- • высокая эффективность;
- • оптимальное качество вспашки;
- • желательная глубина вспашки;
- • наиболее удобный угол отвала.
Для того чтобы ответить на вопрос, как сделать плуг для мотоблока своими руками, следует ознакомиться с последовательностью работ. Сразу стоит сказать то, что лемех намного удобнее сконструировать съемным. В этом случае плуг для мотоблока намного проще будет заточить.
Для изготовления лемеха плуга можно взять стальной лист достаточной толщины или диск от циркулярной пилы. Оптимальным вариантом считается стальной лист, поэтому о работе с ним и пойдет речь.
Сначала сталь требуется загнуть, для чего ее следует пропустить через листогибочные валы. После этого ее надо подровнять при помощи молотка и довести до формы, которая показана в чертеже плуга. Отклоняться от заданных габаритов недопустимо, так как из-за несоответствий могут возникнуть затруднения в процессе вспашки участка мотоблоком с этим плугом.
Другой способ изготовить лемех – это использовать стальную трубу, у которой изгиб уже имеется. В таком случае вначале необходимо вырезать картонный шаблон.
Корпус плуга для мотоблока делается из листовой стали толщиной в 3мм. Для этого, придерживаясь выбранного чертежа из картона, вырезают заготовку и, переведя ее на металл, вырезают.
В процессе подготовки деталей важно выдержать все соотношения размеров, так как в противном случае самодельный плуг для мотоблока выйдет не пригодным для работы. Нельзя забывать только о том, что для плуга надо будет приобрести сцепку.
Монтаж
От того насколько верно будет произведена сборка плуга, зависит качество работы его с мотоблоком.
- • Для начала к металлической пластине, которая станет отвалом, приваривается лемех.
- • Далее крепится щиток боковой стойки.
- • Затем к нему присоединяют распорную планку, основание и уголки упора.
Важно, чтобы все части были подогнаны друг под друга, иначе плуг для мотоблока не справится со своим назначением.
Для того чтобы наглядно увидеть, как работают различные плуги для мотоблока, стоит найти в интернете тематическое видео. В этом случае станет понятно, как функционируют различные плуги, и это поможет выбрать оптимальную для себя конструкцию. Только применяя качественное оборудование, можно рассчитывать на хороший результат работ.
Плуг и борона для мотоблока
Мотоблоки — это мощное сельскохозяйственное оборудование, которые способно выполнять широкий перечень задач по обработке земельного участка с помощью навесного оборудования.
Боронование процесс обработки почвы, для улучшения посевов и повышения урожайности. Борона рыхлит землю, сокращает влагопотери в почве, уничтожает сорняки, выравнивает участок после работы с плугом.
Основная функция плуга — поднять почву на участке. Конечно, при выборе плуга нужно опираться на особенности почвы и характеристики сельхозтехники.
В этой статье мы расскажем, как выбрать подходящий плуг и какие мотоблоки подойдут для этой работы.
Что такое плуг?
Плуг — навесное оборудование для мотоблока, создан для вспашки земли, зарывается в землю и продвигается в ней с помощью тягового усилия мотоблока. Чем мощнее мотоблок, тем более тяжелый плуг и борону он сможет нести, работать на большой территории со сложной почвой.
Плуг имеет три плоскости: отвальную, горизонтальную и вертикальную. Конструкция плуга включает в себя несколько элементов: лемех, отвал, станина, пятка.
Лемех — нижняя режущая часть плуга, в виде ножа, заходит и движется в почве на определенной глубине.
Стальной отвал — часть рабочей поверхности плуга, для переворачивания пласта земли. Между лемехом и отвалом не должно быть никаких зазоров.
Станина — элемент соединяющий плуг с сельхозтехникой, через сцепку крепится к мотоблоку.
Пятка — необходима для устойчивости, элемент нижней задней части плуга.
Существуют несколько разновидностей плугов для обработки грунта, каждая из которых подходит для разных видов почв. Подбирая плуг для мотоблока важно опираться на его характеристики и условия эксплуатации.
Разновидности плугов
Роторный плуг — называется также ротационным. Состоит из нескольких изогнутых режущих элементов лемехов, которые установлены на единую ось. Роторные плуги популярное навесное оборудование, отличаются хорошей маневренностью.
Предназначены для предпосевной работы, перекапывают и разбивают грунт, отлично справляются с удалением растительности и перемалыванием корней растений в почве. Способны обрабатывать участок на глубину до 30 см.
Некоторые модели роторных плугов оснащаются функцией регулировки угла наклона и толщины обработки почвы, для точной настройки под различные рабочие задачи.
Оборотный плуг — также известен как реверсивный плуг, предназначен для обработки плотных слоев почвы и вспашки целины. Конструкция оборотных плугов позволяет перерабатывать грунт на участках с тяжелой землей.
Дисковый плуг — предназначен для возделывания влажной почвы, которая считается довольно сложной для обработки другой оснасткой. Режущее основание выполнено в виде круга, центр которого изогнутой формы. Минусом дисковых плугов является небольшая глубина вспашки.Отвальный и безотвальный плуги
Существуют два способа вспахивания — отвальное и безотвальное и соответственно отвальные и безотвальные плуги.
При безотвальном вспахивании жнивье остается на поверхности. Такой способ вспашки подходит для обработки участков на склонах, при ветре и низкой влажности. При отвальном вспахивании плуг переворачивает слой грунта, лучше перемешивая почву, срезая корни, и закапывая сорняки под землю.
Отвальные плуги подразделяются на бороздные и безбороздные. Безбороздные плуги не оставляют борозд, применяются на участках, когда землю нужно обработать в свал. Соответственно, для создания борозды используют бороздные плуги.
Однокорпусные и двухкорпусные плуги
Однокорпусные плуги имеют малый вес и отличаются простой сборкой. Применяются для работы с мягкой почвой, устанавливаются на легкие мотоблоки.
Двухкорпусные плуги предназначены для обработки участков с любой сложной почвой, для вспахивания целины и плотного грунта. Есть модели с настройкой ширины вспахивания. Для эффективной работы с двухкорпусными плугами используются средние и тяжелые мотоблоки с мощностью 3 — 5 л.с. и более.
Выбор плуга для мотоблока и культиватора
Подбирая плуг для мотоблока нужно исходить из характеристики техники и навесного оборудования, учитывать объемы и условия рабочих задач. Важно учитывать размеры лемеха — режущей части плуга.
На мотоблоки мощностью от 4 до 7 л.с. и весом 45 — 75 кг подойдет плуг с лемехом до 150 мм. На мотоблоки с двигателем мощностью выше 7 л.с. и массой более 85 кг, устанавливают плуг с режущим основанием 150 — 205 мм. На тяжелые мотоблоки, мощностью 10 л.с. и массой 120 кг и выше, устанавливаются плуги с лемехом 205 — 360 мм.
С плугом также могут работать средние и тяжелые мотокультиваторы. Вес среднего культиватора варьируется от 43 до 60 кг. Такая техника поддерживает небольшой плуг, окучник, плуг для выкапывания картофеля, грядный плуг. Для увеличения тяги и проходимости техники на культиваторы устанавливают металлические колеса с грунтозацепами. Культиваторы весом более 60 кг могут поддерживать работу с оборотным плугом.
Сцепка
Сцепка предназначена для подсоединения к мотоблоку дополнительных подвесных инструментов и механизмов: плуга, бороны, окучников, фрез, прицепа, телеги и так далее. Можно выделить несколько видов сцепных механизмов:
Сцепка для адаптера АПМ — соединяет мотоблок с плугом, окучником и другими навесами.
Универсальная сцепка с возможностью регулирования угла наклона навесного оборудования, позволяет присоединять нескольких рабочих механизмов.
Универсальная Н сцепка — позволяет регулировку угла наклона в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также настройку глубины погружения оснастки в землю.
Сцепка МК для окучника «ОН-2» и плуга «Крот».
Советы по выбору плуга и его установке на мотоблок
При установке плуга на мотоблок следует не забывать про центр тяжести техники. Если центр тяжести сместить вперед, то даже сложная и плотная почва будет лучше поддаваться обработке. Сделать это можно с помощью утяжелителя, который нужно установить на переднюю часть корпуса мотоблока.
Выбирая плуг нужно учитывать тип почвы, для работы с которой он приобретается и мощность мотоблока, а именно будет он вытягивать данную модель плуга на вашем участке. Узнать необходимую информацию можно в описании товара или у продавцов в магазинах ТМК Инструмент.
Покупайте сертифицированные плуги, которые соответствуют существующим стандартам качества.
Если участок расположен на откосе и при обработке почвы придется подниматься на возвышенность, лучше использовать плуги с меньшей шириной захвата. Мотоблоку будет легче тянуть такую оснастку.
Размеры плугов влияют на маневренность техники, на скоростные качества и радиус поворота. Для обработки участков малой площади удобнее использовать короткую оснастку.
При выборе плуга его вес и габариты должны соответствовать возможностям мотоблока, от этого зависит эффективность рабочего процесса. Так, например, мотоблок малой мощности не сможет нормально работать с тяжелым плугом.
Дисковые плуги хорошо справляются с работой на участке со сложным ландшафтом, холмами и неровностями.
Для более эффективной работы с легкими плугами следует использовать утяжелители.
Боронование и разновидности бороны
Боронование нормализует воздухообмен и баланс жидкости в почве, разбивает крупные комья грунта, выравнивает слой земли на участке, помогает вносить удобрения. Боронование участка проводят два раза в год: весной, перед посевом и после снятия последнего урожая.
Существуют зубовые, игольчатые, дисковые и роторные борозды.
Зубовая борона — представляет собой металлическую раму с размещенными на ней зубцами. Зубья могут иметь круглую или прямоугольную форму.
Игольчатая борона — устанавливается на мощные мотоблоки, предназначена для обработки стерни, участка с остатками стеблей после уборки урожая. По конструкции, похожа на зубовую модель, представляет собой раму со сменными дугообразными штырями.
Дисковая борона — состоит из сферических дисков, которые крепятся к раме и имеют разные углы наклона. В процессе движения диски срезают и измельчают первый слой земли. Такие бороны устанавливают на более мощные мотоблоки.
Роторные или ротационные бороны — представляют собой активное навесное оборудование, состоят из дисков с заостренными пластинами, которые разбивают почву. Устанавливаются на мотоблоки вместо колес. Глубина вхождения в грунт около 7 см. Такие бороны используются сразу после уборки культур. Они наиболее эффективны в работе на мотоблоках с коробкой передач. Роторные бороны используются для рыхления и выравнивания земли, для посева семян и внесения удобрений.
Где приобрести плуг для мотокультиватора и мотоблока?
В розничных и интернет-магазине ТМК Инструмент представлен широкий ассортимент плугов. Вы сможете выбрать и купить наиболее подходящий по цене плуг и другое навесное оборудование для мотоблока и мотокультиватора, которое будет эффективно выполнять любые поставленные сельскохозяйственные задачи.
Ждем Вас в магазинах и на сайте ТМК Инструмент!
Плуг для мотокультиватора Нева ПН (МК 005. 08.0800)
Плуг «НЕВА» навесной ПН для МК предназначен для установки на мотокультиваторы. Подходит для обработки всех типов почв, плуг легко проникает в почву и производит переворот пласта земли. Для установки плуга на культиватор необходимо сцепное устройство «НЕВА» для МК (005.09.1800). Лемех плуга проходит дополнительную термическую обработку, которая повышает его прочность. Ширина захвата плуга достигает 180мм. Глубина пахоты 220мм.
1 900р
2 000р
% Клубная цена
Срок поставки уточняйте у менеджера
Плуг для мотоблока Нева ПН с креплением на ось (005.08.0600-04)
Плуг «НЕВА» ПН с креплением на ось предназначен для вспашки всех видов почв. Агрегат проникает в почву и производит переворот пласта земли. Изделие устанавливается на мотоблоки «НЕВА» посредством сцепного устройства «НЕВА» СУ с рукояткой и осью (005.09.1600-03). При работе с плугом для обеспечения надежного сцепления привода мототехники с грунтом рекомендуется оснастить мотоблок грунтозацепами (стальными колесами) для пахоты. Ширина захвата плуга составляет 180мм. Глубина вспашки достигает 200мм.
2 755р
2 900р
% Клубная цена
Срок поставки уточняйте у менеджера
Борона Нева складная с увеличенным захватом БНС 005.07.0200
Борона служит для выравнивания поверхности поля, разрушения почвенной корки, крошения комков почвы, заделки минеральных удобрений и семян при поверхностном (ручном) посеве. Предназначена для установки на все модификации мотоблоков.
6 650р
7 000р
% Клубная цена
Срок поставки уточняйте у менеджера
Сцепка универсальная для мотоблоков Redverg «китайский» тип (10534)
Сцепка универсальная для мотоблоков Redverg «китайский» тип.
Нет в наличии
Плуг для мотоблоков RedVerg, Нева (114089)
Для мотоблоков. Ширина захвата -22 см.
Нет в наличии
Роторный плуг — Земляные инструменты
Однороторный плуг на мотоблоке
BCS
Роторный плуг — это высокоэффективное орудие для «основной обработки почвы», способное проникать в дерн глубиной 12 дюймов за ОДИН ПРОХОД; его боковой выброс также делает его очень популярным для создания приподнятых грядок. Этот инструмент был впервые применен на мотоблоке компанией Gravely® много лет назад… он был эффективен, но конструкция переднего ВОМ тракторов Gravely® делала работу с этим инструментом довольно опасной. Компания Berta из Италии усовершенствовала конструкцию и сделала плуг применимым в качестве орудия заднего ВОМ для большинства европейских мотоблоков. Установка роторного плуга в задней части трактора неизмеримо улучшила управляемость (всегда лучше ТЯНУТЬ груз, чем толкать его! Вот почему прицепы позади транспортных средств…). BCS теперь покупает роторный плуг у Berta и выпускает его как собственное орудие: « GroundBlaster ». Окраска и название разные, но это точно такой же инструмент.
По существу роторный плуг имеет вертикальный вал с 4 спиральными лезвиями (лемехами), вращающимися со скоростью до 250 об/мин (в зависимости от частоты вращения двигателя). Почва перед плугом врезается, а затем сразу же центробежно выбрасывается в сторону, поскольку она несколько переворачивается, чтобы закопать дерн, который был сверху. По сути, за один проход через дерн плуг оставит обработанную почву на глубину 10-12 дюймов . А поскольку почва не собирается под кожухом и многократно измельчается (как при помощи культиватора), структура почвы не разрушается до смерти. Обработка почвы похожа на ту, которая была «вспахана и дискована» обычным трактором: достаточно хороша для крупных семян и посевов овощей; может потребоваться вторичная обработка почвы на 2–3 дюйма сверху для мелких семян.
Плуг работает на ширину 8-10 дюймов за проход, но, в отличие от культиватора, нет такой вещи, как «второй проход» с роторным плугом для достижения дополнительной глубины, поэтому он более чем компенсирует свою узкую рабочую ширину в тот факт, что ему нужно пройти по земле только ОДИН РАЗ, чтобы достичь полной рабочей глубины. (ИСКЛЮЧЕНИЕ: на некоторых сильно уплотненных почвах может потребоваться второй проход для достижения полной глубины… это бывает редко.) Режущие наконечники на нижней части лезвий плуга переставляются в 4 положениях для достижения максимального срока службы , легко и недорого заменяемые при полном износе.
Роторный плуг вспахивает покровную культуру
высотой 4 фута
Горизонтальное перемещение лезвий через почву практически не приводит к образованию твердого покрытия и на самом деле менее сильное, чем у мотокультиватора, при ударе о камни, корни деревьев и т. д. Клиенты сообщают нам, что плуг выбрасывает камни размером с баскетбольный мяч. и ты их почти не чувствуешь!»
Абсолютно непревзойденный для освоения новых земель, и мы также обнаружили, что он отлично подходит для выращивания устойчивых покровных культур высотой до 4 футов. (Срезающее лезвие в верхней части ротора предотвращает «наматывание» материала на вал). Использование боковой выброс характер этого инструмента (который выбрасывает почву на расстояние до 24 дюймов за край кожуха) потрясающий (и удивительно плоская вершина) приподнятые грядки ,
Приподнятые грядки, уложенные во второй половине дня
с помощью роторного плуга Berta
, можно производить окучивание и окучивание. Также может использоваться как своего рода траншеекопатель на ограниченную глубину. Глубину можно отрегулировать менее чем до полных 12 дюймов, установив копирующее колесо (входит в комплект), которое имеет отверстия с шагом 1 дюйм, чтобы ограничить глубину всего до 6 дюймов. Расстояние бокового выброса можно контролировать с помощью съемной боковой заслонки (входит в комплект) и оборотов двигателя, поскольку «выброс» является центробежным.
У нас есть две версии роторного плуга:
- Одинарная версия : Показана на фотографиях выше, выгружает почву на правую сторону . Самый популярный из-за стоимости и веса; подходит для относительно плоских и квадратных/прямоугольных участков. Весит 95 фунтов.
- Поворотная (реверсивная) версия : (показана ниже) Имеет ДВА ротора лемеха, которые вращаются в противоположных направлениях; редуктор установлен на идеально сбалансированном вертлюге, поэтому его можно мгновенно «перевернуть», чтобы можно было добиться правого ИЛИ левого выброса. Поворотная версия предназначена для работы на склонах холмов и террас, когда почву необходимо перебрасывать ТОЛЬКО вверх или вниз по склону; также подходит для участков неправильной формы (не квадратных и не прямоугольных). Поворотная версия ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ (150 фунтов) — требуется передний груз для двигателя трактора, чтобы должным образом уравновесить плуг.
Плуг Berta Swivel в левом положении выброса
Плуг Berta Swivel, в правом положении выброса
Роторные плуги будут работать с мотоблоками BCS и Grillo мощностью не менее 9,5 л.с. (бензин) или 8 л.с. (дизель) И колесами 5x10x20” или больше.
ПРИМЕЧАНИЕ № 1: При использовании плуга для рыхления новой земли (дерна) очень важно, чтобы расстояние между колесами трактора составляло от 16 до 18 дюймов (измеряется от внутренней части одного колеса до внутренней другой) . ОБЫЧНО, чем ближе вы подходите к 18 дюймам, тем лучше будет работать плуг, потому что он требует большего «укуса» (несколько различается в зависимости от типа почвы). Удлинители оси могут потребоваться для достижения оптимальной рабочей ширины на колесах.
ПРИМЕЧАНИЕ № 2: *(Если плуг используется для устройства приподнятых грядок [или другой деятельности, которая включает только перемещение/выбрасывание «рыхлой» почвы, например, окучивания/окучивания], то расстояние между колесами трактор гораздо менее важен.0007 *
9000 6 Видео: Установка нового роторного плуга (одинарная версия)
Однороторный плуг Berta (аналогичный BCS «Groundblaster»
- Артикул AR.D4-B подходит для BCS 732 — 853, 750
- Артикул AR.D4-G подходит для Grillo G85 (9,5 л.с.) — G110
- Артикул AR.D4-G131 подходит для Grillo G131 (для правильной балансировки могут потребоваться дополнительные грузы)
- Требуются колеса размером 5x10x20 дюймов или больше (на некоторых моделях тракторов это могут быть колеса большего размера, чем стандартные)
- Может потребоваться удлинение оси для правильного расстояния между колесами (см. выше)
- Рекомендуемая производителем розничная цена:
1999 долларов1700 долларов
Реверсивный (поворотный) роторный плуг Berta
- Артикул ARV-B подходит для BCS 732 — 853, 750
- Артикул ARV-G подходит для Grillo G85 (9 л.с.) — G110
- Артикул ARV-G131 подходит для Grillo G131
- Требуются колеса размером 5x10x20 дюймов или больше (на некоторых моделях тракторов это могут быть колеса большего размера, чем стандартные)
- Может потребоваться удлинение оси для правильного расстояния между колесами (см. выше)
- Из-за большого веса этого орудия потребуются противовесы для двигателя для правильного обращения с трактором
- Рекомендуемая производителем розничная цена:
3099 долларов2600 долларов
как правильно пахать? Зачем нужно вспахивать огород осенью? На какую глубину при вспашке производят обработку почвы фрезами?
- Как выбрать мотоблок?
- Как подготовиться к работе?
- Как пахать?
- Методы вспашки
- Преимущества и недостатки механической вспашки
- Рекомендации
Вспашка земли является одним из обязательных агротехнических мероприятий и проводится ранней весной и поздней осенью. Благодаря этой процедуре почва насыщается кислородом, удаляется большая часть сорняков и значительно увеличивается продолжительность снежного покрова. И если вполне можно обычной лопатой вскопать несколько грядок, то для обработки даже небольшого дачного огорода или картофельного поля не обойтись без использования механизированной техники … И в этом случае на помощь приходит мотоблок — универсальный многофункциональный агрегат, являющийся незаменимым помощник для дачников и владельцев приусадебных участков.
Как выбрать мотоблок?
Мотоблоки являются универсальными устройствами и способны выполнять с десяток различных операций. С их помощью можно не только вспахивать землю, но и сажать овощи, пропалывать растения, окучивать картошку, собирать урожай и косить траву. Помимо сельскохозяйственного применения, мотоблоки широко используются для уборки снега и мусора, перевозки различных грузов массой до полутонны, а также снегоход и минитрактор. Кроме того, некоторые высокотехнологичные модели оснащены специальной шахтой, на которую устанавливаются дополнительные насадки, позволяющие рубить дрова, качать воду и даже обеспечивать хозяев электричеством.
Таким образом, при выборе мотоблока необходимо учитывать, какие еще функции, помимо вспашки участка, будут возложены на агрегат.
Вторым после функциональности критерием является мощность двигателя. По этому признаку заполнители делятся на легкие, средние и тяжелые. Легкие и средние модели предназначены для повседневного использования и весят от 50 до 100 кг. Они комплектуются двигателями объемом 4-8 л. с. и имеют, как правило, 2 передачи вперед и одну назад. Маломощные агрегаты шириной 70-80 см вполне подходят для обработки участков не более 15 соток. Мотоблоки оснащены двигателем средней мощности 7-8 л. с. и 90 см, предназначены для более масштабных работ и способны обслуживать площади от 15 до 40 соток.
Тяжелый класс представлен моделями с мощным двигателем 9 и более лошадиных сил , используются на полях до 1-1,5 га. Ширина захвата таких агрегатов составляет 100 см, а вес превышает 100 кг. Такие модели часто оснащаются дизельным двигателем и отличаются хорошим тяговым усилием, высоким ресурсом и малым расходом дизельного топлива. Однако при температуре воздуха 2 градуса и ниже дизельные двигатели запускаются несколько хуже бензиновых и дольше прогреваются. Поэтому если вам нужно не только вскапывать огород, но и убирать снег, то лучше приобрести бензиновую модель.
В случае использования мотоблока в качестве самоходного устройства или трактора для перевозки грузов следует выбирать модели с диаметром колеса не менее 45 см. Для этих целей также лучше выбрать глубокую проступь. Если мотоблок будет использоваться только для вспашки, то потребуется дополнительная покупка грунтозацепов и плуга. Несмотря на то, что большинство агрегатов в стандартной комплектации имеют пару фрез, их мощности часто не хватает для тяжелых почв и целины. Поэтому нужно заранее позаботиться о приобретении дополнительных насадок.
Как подготовиться к работе?
Подготовка машины к работе включает в себя установку проушин, а также навеску и регулировку плуга.
- Установка проушин. Эти приспособления представляют собой металлические колеса диаметром до 60 см и шириной 17-20 см. В продаже есть и более тонкие образцы, но покупать их не рекомендуется. Это связано с тем, что сделать ровную борозду тонкими крючьями очень сложно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справиться с ним в таких условиях достаточно проблематично. Для установки проушин блок ставится на ровную площадку, откручиваются родные колеса с резиновыми шинами и снимаются ступицы.
Ступицы крюков надеваются на ось привода, фиксируются штифтами и штифтами.
Ступицы крюков несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, что делает мотоблок более устойчивым. После того, как ступицы надежно прикреплены к ним, монтируются проушины. При установке металлических колес следите за тем, чтобы протектор сужался вперед. Крючки желательно выбирать таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата составлял более 70 кг. В противном случае машина будет буксовать и обработка получится неравномерной и некачественной. При приобретении слишком легких проушин необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести комплект дополнительных грузов, установка которых обеспечит необходимый вес.
- Установка и регулировка плуга. Плуг крепится с помощью муфт, которые крепятся к агрегату с помощью шкворня. Рекомендуется соединять сцепку и агрегат с люфтом 5-6 градусов. Если закрепить плуг неподвижно, то при вспашке он начнет мотать мотоблок из стороны в сторону, что связано с неравномерным воздействием на него почвы. Не рекомендуется полностью затягивать гайки при соединении сцепки с плугом. Это связано с тем, что впереди предстоит процесс регулировки, в ходе которого их придется не раз подтягивать, а затем ослаблять.
Для проведения регулировки необходимо установить блок на кирпичи или доски, уложенные друг на друга. Высота такой конструкции должна быть равна глубине вспашки и составлять 20-25 см. При этом проушины следует зафиксировать, тем самым обеспечив мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска лежала на земле всей своей длиной. При этом стойка плуга должна располагаться строго перпендикулярно земле и параллельно внутреннему концу крюка.
Затем регулируют угол наклона полевой доски, при этом расстояние от носка (лемеха) плуга до пяты должно соответствовать 3 см. Если пренебречь регулировкой наклона, то плуг при работе начнет зарываться в землю , двигатель перегреется и работу придется прекратить. Далее необходимо настроить ширину дорожки. Для этого правый край лемеха устанавливается на одной линии с внутренней стороной правого выступа.
При таком расположении почва будет срезаться абсолютно ровно, а управлять агрегатом станет проще.
- Запуск агрегата. Перед запуском бензинового или дизельного двигателя проверьте уровень масла и заполните бак топливом. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, а мощные четырехтактные «используют» чистый бензин А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнее дизельное топливо. Также перед запуском следует проверить работоспособность руля, газа, заднего хода и сцепления, после чего можно начинать.
Для запуска бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, откройте кран топливного бака и установите рычаг воздушной заслонки в режим «Пуск». Затем, не включая зажигание, совершают 3 — 5 движений стартером, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, всасывание сразу переводится в режим «Работа». На мотоблоках, оснащенных электростартером, запуск двигателя еще проще. Для этого достаточно включить зажигание, при этом электронасос нагнетает топливо в карбюратор и двигатель запустится.
Перед пуском дизеля весь воздух в системе выгоняется электростартером, а после того, как дизельное топливо займет его место, запускается двигатель. Если двигатель оборудован ручным стартером, то просто откройте кран подачи дизельного топлива, установите газ и нажмите на декомпрессор. Затем делается несколько взмахов стартером, декомпрессор встает на место и двигатель заводится.
Как пахать?
Чтобы правильно вспахать участок, его нужно хорошо подготовить. Для этого по его границе натягивают шнур для ориентира, что особенно рекомендуется людям, которые впервые будут вспахивать огород. Это связано с тем, что при работе плуг немного уводит вправо, из-за чего без соответствующего навыка сделать ровный рядок будет сложно.
При вспашке второго и всех последующих рядов рабочее колесо следует по уже сформированной борозде. и шнур больше не нужен. Затем следует вручную собрать крупные камни, выкорчевать пни и убрать коряги. После того, как площадка подготовлена и работает двигатель, включают скорость и начинают вспашку.
Оптимальной скоростью для работы мотоблока считается вторая, однако при изменении глубины вспашки или при переходе на другой тип почвы можно использовать и первую.
Первую борозду рекомендуется вести на пониженной передаче, что связано с необходимостью равномерного и точного формирования начального ряда. Ведь в дальнейшем именно он будет служить ориентиром для всех последующих борозд. После прохождения первого ряда проверяют глубину вспашки: она должна быть в пределах 20 см. Затем разворачивают мотоблок, устанавливают в борозду правый прилив, включают 1-ю скорость и едут в обратном направлении. , следя за тем, чтобы металлическое колесо не вышло за пределы борозды. Если все сделано правильно, то земляной гребень будет располагаться на расстоянии 10 см от предыдущего.
Если вам нужно вспахать небольшой участок, то можно обойтись и без плуга. В базовую комплектацию мотоблоков входят саблевидные фрезы, с помощью которых осуществляется обработка земель любой сложности и состава, в том числе целинных и каменистых почв. Помимо вспашки, фрезы применяют для перемешивания почвы при внесении удобрений, удаления сорняков и рыхления почвы.
Если требуется улучшить качество вспашки, то работы ведутся с использованием транспортно-пахотного модуля. Для этого плуг крепится не к самому мотоблоку, а к раме адаптера. Благодаря наличию промежуточного звена между плугом и агрегатом значительно снижается нагрузка на мотоблок, а вспашка становится легче и безопаснее. Кроме того, скорость мотоблока заметно увеличивается. И если при традиционной вспашке она составляет 5 км/ч, то в случае использования адаптера увеличивается до 10 км/ч. Однако, по сравнению с традиционным способом крепления плуга, при использовании этого способа теряется общая маневренность агрегата, что, впрочем, заметно лишь на небольших и тесных участках, при обилии культурных растений, растущих по краям . Если работа ведется на большом картофельном поле, то использование адаптера очень удобно.
Методы вспашки
Вспашку огорода можно выполнять несколькими способами.
- Всвал. При использовании этого метода работу начинают с центра участка. Дойдя до его края, агрегат разворачивается, правый выступ ставится в борозду и движется обратно к центру. При этом гребень земли оказывается довольно большим. Преимуществом такой техники перекопки является тот факт, что если на участке есть снег, он долго не тает, попадая в борозды и насыщая почву влагой.
Метод не имеет особых недостатков, что делает его наиболее распространенным и популярным среди большинства фермеров.
- Взял. В этом случае движение начинается с правой стороны площадки. Дойдя до конца ряда, мотоблок подгоняется к левому краю участка и движется в обратном направлении. Таким образом весь участок перепахивается до схода рядов. Использование этого метода позволяет плугу переворачивать почву и засыпать ее ранее внесенными удобрениями.
- Навстречу зиме. Огород вспахивают мотоблоком два раза в год: весной, непосредственно перед посевом культур, и осенью, после последнего урожая. Осенняя обработка считается особенно важной. Он полностью убивает сорняки и эффективно разрыхляет почву. Это способствует нормальному воздухообмену, обеспечивает надлежащий дренаж и предотвращает появление плесени и болезнетворных микроорганизмов. Сроки зяблевой вспашки зависят от погодных условий в регионе, но ее всегда делают до первых заморозков.
Преимущества и недостатки механической вспашки
Применение мотоблока при вспашке и планировке участка имеет ряд неоспоримых преимуществ перед ручной обработкой.
- Использование агрегата позволяет выполнять работы с особым качеством, в короткие сроки и с минимумом трудозатрат.
- Благодаря многофункциональности мотоблоков возможно проведение еще нескольких агропроцедур, таких как рыхление почвы, удаление сорняков и внесение удобрений.
- При механизированной вспашке глубина борозд значительно больше, чем при ручной копке лопатой. Кроме того, почва обрабатывается более равномерно, благодаря чему заметно улучшается ее общее состояние. Это связано с нормализацией воздухообмена, свободным доступом кислорода и более эффективным увлажнением почвы при прохождении осадков.
- По наблюдениям опытных аграриев, урожайность на полях, вспаханных мотоблоком, увеличивается вдвое.
Однако, наряду с очевидными достоинствами, у механизированной вспашки есть еще и недостатки. К ним относится невозможность использования техники на глубоко укоренившейся цельной древесине. В таких случаях требуется только ручное удаление длинных корневищ.
Кроме того, при ежегодном применении метода глубокой вспашки происходит потеря естественного плодородия пахотного слоя, из-за чего земля нуждается в удобрении или периодическом отдыхе.
Рекомендации
Для того чтобы работа с мотоблоком была легкой, а почва обрабатывалась качественно необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций.
- Участки до 6 соток лучше обрабатывать культиваторами. Но если решено использовать мотоблок, то вместо плуга следует установить саблевидные или клешневые фрезы.
- Навесной плуг рекомендуется использовать при вспашке полей площадью более 1 га. Однако края участков и участки со сложной геометрией тоже лучше обрабатывать фрезами.
- В процессе работы необходимо внимательно следить за состоянием оборудования и не допускать утечки масла из трансмиссии. В противном случае вредная жидкость попадет в обрабатываемый грунт и вызовет его частичное загрязнение.
- При распашке целины, а также при обработке каменистых и глинистых почв необходимо использовать утяжелители. В противном случае велик риск того, что мотоблок начнет прыгать по целине и глубокая вспашка потребует больших усилий.
- При использовании фрез рекомендуется оборудовать их концы защитными дисками. Это снизит вероятность обработки прилегающих земель и позволит проводить вспашку строго по границам участка.
- Для снижения нагрузки на слух необходимо использовать специальные наушники или беруши, а для частичной нейтрализации вибрации необходимо носить перчатки. Кроме того, при вспашке необходимо двигаться с подветренной стороны, что сведет к минимуму вредное воздействие выхлопных газов. Если предстоит пахать в большой теплице, то следует обеспечить хорошую вентиляцию помещения.