Нужен бетон: Какой бетон нужен для фундамента дома: марки и их характеристики

Содержание

Какой бетон нужен для площадки?

Въездная группа — важная часть загородной дачи или городского двора. Для обустройства стоянки используют камень, асфальт, плитку, брусчатку, строительные панели, бетон. Последний считается самым надежным и подходящим по «цене-качество». Расскажем в статье, как правильно выбрать марку бетона для заливки площадки под автомобиль.

Содержание

1. Особенности бетонирования мини-парковки

2. Какой бетон нужен для площадки под автомобиль

3. Где заказать нужную марку бетона

Особенности бетонирования мини-парковки

Автомобильная стоянка обустраивается в несколько этапов. Сначала подготавливается котлован. Поверхность земли уплотняют песчано-гравийной подушкой, сооружают деревянную опалубку, укладывают армирующую сетку. Затем заливают бетонную смесь.

В итоге получается монолитная плита. Она должна возвышаться над грунтом на 10–15 см и иметь небольшой уклон, чтобы парковку не затопило. Для въезда на площадку оборудуют пандус.

i

Обе конструкции желательно разделить деформационным швом, чтобы избежать растрескивания на изломе. Зазор обязательно гидроизолируют.

Марку бетона выбирают исходя от размеров площадки, проектных нагрузок и климатических условий. Рассмотрим, какой бетон подходит для площадки под автомобиль в Средней полосе России.

Какой бетон нужен для площадки под автомобиль

Чтобы изготовить прочный монолит без швов, заливать бетон нужно одним этапом. Смесь в опалубке обязательно вибрируют, чтобы устранить пустоты и уменьшить пористость. Для получения качественного монолита лучше заказать готовый раствор в автобетоносмесителе.

  • Бетон М200 — используется для обустройства небольшой домашней парковки под легковую машину.

  • Бетон М250 — способен нести чуть большую нагрузку.

  • Бетон М300 — из него получается крепкий влагостойкий монолит, который выдерживает много циклов замерзания и оттаивания.

  • Бетон М350 — применяется для строительства нескольких парковочных мест или стоянки для большегрузного транспорта.

В целях экономии можно купить бетон М100 или бетон М150 и улучшить состав с помощью различных добавок. Поверхность дополнительно защищают железнением или топпингом/полимерным покрытием.

Покупать бетон М400 или бетон М450 для возведения автомобильной площадки нецелесообразно из-за дороговизны и излишней прочности. Бетон М500 — также рассчитан на более сложный спектр задач.

i

Кроме правильного раствора, нужно грамотное армирование. Нельзя закреплять элементы сварочным швом — каркас получит избыточную жесткость, поверхность покроется трещинами.

Парковать машину на площадке можно через месяц после заливки.

Где заказать нужную марку бетона

Заказывайте бетон с доставкой по Саранску и Республике Мордовия в компании «СпецСтройБетон». Мы продаем бетон всех марок оптом и в розницу. Отгружаем от 1 м3. Гарантируем:

1. Лабораторную проверку каждой партии.

2. Растворы и сыпучие стройматериалы в любом количестве.

3. Скидки за объем и постоянное сотрудничество.

Чтобы приобрести продукцию напрямик с завода, свяжитесь с нами по телефону или закажите обратный звонок на сайте.

Какой бетон нужен для отмостки дома?

При строительстве своего дома, хочется обустроить все таким образом, чтобы жить в нем без забот. Поэтому для начала необходимо правильно сделать фундамент, чтобы под него не попадала вода после дождя или весной, иначе основа начнет постепенно разрушаться. Ответственный подход к обустройству отмостки поможет избежать негативных последствий, поэтому нужно позаботиться о ее прочности.

Для чего нужно делать отмостку

Отмостка представляет собой небольшой ширины полосу, изготовленную из слоя бетона, которая охватывает площадь с каждой стороны дома. При этом одна ее сторона находится рядом со стеной здания, а другая рядом примыкает к грунту.

Заливать бетон в Истре для отмостки, необходимо только после окончания отделочных работ цоколя и обязательно в теплое время года.

Основа дома должна выполнять функцию не только эстетичности обустройства, но и, что самое важное –практичность строительного элемента. Помните, когда идут ливни, с крыши вода течет близко к дому. Как известно, она способна постепенно разрушать строительные сооружения. А если на цоколь дома будет часто попадать влага, постепенно это также приведет к его разрушению.

Чтобы понять, какой бетон нужен для отмостки, необходимо предварительно ознакомиться с теми функциями, которые она выполняет:

  1. Создает дополнительную теплоизоляцию.
  2. Препятствует пучению грунта, а также прорастанию корней возле здания.
  3. Препятствует промерзанию почвы возле фундамента.
  4.  Автоматически увеличивает срок службы постройки.
  5. Придает участку возле дома красивый законченный вид.

Стоит отметить, что отмостку дополняют клинкером, брусчаткой или тротуарной плиткой. Существуют некоторые требования к процессу создания основы. Например, отмостка должна быть непрерывна, при этом ее ширина должна быть немного больше выступающего карниза. Профессионалы советуют делать ее выступ не менее, чем на 20 см.

Марки бетонной смеси: как выбрать оптимальную

Для начала нужно определиться, бетон какой марки нужен для отмостки. Материалы для строительства имеют требования, к которым применяется ГОСТ. А вот для бетона имеются точные требования – 9128-97 и 7473-9. Они устанавливают состав смеси и ее технические характеристики. Это можно увидеть по марке строительной смеси.

Чтобы выбрать нужную марку бетона, необходимо опираться на требования, на основе которых создается отмостка:

  1. Ожидаемая нагрузка.
  2. Тип почвы.
  3. Климат.

Важно учесть, что вероятнее по создаваемом элементу конструкции будут ходить, а это означает, что на него будет оказываться и механическое действие. К этой категории относится и резкое изменение температуры, частота осадков и другие явления погоды. Поэтому выбирая строительную смесь, необходимо убедиться в ее надежности. Например, стоит обратить внимание на ее морозостойкие качества и водонепроницаемость. Правильно выбранная марка бетона будет гарантией продолжительного срока службы отмостки.

К примеру, при минимальных требованиях, бетонная смесь должна иметь марку М200 с классом прочности В15, при этом ее морозостойкость будет F150.

На заметку! Смесь марки М200 часто применяется в строительстве.

Чтобы приготовить смесь для отмостки, необходимо приобрести марки цемента М400 или М500. При пучинистой почве условия к качественным показателям повышаются одновременно с маркой бетона.

При климате, в котором наблюдается частое изменение температуры и сильные ливни, лучше использовать марку М250. Такая бетонная лента будет устойчива к повреждениям и воздействию неблагоприятных погодных условий, морозу и жаре.

Если планируется постройка крупного здания, то выбирают марку цемента М300 и М400. Это связано с тем, что крупномасштабные сооружения способны создавать вибрацию. А это в свою очередь негативно сказывается на состоянии отмостки.

Пропорции смеси

Чтобы правильно рассчитать количество раствора, необходимо найти производное длины, ширины и толщины бетонной полосы. Затем получившееся число увеличить на 15-16%. Это нужно для запаса, в случае непредвиденных обстоятельств.

Бетон любой марки готовится по уже тщательно проверенным пропорциям всех его составляющих. Нужно строго придерживаться нужного количества цемента, песка, щебня, воды и брать все компоненты в пропорциях 1:3:4:0,5.

Также важно учитывать размер наполнителя. Например, если щебень крупный, то воды на замес добавляют меньше.

При использовании цемента марки М500 расход будет меньше. При изготовлении смеси песок предварительно тщательно моют, сушат. Или можно купить уже очищенный песок.

В качестве наполнителя можно приобрести отсев гранита кубической формы. При этом его размер не должен превышать показатель в 10 мм.

При готовке смеси не нужно экономить на материалах, иначе можно уменьшить срок эксплуатации отмостки.

Пропорции могут изменяться, отталкиваясь от марки цемента. Например, если взять портландцемент для получения М200, то можно получить такое соотношение 1:1,9:3,7. Если понадобиться получить М400, то пропорции изменяются.

Смешивать компоненты для заливки отмостки необходимо таким образом, чтобы получилась однородная смесь, без наличия комков. При этом консистенция должна быть не жидкой, а аналогичной густой сметане.

Чтобы получить качественный замес, то можно следовать указанным ниже действиям:

  1. Понадобится чистая водопроводная вода, которую нужно налить в бетономешалку или при ручном замесе в подходящую емкость.
  2. Добавлять цемент надо понемногу, при этом все время его перемешивая.
  3. Когда замес приобретает консистенцию похожую на молочко, то добавляют щебенку.
  4. После в емкость высыпают очищенный и сухой песок.
  5. Модифицирующие составляющие засыпают уже на этом этапе.

Можно ли увеличить водонепроницаемость бетона, если его марка низкая?

Водонепроницаемость бетона указывается в нормативе и разделено на 10 марок, от W2 по W20 (шаг 2).

Для выявления показателя влагостойкости в лаборатории проводят испытания.

Как правило, в испытаниях участвуют марки W4, W6, W8. Неплохой показатель водонепроницаемости имеет марка бетона с W4. Но для этого вида необходимо делать дополнительно слой гидроизоляции.

А вот средняя влагостойкость свойственна W6. Кроме этого состав такого  бетона является самым популярным по запросам к водонепроницаемости.

Считается, что высокий показатель водонепроницаемости начинается с W8 и выше. Марки, которые идут выше имеют еще большую устойчивость к воздействию влаги. Но цена этих марок бетона высокая для использования на частных сооружениях.

Чтобы получить качественную отмостку, стоит подумать о максимальном снижении показателя усадки. Это поможет повысить качество материала к водонепроницаемости.

  1. При применении смеси с определенными присадками на поверхности может появляться плотная пленка. Это будет мешать усадке.
  2. После того, как отмостка залита, ее необходимо своевременно увлажнять 3-4 суток.
    Бетонную ленту увлажняют каждый 5 часов, при этом высыхать она должна самостоятельно.
  3. Сразу после заливки, отмостку рекомендуется накрыть материалом, например, пленкой. Это нужно для того, чтобы обезопасить свежий замес от атмосферной влажности и сделать парниковый эффект. Таким образом можно повысить качество отмостки, благодаря отсутствию быстрого пересыхания залитой смеси.

Кроме этого, чтобы увеличить гидроизоляционную способность можно, включив в состав бетонной смеси специальные добавки. Их добавляют в саму смесь или на уже сформировавшийся твердый бетон. Гидрофобные добавки препятствуют образованию пустотам в замесе благодаря вытеснению воздуха. За счет таких добавок цемент приобретает хорошую плотность, поэтому увеличивается его устойчивость к влаге.

QUIKRETE® — Технические данные

Если у вас есть вопросы относительно технических данных, позвоните нам по телефону 1-800-282-5828.

РАЗДЕЛ 3 — БЕТОН

03 01 00 — Обслуживание бетона

Бетонная смесь FastSet™ (No. 1004-51)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

FastSet™ DOT Mix (№ 1244-56, 1244-81-расширенный)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Ремонтный раствор FastSet™ (№ 1241-60)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Re-Cap ® Resurfacer (№ 1131-47)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ 9 паспорта безопасности0014

 

Герметик для бетона (№ 8800)

Технический паспорт Документ SDS

 

Гидравлический гидроизоляционный цемент (№ 1126)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ 9 паспорта безопасности0014

 

Быстросхватывающийся цемент (№ 1240)

Технический паспорт Документ SDS

 

Rapid Road Repair® (No. 1242)

Технический паспорт Документ SDS

 

Смесь песка/посыпки (№ 1103)

Технический паспорт Документ SDS

 

Виниловый шпатель для бетона (No. 1132-белый, № 1133-серый)

Технический паспорт Документ 9 паспорта безопасности0014

03 31 00 — Конструкционный бетон

Бетонная смесь (№ 1101)

Технический паспорт Документ SDS

 

Быстротвердеющий бетон (№ 1004-50)

Технический паспорт Документ 9 паспорта безопасности0014

 

Бетонная смесь трещиностойкая (№ 1006-80)

Технический паспорт Документ SDS

 

QUIKRETE® 5000 High Early Бетонная смесь на прочность (№ 1007)

Технический паспорт Документ 9 паспорта безопасности0014

03 37 13 — Торкрет-бетон

Торкрет-бетон (№ 1228-21), Торкрет-МС (№ 1229-80), Армированный торкрет MS Poly Fibre (№ 1229-86), Торкрет MS-AR Армированный стекловолокном (№ 1229-83), Набрызг-бетон MS Армированный стальным волокном (№ 1229-83). 1229-87)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

Бетонное покрытие

Самонивелирующийся состав для выравнивания полов (№ 1249-50)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ 9 паспорта безопасности0014

 

Быстросхватывающийся наливной пол Ресурфейсер (№ 1249-51)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Смесь песка/посыпки (№ 1103)

Технический паспорт Документ SDS

 

Акриловый укрепитель для бетона (№ 8610)

Технический паспорт Документ SDS

 

Клей для склеивания бетона (№ 9902)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

03 54 13 — Гипсоцементная подложка

Быстросхватывающаяся подложка (№ 1248)

Технический паспорт Документ SDS

03 54 16 — Гидравлическая цементная стяжка

Самонивелирующийся состав для выравнивания полов (№ 1249-50)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Быстросхватывающийся наливной пол Ресурфейсер (№ 1249-51)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Клей для склеивания бетона (№ 9902)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ 9 паспорта безопасности0014

03 61 00 — цементные растворы

Анкеровка для наружного применения Цемент (№ 1245-81)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

03 62 00 Безусадочная заливка

Безусадочный раствор FastSet™ (№ 1585-09)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Безусадочный Общий Назначение Затирка (№ 1585-01)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Безусадочный цементный раствор (№ 1585-00)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

РАЗДЕЛ 4 — КЛАДКА

04 05 13 — Кирпичный раствор

Мейсон Микс (№ 1136)

Технический паспорт Документ SDS

 

Массивная кладка Минометы

Технический паспорт — Объемная кладка Растворы и растворы Технический паспорт — Мейсон Микс Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Раствор для облицовочного камня (№ 1137)

Технический паспорт Документ SDS

 

Шпон Камень Раствор Полимер Модифицированный (№1137-85)

Технический паспорт Документ SDS

 

Раствор для облицовки натуральным камнем (№ 1137-88)

Технический паспорт Документ SDS

 

QUIKWALL® Поверхностное склеивание Цемент (№1230-белый, №1231-серый, №1220-нешлифованный)

Технический паспорт Документ SDS

04 05 16 — Заливка каменной кладки

Цементный раствор (№ 1587-07-крупнозернистый, №1587-08-тонкий)

Технический паспорт Гид Технические характеристики паспорт безопасности Документ

 

Самоуплотняющийся заполнитель Затирка (№ 1585-06)

Технический паспорт Гид Технические характеристики паспорт безопасности Документ

РАЗДЕЛ 7 — ТЕРМОЗАЩИТА И ВЛАГОЗАЩИТА

07 11 16 — Цементная гидроизоляция

Покрытие для тяжелых условий эксплуатации (№ 1312-серый, № 130-белый)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ 9 паспорта безопасности0014

 

Поверхность QUIKWALL® Адгезионный цемент (№ 1230 – белый, № 1231 – серый, № 1220 – нешлифованный)

Технический паспорт Документ SDS

07 16 00 — Цементная и реактивная гидроизоляция

Гидравлический гидроизоляционный цемент (№ 1126)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

07 92 00 — Герметики для швов

Изделия из полиуретана

Строительство Клей

Технический паспорт Документ SDS

 

Без провисания Герметик

Технический паспорт Документ SDS

 

Самонивелирующийся Герметик

Технический паспорт Документ SDS

РАЗДЕЛ 9 — ОТДЕЛКИ

09 24 00 — Штукатурка из портландцемента

Однослойный армированный стекловолокном Штукатурка (FRS) (№ 1200 Шлифованная, № 1216-Концентрированная)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Финишное покрытие Stucco (No. 1201)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Царапина и коричневая основа Покрытие Stucco (№ 1139)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Клей для склеивания бетона (№ 9902)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

РАЗДЕЛ 32 — ВНЕШНИЕ УЛУЧШЕНИЯ

32 01 17 — Ремонт гибкого дорожного покрытия

Коммерческий постоянный Ремонт асфальтобетонного покрытия (№ 1701)

Технический паспорт Документ SDS

32 01 29- Ремонт жесткого покрытия

Бетонная смесь FastSet™ (No. 1004-51)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

FastSet™ DOT Mix (№ 1244-56, 1244-81-расширенный)

Технический паспорт Технические характеристики руководства Документ SDS

 

Rapid Road Repair® (No. 1242)

Технический паспорт Документ SDS

 

Бетон: самый разрушительный материал на Земле | Города

За то время, пока вы будете читать это предложение, мировая строительная индустрия зальет более 19 000 ванн бетона. К тому времени, как вы дочитаете эту статью до середины, том заполнит Альберт-холл и выльется в Гайд-парк. Через день он будет почти размером с китайскую плотину «Три ущелья». За один год достаточно патио над каждым холмом, долиной, укромным уголком и щелью в Англии.

После воды бетон является наиболее широко используемым веществом на Земле. Если бы цементная промышленность была страной, она была бы третьим по величине источником выбросов углекислого газа в мире с объемом выбросов до 2,8 млрд тонн, уступая только Китаю и США.

Этот материал является основой современного развития, дает крышу над головами миллиардов, укрепляет нашу защиту от стихийных бедствий и обеспечивает структуру для здравоохранения, образования, транспорта, энергетики и промышленности.

Бетон — это то, как мы пытаемся приручить природу. Наши плиты защищают нас от элементов. Они удерживают дождь от наших голов, холод от наших костей и грязь от наших ног. Но они также засыпают обширные участки плодородной почвы, засоряют реки, засоряют места обитания и, действуя как прочная вторая кожа, лишают нас чувствительности к тому, что происходит за пределами наших городских крепостей.

Наш сине-зеленый мир с каждой секундой становится серее. Согласно одному расчету, мы, возможно, уже прошли точку, когда бетон перевешивает совокупную массу углерода каждого дерева, куста и кустарника на планете. В этом смысле наша искусственная среда перерастает природную. Однако, в отличие от природного мира, он на самом деле не растет. Наоборот, его главное качество — затвердевать, а затем очень медленно разлагаться.

Вопросы и ответы
Что такое неделя бетона Guardian?
Show

На этой неделе Guardian Cities исследует шокирующее влияние бетона на планету, чтобы узнать, что мы можем сделать, чтобы сделать мир менее серым.

Наш вид пристрастился к бетону. Мы используем его больше, чем что-либо еще, кроме воды. Как и другие искусственные чудо-материалы, пластик и бетон преобразили конструкцию и улучшили здоровье человека. Но, как и в случае с пластиком, мы только сейчас начинаем осознавать его опасности.

Бетон вызывает до 8% глобальных выбросов CO2; если бы это была страна, она была бы худшим преступником в мире после США и Китая. Он заполняет наши свалки, перегревает наши города, вызывает наводнения, уносящие жизни тысяч людей, и коренным образом меняет наше отношение к планете.

Сможем ли мы избавиться от зависимости, без которой трудно представить современную жизнь? В этой серии статей Concrete Week исследует влияние материала на окружающую среду и на нас, а также рассматривает альтернативные варианты будущего.

Крис Майкл, редактор Cities

Было ли это полезно?

Весь пластик, произведенный за последние 60 лет, составляет 8 млрд тонн. Цементная промышленность выкачивает больше, чем каждые два года. Но хотя проблема больше, чем с пластиком, ее обычно считают менее серьезной. Бетон не получают из ископаемого топлива. В желудках китов и чаек его не находят. Врачи не обнаруживают его следов в нашей крови. Мы также не видим его запутавшимся в дубах или вносящим свой вклад в подземные жирберги. Мы знаем, где мы находимся с бетоном. Или, если быть более точным, мы знаем, куда она идет: никуда. Именно поэтому мы стали полагаться на него.

Эта основательность, конечно же, то, к чему стремится человечество. Бетон любят за его вес и прочность. Именно поэтому он служит основой современной жизни, сдерживая время, природу, стихию и энтропию. В сочетании со сталью это материал, который гарантирует, что наши плотины не прорвутся, наши многоквартирные дома не упадут, наши дороги не прогнутся, а наша электросеть останется подключенной.

Солидность — особенно привлекательное качество во времена дезориентирующих перемен. Но, как и любая хорошая вещь в избытке, она может создать больше проблем, чем решить.

То непоколебимый союзник, то ложный друг, бетон может сопротивляться природе десятилетиями, а затем внезапно усилить свое влияние. Возьмите наводнения в Новом Орлеане после урагана Катрина и в Хьюстоне после Харви, которые были более сильными, потому что городские и пригородные улицы не могли впитывать дождь, как пойма, а ливневые стоки оказались совершенно неадекватными для новых экстремальных условий нарушенного климата.

Когда прорывается дамба… Дамба канала 17-й улицы в Новом Орлеане после того, как она была прорвана во время урагана Катрина. Фотография: Нати Харник/AP

Он также усиливает экстремальные погодные условия, от которых защищает нас. Считается, что на всех этапах производства на бетон приходится 4-8% мирового выброса CO2. Среди материалов только уголь, нефть и газ являются большим источником парниковых газов. Половина выбросов CO2 при производстве бетона создается при производстве клинкера, наиболее энергоемкой части процесса производства цемента.

Но другие воздействия на окружающую среду изучены гораздо хуже. Бетон — это жаждущее чудовище, поглощающее почти десятую часть промышленного потребления воды в мире. Это часто увеличивает нагрузку на питьевые и ирригационные нужды, поскольку 75% этого потребления приходится на засушливые и нехватающие воды регионы. В городах бетон также усиливает эффект теплового острова, поглощая солнечное тепло и улавливая газы от выхлопных газов автомобилей и кондиционеров, хотя он, по крайней мере, лучше, чем более темный асфальт.

Также усугубляет проблему силикоза и других респираторных заболеваний. Пыль от переносимых ветром складов и смесителей составляет до 10% крупных твердых частиц, которыми задыхается Дели, где исследователи обнаружили в 2015 году, что индекс загрязнения воздуха на всех 19 крупнейших строительных площадках превышает безопасные уровни как минимум в три раза. . Известняковые карьеры и цементные заводы также часто являются источниками загрязнения, наряду с грузовиками, которые перевозят материалы между ними и строительными площадками. В таких масштабах даже приобретение песка может иметь катастрофические последствия — разрушить так много мировых пляжей и русел рек, что эта форма добычи в настоящее время все чаще используется организованными преступными группировками и ассоциируется с кровавым насилием.

Это касается наиболее серьезного, но наименее изученного воздействия бетона, которое заключается в том, что он разрушает природную инфраструктуру, не заменяя при этом экологические функции, от которых зависит удобрение, опыление, борьба с наводнениями, производство кислорода и очистка воды.

Бетон может поднять нашу цивилизацию на высоту до 163 этажей в случае небоскреба Бурдж-Халифа в Дубае, создавая жизненное пространство из воздуха. Но это также выталкивает человеческий след наружу, растягивая плодородный верхний слой почвы и задыхаясь от мест обитания. Кризис биоразнообразия, который многие ученые считают такой же угрозой, как и климатический хаос, в первую очередь обусловлен превращением дикой природы в сельскохозяйственные, промышленные зоны и жилые кварталы.

На протяжении сотен лет человечество было готово смириться с этим недостатком окружающей среды в обмен на несомненные преимущества бетона. Но теперь баланс может сместиться в другую сторону.


Пантеон и Колизей в Риме являются свидетельством долговечности бетона, который представляет собой смесь песка, заполнителя (обычно гравия или камней) и воды, смешанных с обожженным в печи связующим веществом на основе извести. Современная промышленная форма вяжущего – портландцемент – была запатентована как форма «искусственного камня» в 1824 году Джозефом Аспдином в Лидсе. Позже это было объединено со стальными стержнями или сеткой для создания железобетона, основы для небоскребов в стиле ар-деко, таких как Эмпайр-стейт-билдинг.

Реки его вылились после Второй мировой войны, когда бетон стал недорогим и простым способом восстановления разрушенных бомбардировками городов. Это был период бруталистских архитекторов, таких как Ле Корбюзье, за которым последовали футуристические, плавные изгибы Оскара Нимейера и элегантные линии Тадао Андо, не говоря уже о постоянно растущем легионе плотин, мостов, портов, ратушей, университетские городки, торговые центры и одинаково мрачные автостоянки. В 1950 году производство цемента было равно производству стали; с тех пор он вырос в 25 раз, более чем в три раза быстрее, чем его партнер по металлическому строительству.

Дебаты об эстетике имеют тенденцию к поляризации между традиционалистами, такими как принц Чарльз, который осудил бруталистский Tricorn Center Оуэна Людера как «заплесневелый комок слоновьего помета», и модернистами, которые рассматривали бетон как средство сделать стиль, размер и прочность доступными для каждого. массы.

Политика бетона вызывает меньше разногласий, но более разъедает. Основная проблема здесь — инерция. Как только этот материал связывает политиков, бюрократов и строительные компании, образовавшуюся связь практически невозможно сдвинуть с места. Лидеры партий нуждаются в пожертвованиях и откатах от строительных фирм, чтобы быть избранными, государственным планировщикам нужно больше проектов для поддержания экономического роста, а боссам строительства нужно больше контрактов, чтобы деньги поступали, штат был занят, а политическое влияние было высоким. Отсюда и самовоспроизводящийся политический энтузиазм по поводу экологически и социально сомнительных инфраструктурных проектов и цементных праздников вроде Олимпиады, чемпионата мира по футболу и международных выставок.

Классический пример — Япония, которая приняла бетон во второй половине 20-го века с таким энтузиазмом, что структура управления в стране часто описывалась как doken kokka (состояние строительства).

Резервуар для воды с регулируемым давлением в Кусакабе, Япония, построенный для защиты Токио от паводков и переполнения основных водных путей и рек города во время сильных дождей и сезонов тайфунов. Фотография: Ho New/Reuters

Сначала это был дешевый материал для восстановления городов, разрушенных зажигательными бомбами и ядерными боеголовками во время Второй мировой войны. Затем она заложила основу для новой модели сверхбыстрого экономического развития: новые железнодорожные пути для сверхскоростных поездов Синкансэн, новые мосты и туннели для надземных скоростных автомагистралей, новые взлетно-посадочные полосы для аэропортов, новые стадионы для 19-го века.64 Олимпийских игр и Osaka Expo, а также новые ратуши, школы и спортивные сооружения.

Это поддерживало темпы роста экономики почти двузначными числами до конца 1980-х годов, обеспечивая высокий уровень занятости и давая правящей Либерально-демократической партии мертвую хватку у власти. Политических тяжеловесов той эпохи — таких людей, как Какуэи Танака, Ясухиро Накасоне и Нобору Такэсита — оценивали по их способности приносить в свои родные города масштабные проекты. Огромные откаты были нормой. Гангстеры якудза, которые служили посредниками и силовиками, также получили свою долю. Мошенничество на торгах и практически монополия со стороны шести крупных строительных фирм (Симидзу, Тайсей, Кадзима, Такенака, Обаяши, Кумагаи) обеспечили достаточно прибыльные контракты, чтобы обеспечить политикам солидные откаты. докен кокка был рэкетом национального масштаба.

Но бетона не так много, чтобы его можно было с пользой уложить, не нарушая окружающей среды. Постоянно уменьшающаяся отдача стала очевидной в 1990-х годах, когда даже самые изобретательные политики изо всех сил пытались оправдать правительственные пакеты стимулирующих расходов. Это был период чрезвычайно дорогих мостов в малонаселенные районы, многополосных дорог между крошечными сельскими общинами, цементирования немногих сохранившихся естественных берегов рек и заливки все больших объемов бетона в морские стены, которые должны были защитить 40% береговой линии. Японское побережье.

В своей книге «Собаки и демоны» автор и давний житель Японии Алекс Керр сетует на цементирование берегов рек и склонов холмов во имя предотвращения наводнений и селей. Безудержные строительные проекты, субсидируемые государством, сказал он в интервью, «нанесли неисчислимый ущерб горам, рекам, ручьям, озерам, водно-болотным угодьям, повсюду — и это происходит с нарастающей скоростью. Такова реальность современной Японии, и цифры ошеломляют».

Он сказал, что количество бетона, уложенного на квадратный метр в Японии, в 30 раз больше, чем в Америке, и что объем почти такой же. «Итак, мы говорим о стране размером с Калифорнию, укладывающей такое же количество бетона [как и все США]. Умножьте американские торговые центры и разрастание городов на 30, чтобы понять, что происходит в Японии».

Традиционалисты и защитники окружающей среды были в ужасе – и проигнорированы. Цементирование Японии противоречило классическим эстетическим идеалам гармонии с природой и оценке mujo (непостоянства), но было понятно, учитывая постоянный страх землетрясений и цунами в одной из самых сейсмически активных стран мира. Все знали, что реки с серыми берегами и береговые линии уродливы, но никого это не волновало, пока они могли уберечь свои дома от затопления.

Что сделало разрушительное землетрясение Тохоку 2011 года и цунами еще более шокирующими. В прибрежных городах, таких как Исиномаки, Камаиси и Китаками, огромные морские стены, которые строились десятилетиями, были затоплены за считанные минуты. Погибло почти 16 000 человек, миллион зданий был разрушен или поврежден, городские улицы были заблокированы выброшенными на берег кораблями, а воды порта были заполнены плавающими автомобилями. Еще более тревожная история произошла на Фукусиме, где волна океана поглотила внешнюю защиту атомной станции Фукусима-дайити и вызвала расплавление 7 уровня.

Вкратце, казалось, что это может стать моментом короля Кнуда для Японии — когда сила природы разоблачит безумие человеческого высокомерия. Но бетонное лобби оказалось слишком сильным. Либерально-демократическая партия вернулась к власти через год с обещанием потратить 200 триллионов иен (1,4 триллиона фунтов стерлингов) на общественные работы в течение следующего десятилетия, что эквивалентно примерно 40% экономического производства Японии.

«Кажется, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого»… Морская дамба в Ямада, префектура Иватэ, Япония, 2018 год. Фото: Ким Кён-Хун/Reuters

Строительные фирмы снова получили приказ сдерживать море, на этот раз с еще более высокими и толстыми барьерами. Их стоимость оспаривается. Инженеры утверждают, что эти 12-метровые бетонные стены остановят или, по крайней мере, замедлят будущие цунами, но местные жители слышали такие обещания и раньше. Район, защищаемый этими оборонительными сооружениями, также имеет меньшую ценность для человека, поскольку земля в значительной степени обезлюдела и заполнена рисовыми полями и рыбными фермами. Экологи говорят, что мангровые леса могут стать гораздо более дешевым буфером. Что характерно, даже многие пострадавшие от цунами местные жители ненавидят бетон между ними и океаном.

«Такое ощущение, что мы в тюрьме, хотя мы не сделали ничего плохого», — сказал Рейтер рыбак, ловящий устриц, Ацуши Фуджита. «Мы больше не можем видеть море», — сказал уроженец Токио фотограф Тадаси Оно, сделавший одни из самых впечатляющих снимков этих массивных новых сооружений. Он описал их как отказ от японской истории и культуры. «Наше богатство как цивилизации связано с нашим контактом с океаном», — сказал он. «Япония всегда жила с морем, и море защищало нас. А теперь японское правительство решило закрыть доступ к морю».


Это было неизбежно. Во всем мире бетон стал синонимом развития. Теоретически похвальная цель человеческого прогресса измеряется рядом экономических и социальных показателей, таких как ожидаемая продолжительность жизни, детская смертность и уровень образования. Но для политических лидеров самым важным показателем является валовой внутренний продукт, мера экономической активности, которая чаще всего рассматривается как расчет размера экономики. ВВП — это то, как правительства оценивают свой вес в мире. И ничто так не наполняет страну, как бетон.

Это справедливо для всех стран на определенном этапе. На ранних стадиях разработки тяжеловесные строительные проекты приносят пользу, как боксер, наращивающий мускулы. Но для уже зрелой экономики это вредно, как престарелый спортсмен, накачивающий все более сильные стероиды со все меньшим эффектом. Во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов кейнсианские экономические советники говорили японскому правительству, что лучший способ стимулировать рост ВВП — выкопать яму в земле и засыпать ее. Желательно с цементом. Чем больше отверстие, тем лучше. Это означало прибыль и рабочие места. Конечно, гораздо проще мобилизовать нацию на что-то, что улучшит жизнь людей, но в любом случае бетон, скорее всего, будет частью договоренности. Таков был смысл Нового курса Рузвельта в XIX веке.30-х годов, который отмечается в США как национальный проект по борьбе с рецессией, но также может быть описан как крупнейшее мероприятие по заливке бетона до этого момента. Только для плотины Гувера потребовалось 3,3 миллиона кубических метров, что на тот момент было мировым рекордом. Строительные фирмы утверждали, что он переживет человеческую цивилизацию.

Но это было легковесно по сравнению с тем, что сейчас происходит в Китае, бетонной сверхдержаве 21 века и величайшей иллюстрации того, как материал трансформирует культуру (цивилизацию, переплетенную с природой) в экономику (производственную единицу, одержимую ВВП статистика). Необычайно быстрый подъем Пекина из развивающейся страны в будущую сверхдержаву потребовал горы цемента, песчаные пляжи и озера с водой. Скорость, с которой смешиваются эти материалы, является, пожалуй, самой поразительной статистикой современности: с 2003 года Китай каждые три года заливал больше цемента, чем США за весь 20-й век.

Сегодня Китай использует почти половину мирового объема бетона. На сектор недвижимости — дороги, мосты, железные дороги, городское развитие и другие цементно-металлургические проекты — пришлось треть роста его экономики в 2017 году. В каждом крупном городе есть масштабная модель планов городского развития, которая должна быть постоянно обновляется, поскольку маленькие белые пластиковые модели превращаются в мегамоллы, жилые комплексы и бетонные башни.

Но, как и США, Япония, Южная Корея и любая другая страна, которая «развилась» до него, Китай достигает точки, когда простая заливка бетона приносит больше вреда, чем пользы. Торговые центры-призраки, полупустые города и стадионы с белыми слонами — растущий признак расточительных расходов. Возьмем, к примеру, огромный новый аэропорт в Луляне, который открывался всего с пятью рейсами в день, или Олимпийский стадион «Птичье гнездо», настолько малоиспользуемый, что теперь он больше похож на памятник, чем на стадион. Хотя поговорка «строим, и люди придут» в прошлом часто оказывалась верной, китайское правительство обеспокоено. После того, как Национальное бюро статистики обнаружило 450 квадратных километров непроданных жилых площадей, президент страны Си Цзиньпин призвал к «уничтожению» избыточной застройки.

Плотина «Три ущелья» на реке Янцзы в Китае — крупнейшее бетонное сооружение в мире. Фотография: Laoma/Alamy

Пустые, рушащиеся постройки – это не только бельмо на глазу, но и истощающая экономика и пустая трата продуктивных земель. Все большее строительство требует все большего количества цементных и сталелитейных заводов, выбрасывающих все больше загрязняющих веществ и углекислого газа. Как отметил китайский ландшафтный архитектор Ю Концзянь, он также удушает экосистемы — плодородную почву, самоочищающиеся ручьи, устойчивые к бурям мангровые болота, леса, защищающие от наводнений, — от которых в конечном счете зависят люди. Это угроза тому, что он называет «экологической безопасностью».

Ю возглавил атаку на бетон, разрывая его, когда это возможно, чтобы восстановить берега рек и естественную растительность. В своей влиятельной книге «Искусство выживания» он предупреждает, что Китай опасно далеко ушел от даосских идеалов гармонии с природой. «Процесс урбанизации, которым мы следуем сегодня, — это путь к смерти», — сказал он.

Юй консультировали правительственные чиновники, которые все больше осознают хрупкость нынешней китайской модели роста. Но возможности их передвижения ограничены. За начальным импульсом конкретной экономики всегда следует инерция конкретной политики. Президент пообещал сместить фокус экономики с отрыжки тяжелой промышленности на высокотехнологичное производство, чтобы создать «красивую страну» и «экологическую цивилизацию», и сейчас правительство пытается выйти из крупнейшего строительного бума. в истории человечества, но Си не может допустить, чтобы строительный сектор просто исчез, потому что в нем занято более 55 миллионов рабочих — почти все население Великобритании. Вместо этого Китай делает то же, что и многие другие страны, экспортируя свою экологическую нагрузку и избыточные мощности за границу.

Хваленая пекинская инициатива «Один пояс, один путь» — проект зарубежных инвестиций в инфраструктуру, во много раз превышающий план Маршалла, — обещает строительство дорог в Казахстане, не менее 15 плотин в Африке, железных дорог в Бразилии и портов в Пакистане, Греции и Шри-Ланке. Ланка. Для реализации этих и других проектов компания China National Building Material — крупнейший производитель цемента в стране — объявила о планах строительства 100 цементных заводов в 50 странах.


Это почти наверняка будет означать усиление криминальной активности. Помимо того, что строительная отрасль является основным средством для сверхзаряженного национального строительства, она также является самым широким каналом для взяток. Во многих странах корреляция настолько сильна, что люди видят в ней показатель: чем конкретнее, тем больше коррупции.

По данным наблюдательной группы Transparency International, строительство — самый грязный бизнес в мире, гораздо более подверженный взяточничеству, чем добыча полезных ископаемых, недвижимость, энергетика или рынок оружия. Ни одна страна не застрахована, но в последние годы Бразилия наиболее ярко продемонстрировала потрясающие масштабы взяточничества в отрасли.

Как и везде, повальное увлечение бетоном в крупнейшей нации Южной Америки началось достаточно благотворно как средство социального развития, затем превратилось в экономическую необходимость и, наконец, метастазировало в инструмент политической целесообразности и индивидуальной жадности. Прогресс между этими этапами был впечатляюще быстрым. Первый крупный национальный проект конца 1950-х годов было строительство новой столицы, Бразилиа, на почти необитаемом плато в глубине страны. Миллион кубометров бетона был залит на горной местности всего за 41 месяц, чтобы укрепить почву и возвести новые здания для министерств и жилых домов.

Национальный музей Республики Оскара Нимейера, Бразилиа, Бразилия. Фотография: Image Broker/Rex Features

За этим последовала новая автомагистраль через тропические леса Амазонки – ТрансАмазония – а затем, с 1970 года, крупнейшая в Южной Америке гидроэлектростанция Итайпу на реке Парана, граничащая с Парагваем, что почти в четыре раза больше. больше, чем плотина Гувера. Бразильские операторы хвастаются, что 12,3 млн кубометров бетона хватит, чтобы заполнить 210 стадионов «Маракана». Это был мировой рекорд, пока китайская плотина «Три ущелья» не перекрыла Янцзы объемом 27,2 млн кубометров.

С военными у власти, цензурой прессы и отсутствием независимой судебной власти невозможно было узнать, какая часть бюджета была выкачана генералами и подрядчиками. Но проблема коррупции стала слишком очевидной с 1985 года, в эпоху после диктатуры, когда практически ни одна партия или политик не осталась незапятнанной.

На протяжении многих лет самым печально известным из них был Пауло Малуф, губернатор Сан-Паулу, руководивший городом во время строительства гигантской надземной скоростной автомагистрали, известной как Минокао, что означает «Большой червь». А также приписать себе этот проект, открывшийся в 1969, он также предположительно снял 1 миллиард долларов с общественных работ всего за четыре года, часть которых была прослежена до секретных счетов на Британских Виргинских островах. Несмотря на то, что его разыскивал Интерпол, Малуф десятилетиями избегал правосудия и был избран на ряд высших государственных должностей. Это произошло благодаря высокой степени публичного цинизма, заключенной в фразе, наиболее часто используемой о нем: «Он ворует, но он добивается цели», — которая могла бы описать большую часть мировой бетонной промышленности.

Пауло Малуф на дебатах по поводу импичмента президента Дилмы Русеф в Бразилиа, 2016 г. Фото: Уэслей Марселино/Reuters

Но его репутация самого коррумпированного человека в Бразилии за последние пять лет была омрачена операцией «Автомойка» — расследованием обширной сети мошенничества на торгах и отмывания денег. Гигантские строительные фирмы, в частности Odebrecht, Andrade Gutierrez и Camargo Corrêa, были в центре этой обширной схемы, в рамках которой политики, бюрократы и посредники получали откаты на сумму не менее 2 миллиардов долларов в обмен на сильно завышенные контракты на нефтеперерабатывающие заводы. Плотина Белу-Монте, чемпионат мира 2014 года, Олимпийские игры 2016 года и десятки других инфраструктурных проектов по всему региону. Прокуратура заявила, что только Одебрехт давал взятки 415 политикам и 26 политическим партиям.

В результате этих разоблачений одно правительство пало, бывший президент Бразилии и вице-президент Эквадора находятся в тюрьме, президент Перу был вынужден уйти в отставку, а десятки других политиков и руководителей оказались за решеткой. Коррупционный скандал добрался и до Европы и Африки. Министерство юстиции США назвало это «крупнейшим делом о подкупе иностранцев в истории». Он был настолько огромным, что, когда Малуфа наконец арестовали в 2017 году, никто и глазом не моргнул.


Такая коррупция — это не просто воровство налоговых поступлений, это мотив для экологических преступлений: миллиарды тонн CO2 выбрасываются в атмосферу для проектов сомнительной социальной ценности и часто проталкиваются — как в случае с Бело Монте — против сопротивления затронутых местных жителей и с глубокой озабоченностью природоохранных лицензирующих органов.

Хотя опасности становятся все более очевидными, эта закономерность продолжает повторяться. Индия и Индонезия только вступают в свою высококонкретную фазу развития. Ожидается, что в течение следующих 40 лет площадь новых зданий в мире удвоится. Некоторые из них принесут пользу для здоровья. Ученый-эколог Вацлав Смил считает, что замена глинобитных полов на бетонные в самых бедных домах мира может сократить паразитарные заболевания почти на 80%. Но каждая тачка бетона также приближает мир к экологическому коллапсу.

Chatham House прогнозирует, что урбанизация, рост населения и экономическое развитие увеличат мировое производство цемента с 4 до 5 миллиардов тонн в год. По данным Глобальной комиссии по экономике и климату, если развивающиеся страны расширят свою инфраструктуру до нынешнего среднемирового уровня, к 2050 году строительный сектор будет выбрасывать 470 гигатонн углекислого газа.

Это нарушает Парижское соглашение об изменении климата, в соответствии с которым все правительства в мире согласились, что ежегодные выбросы углерода от цементной промышленности должны сократиться как минимум на 16% к 2030 году, если мир хочет достичь цели оставаться в пределах 1,5°C до 2С потепления. Это также ложится тяжелым бременем на экосистемы, необходимые для благополучия человека.

Опасности распознаны. В прошлогоднем отчете Chatham House содержится призыв к переосмыслению способов производства цемента. Чтобы сократить выбросы, он призывает к более широкому использованию возобновляемых источников энергии в производстве, повышению энергоэффективности, большему количеству заменителей клинкера и, что наиболее важно, широкому внедрению технологии улавливания и хранения углерода, хотя это дорого и еще не было развернуто в промышленности на коммерческий масштаб.

Архитекторы считают, что ответ заключается в том, чтобы сделать здания более компактными и, по возможности, использовать другие материалы, такие как ламинированная древесина. Пора выйти из «бетонного века» и перестать думать в первую очередь о том, как выглядит здание, считает Энтони Тистлтон.

«Бетон красив и универсален, но, к сожалению, он отвечает всем требованиям с точки зрения ухудшения состояния окружающей среды», — сказал он журналу Architects Journal. «Мы обязаны думать обо всех материалах, которые мы используем, и об их более широком воздействии».

Но многие инженеры утверждают, что жизнеспособной альтернативы нет. Сталь, асфальт и гипсокартон более энергоемки, чем бетон. Леса в мире уже истощаются угрожающими темпами, даже без всплеска дополнительного спроса на древесину.

Фил Пурнелл, профессор материалов и конструкций из Университета Лидса, сказал, что мир вряд ли достигнет момента «пик бетона».

«Сырье практически безгранично, и оно будет востребовано до тех пор, пока мы будем строить дороги, мосты и все остальное, что нуждается в фундаменте», — сказал он. «Практически по любым меркам это наименее энергоемкий из всех материалов».

Вместо этого он призывает к лучшему обслуживанию и сохранению существующих структур, а когда это невозможно, к увеличению переработки. В настоящее время большая часть бетона отправляется на свалки или измельчается и повторно используется в качестве заполнителя. По словам Пернелла, это можно было бы сделать более эффективно, если бы плиты были снабжены идентификационными метками, которые позволили бы материалу соответствовать спросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *