Витражное стекло. История витражного стекла, технологии, перспективы
- ИСТОРИЯ ВИТРАЖНОГО СТЕКЛА
1.1. Кто и как изобрел цветное стекло.
Доподлинно неизвестно, кто первый додумался или случайно получил цветное стекло. Имеются сведения, что древние египтяне еще во втором тыячелетии до н.э. изготавливали сосуды из цветного стекла. Но основной скачок в развитии витражное стекло получило в ХI веке благодаря раннему расцвету в архитектуре и особенно в убранстве храмов. Цветное стекло стали использовать как основной выразительный элемент при оформлении христианских соборов, хотя и нет информации об авторстве его изобретения. Возможно, этому помог его величество случай — оксид какого-то металла случайно попал в расплавленную стеклянную массу и… Возможно, это было целенаправленное действие. Так или иначе на свет появилось прекрасное и величественное, интригующее, специфическое, шедевральное и сказочное витражное стекло! Разумеется на первых порах оно совершенно не было похоже на ныне существующее: техника, технологии, инструменты были «ремесленными» (хотя и сейчас многие производители варят витражное стекло вручную).
Рис.1. Льюис-Комфорт Тиффани1.2. Витражное стекло в архитектуре средневековья.
Самым ранним из известных примеров витража считается «Голова Христа» — Германия, г.Эльзас, Вайссембургское аббатство (рис.2). Что интересно, это прозрачное стекло, расписанное цветными красками.
Рис.2. Витраж «Голова Христа»Позднее, в Готический период, витражи стали использоваться в церковной архитектуре все чаще, витражные работы стали отличаться более сложной композицией, рисунком, орнаментом. Нотр-Дам, окно «Роза» в аббатстве Сен-Дени (рис.3).
Рис.3. Окно «роза»Наконец, в этот же период появился витраж именно из цветного стекла, кусочки которого скреплялись алебастром, деревом или свинцовыми протяжками. Опять же новые веяния в архитектуре стали предпосылкой к популяризации витражей: стало больше окон в фасадах зданий и не только церковных. А значит и больше света, который необходимо чем-то приглушать — так и набрали популярность витражи с их неповторимой игрой света и тени. В эпоху Ренессанса витражи стали более светским украшением, их стали заказывать представители знати состоятельных слоев населения. Но в 17-19 веке производство цветного стекла пришло в упадок в связи с противоречиями между протестантами и католиками да к тому же в 17 веке в Германии в ходе Тридцатилетней войны были разрушены основные стекольные центры. Новая волна развития витражного искусства пришлась на эпоху модерна (19-20 в.) , когда само восприятие витража в головах людей преобразилось, витраж лишился превалирующей религиозной составляющей, а стал художественно ценным, светским.
- Особенности изготовления витражного стекла
2.1. Первый этап – подготовка смеси.На этом этапе смешивают кварцевый песок, кальцинированную соду, доломит, известняк, плавиковый шпат и пигмент. В зависимости от того, какой цвет хотя получить, добавляют определенный компонент или их сочетание. Например:
Необходимый цвет стекла
Компонент (добавка в стекломассу)
Фиолетовые оттенки
Перманганат калия (KMnO4)
Синий цвет
Оксид кобальта (II) CoO
Глухое стекло (опаловое)
Фосфат кальция Ca3(PO4)
Зеленый цвет
Оксид хрома CrO3
Желтый или коричневый
Fe2O3
Оранжевый
Fe2O3 + уголь и сера
Золотисто-желтый
Азотно-кислое серебро AgNO3
От нежно-розового до темно-красного
Хлорное золото Au2Cl6
2. 2. Второй этап – варка стекломассы.
Это, пожалуй, самый сложный этап, ведь он связан с очень высокими температурами. Цветное стекло варится в горшковых печах, путем нагревания шихты свыше 1200 С для расплавления тугоплавких соединений SiO2 и А12О – так получается стекломасса, которая поначалу насыщена газовыми пузырьками и не имеет нужной степени прозрачности. Далее массу нагревают до 1500-1600 С.
Само окрашивание массы – также весьма сложный физико-химический процесс. Введение красящих добавок в шихту еще не обеспечивает получение желаемого цвета. Зачастую необходим и соответствующий температурный режим, при котором окраска происходит на молекулярном уровне.
- Фактура и текстура витражного стекла
Когда расплавлена стекольная масса достигает нужной температуры и однородности её извлекают из печи и помещают на специальный жаропрочный стол, на котором этот ком расплавленного стекла расправляют и/или смешивают с подобным расплавленным стеклянным комом другого цвета, а уже потом перемещают на валы станка который вытягивает массу в лист толщиной 3 мм. На этапе перемешивания двух и более цветных стекольных масс и создается различная текстура, то есть узор стекла. А вот фактура (рельефность поверхности) достигается за счет применения различных валков станка, который вытягивает листы. Это может быть самая разная форма поверхности, например у витражного стекла марки Spectrum существуют следующие сокращения для обозначения фактур:RR – «Грубо катанное», подобно мелкой ряби на поверхности воды (рис.4)
Рис.4. Фактура «Грубо катанное»
W – «Волна» (рис.5)
Рис.5. Фактура «Волна»G – «Гранит», шероховатая поверхность с чуть заостренными маленькими бугорками и т.д. (рис.6)
Рис.6. Фактура «Гранит»СС – «Корсика», средней размерности бугры неправильной формы различных размеров
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Как выбирать стекло для витража. Виды стекол и производители, с которыми работал сам.
Как выбирать стекло для витража.13 марта 2020
Если вы только что начали осваивать искусство создания витражей Тиффани, вас может смутить огромное разнообразие видов и производителей стекла. Я постараюсь внести ясность в этот вопрос и помогу определиться с выбором.
Отправляясь покупать стекло для витража, постарайтесь учесть несколько факторов, которые повлияют на ваш выбор.
- цвет;
- текстуру;
- светонепроницаемость;
- простоту в использовании;
- цену.
Будет ли витраж прозрачным или должен скрыть то, что внутри помещения. Как будет выглядеть стекло с подсветкой. Как будете сочетать цвета в работе. Всё это переменные, которые могут изменяться в зависимости от того, какое изделие вы собираетесь изготовить своими руками — панно на стену или, к примеру, габаритный витраж в окно.
Прозрачность материала
Существует три разновидности витражного стекла с позиции прозрачности:
- Непрозрачное. Сквозь него вы ничего не сможете увидеть даже расположив изделие напротив источника света. Преимущество материала — возможность регулировать уровень освещенности помещения, если витражной композицией будет украшено окно или осветительный прибор.
- Полупрозрачное стекло (25% опаловой добавки). Сквозь него хорошо проходит свет, видны очертания предметов, но не детали.
- Прозрачное цветное или бесцветное стекло (иногда его называют cathedral). Имеет красивый насыщенный цвет и довольно высокую прозрачность. Именно такими стеклами украшали окна соборов.
Кстати, если вам нужно стекло для витража на перегородке в душевой и вы хотите оценить степень его прозрачности, разместите свою руку за листом на расстоянии около 15 см — как хорошо вы ее видите? Если достаточно хорошо — стоит продолжить поиски и выбрать другое стекло.
Отдельно можно отметить стекла с различными художественными эффектами и особенностями технических усилий при производстве, а также добавлении в состав редких металлов. Например, модное сейчас стекло Iridized с перламутровыми переливами или Baroque с разводами различных цветов. Эти стекла обычно значительно дороже обычных.
Можно ли совмещать в одной работе непрозрачное и прозрачное стекло?
Да, это возможно. В оконном витраже будет красиво смотреться сочетание опаловых (плотные) и прозрачных стекол. Днем светиться будут прозрачные, а ночью на первый план выдут опаловые. С опытом вы научитесь понимать, как стекла будут вести себя в тех или иных условиях и тогда сочетать разные оттенки, фактуры и плотность стекла будет проще.
Разнообразие фактур
Есть совершенно ровное с обеих сторон стекло, а есть с одной стороны гладкое, а с другой — с характерной текстурой. Если вы хотите выбрать рельефный материал, то у него есть свои особенности.
- далеко не все изделия предполагают применение фактурного стекла — обдумайте это еще на этапе составления макета и выбора витражной техники;
- фактурное стекло на межкомнатных перегородках или дверях — отличный способ добиться конфиденциальности;
- материал требует более тщательной очистки, так как в выступы может забиваться грязь и пыль, особенно если речь идет об элементах фасада кухни и ванной комнаты;
- с помощью оригинальной текстуры стеклянных элементов декора вы можете создать необычный дизайн интерьера. Среди дизайнеров этот декораторский прием очень популярен;
- работать с фактурным стеклом легко и просто опытным мастерам, а для начинающих витражистов в технике Тиффани оптимально менее рельефное стекло, потому что его удобнее резать
Разные фактуры стекла также можно сочетать в одной работе. Некоторые мастера создают очень эффектные работы, используя больше 5-ти разных фактур в одном витраже.
Производители стеклаРасскажу здесь только о тех марках, с которыми работаю сам и могу их рекомендовать.
- Spectrum Glass – самый распространенный и известный производитель витражных стекол. Изначально производство располагалось в США, теперь переместилось в Мексику. На качестве не сказалось. Стекла у них делятся на категории в зависимости от степени прозрачности (прозрачные, полупрозрачные, непросвечивающиеся и слабопросвечивающиеся). В каждом разделе можно выбрать стекло как по цветам, так и по фактурам. Есть и стекла с различными художественными эффектами. Они всегда дороже. Я работаю в основном со стеклами этого бренда. Мне нравится его качество и оно никогда не подводило. Цены на него примерно 70 евро за кг. В России оно дешевле, особенно с нынешними колебаниями курса.
- Bullseye Glass Co. Компания из США и ее стекла отличаются необычным и современным дизайном. Множество вариантов как обычного листового стекла, так и вариантов для его украшения. За стеклянной крошкой, палочками, осколками и тд нужно идти к ним.
- UROBOROS – элитный производитель, в качестве которого можно не сомневаться. Хороший ассортимент, сложные оттенки и эффекты. Некоторые листы стекла можно сразу поставить в рамку и любоваться. Как они сами заявляют “драгоценное стекло ручной работы”, что недалеко от правды, учитывая и качество, и цену.
- Youghiogheny – если вы ищите непревзойденное качество, красоту и широкий выбор природных оттенков, вам сюда. Это стекло не для массового покупателя, делается вручную, цена опять же сильно выше среднего. Компания развивает традиции производства стекла Луиса Комфорта Тиффани и особенно хорошо это стекло подходит для производства ламп.
Отдельно хотелось бы сказать о китайском стекле. С ним я сейчас тоже работаю, но есть нюансы, выбирать нужно очень аккуратно. Обязательно при покупке проверяйте на наличие разных дефектов и несовершенств. Интересно, что по идее китайцы должны знать толк в стеклоделии, они же его изобрели, но так уж сложилось, что именно американцы сильны в изготовлении стекла для витражей.
Как подбирать цвета для работы
Прежде всего, рекомендую ориентироваться на цветовой круг, законы сочетания цветов и тонов. Изучите базовые понятия – холодная/теплая гамма, контрастные цвета или родственные и тд. Очень хорошая книга по этой теме Иоханнеса Иттена “Искусство цвета”.
Попробуйте на черно-белом эскизе вашей будущей работы проработать оттенки просто цветными карандашами. Или можно подобрать витраж, картину похожие на то, что вы задумали и ориентируйтесь на него. Все придет с опытом, тренируйте насмотренность, отмечайте для себя удачные варианты у других мастеров и берите на заметку. Пробуйте и экспериментируйте.
Зная преимущества и особенности разных видов стекла, вы сможете не только получить опыт работы с разными материалами, но и составить свой личный список предпочтений. Обязательно сделайте набор образцов с отдельными фрагментами стекла и кратким описанием каждого вида (включая марку, цветовой код и место покупки). Так вы сможете быстро сориентироваться в испробованных разновидностях и подобрать для своей следующей работы самый подходящий материал.
Павел Союнен, ваш персональный инструктор по технике Тиффани.
Мозаика, витражи Ван Гога
Показать категории
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Сортировать по
- 84 шт.
посмотреть все
Ищете стекло? Попробуйте наш удивительный искатель стекла
БОГО
артикул: VG360
БОГО
артикул: VG710
БОГО
артикул: VG810
БОГО
артикул: VG500
БОГО
артикул: ВГСИ0
БОГО
артикул: VG790F
БОГО
артикул: VG189
БОГО
артикул: VG780
БОГО
артикул: VG790
БОГО
артикул: VG89SI
БОГО
артикул: VG900
БОГО
артикул: VG200
БОГО
артикул: VG300
БОГО
артикул: VG568
БОГО
артикул: VG610F
БОГО
артикул: ВГС
БОГО
артикул: VG180
БОГО
артикул: VG800
товар: X5876
артикул: 4387
артикул: 5542
БОГО
артикул: VG590F
БОГО
артикул: VG590R
БОГО
артикул: VG610R
БОГО
артикул: VG690F
БОГО
артикул: VG710F
БОГО
артикул: VG710R
БОГО
артикул: VG790R
БОГО
артикул: VG810F
БОГО
артикул: VG810R
БОГО
артикул: VG910F
БОГО
артикул: VG910R
БОГО
артикул: VG350
БОГО
артикул: VG450
БОГО
артикул: VG460
БОГО
артикул: VG580
БОГО
товар: VG590
БОГО
артикул: VG690
БОГО
артикул: VG700
БОГО
артикул: VG7CH
БОГО
артикул: VG890
БОГО
артикул: ВГЭМ
БОГО
артикул: VG690R
БОГО
артикул: VG100
БОГО
артикул: VG230
БОГО
артикул: VG560
БОГО
артикул: VG610
БОГО
товар: ВГЧСИ
БОГО
артикул: VG910
артикул: 5541
артикул: S5812
Артикул: M5397
артикул: 4358
артикул: ML222
артикул: ML221
Артикул: X5878
Артикул: X5874
товар: X5877
Артикул: X5875
артикул: 427861
посмотреть все
Создавайте красивые витражные мозаики из художественного стекла, которое можно разрезать, чтобы создавать собственные уникальные мозаичные узоры. Художники Delphi Glass рекомендуют этот великолепный выбор художественного стекла для получения исключительных результатов в любом мозаичном проекте.
Совет Delphi: В мозаике можно использовать любое художественное стекло. Чтобы увидеть все наши стекла, включая более непрозрачные и зеркальные варианты стекла, см. нашу категорию витражей.
Витражные листы | Витражное стекло меньше
pluslockВ продаже
Быстрый просмотрСравнивать
Витражи за меньшие деньги
Был: 21,95 долл. США
Сейчас: $16,95
В продаже
Быстрый просмотрСравнивать
Витражи за меньшие деньги
Был: 21,95 долл.