Индивидуальное отопление в многоквартирном доме законодательство 2018 – Конституционный суд РФ ввел ОДН по отоплению

Содержание

новые справедливые изменения в оплате |

Под конец 2018 года Конституционный суд принял важное решение, касающееся тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление своей квартиры.

Оплата за индивидуальное отопление в квартире с 2019: новые справедливые изменения в оплате

Как показывают жизненные наблюдения, негативные моменты почему-то лучше оседают в памяти, нежели что-то позитивное. Поэтому ушедший 2018-й многим запомнился прежде всего как год, в котором был увеличен пенсионный возраст.

Но было бы несправедливо умолчать и о положительных изменениях, которые произошли в 2018-м – в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Благодаря Конституционному суду в этом году произошел настоящий прорыв в решении двух давних проблем, связанных с оплатой отопления в многоквартирных домах.

Напомню, что еще летом суд, наконец, признал несправедливой и не соответствующей Конституции действующую систему начисления платы за отопление для тех, у кого в квартирах стоят индивидуальные счетчики тепла.

Показания приборов учитывались лишь в тех случаях, если в доме имеется коллективный счетчик и при этом все помещения в нем оснащены действующими индивидуальными приборами учета.

В результате собственники лишались возможности платить за отопление по своим счетчикам, если хотя бы в одной квартире счетчик отсутствовал или был выведен из эксплуатации (в связи с поломкой или пропуском срока очередной поверки).

Конституционный суд обязал Правительство внести соответствующие изменения для того, чтобы собственники не лишались законной возможности использовать показания своих счетчиков при начислении платы за отопление из-за соседей, которые от таких счетчиков отказались (постановление от 10 июля 2018 г. № 30-П).

И вот, под конец года Конституционный суд принял еще одно, не менее важное решение, которое касается тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление

своей квартиры.

Конфликт между такими собственниками и управляющими организациями длится уже не один год. Суть его в том, что счета за отопление выставляются в том же размере, что и до отключения.

Казалось бы, что за нонсенс? Человек прошел все инстанции, согласовал переоборудование своей квартиры под индивидуальное отопление, выполнил все необходимые работы – живи да радуйся, как говорится. Но в итоге приходится платить и за свой отдельный котел, и по-прежнему за центральное отопление.

В свое время проблема эта дошла до Верховного суда, который признал, что взимание платы за центральное отопление с «индивидуалистов» абсолютно законно:

  • Правила предоставления коммунальных услуг (от 30 мая 2011 г.) предусматривают, что плата за них рассчитывается исходя из объема потребления, а если его установить невозможно – по нормативам;
  • Закон «О теплоснабжении» запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием предусмотренных правительством источников без внесения изменений в схему теплоснабжения дома;
  • Система центрального отопления относится к общедомовому имуществу, бремя содержания которого возлагается на всех собственников помещений в доме.

Таким образом, Верховный суд подтвердил законность пункта 40 Правил от 30 мая 2011 г., который не разграничивает в нормативах платы за отопление индивидуальный и общедомовой обогрев.

На этом основании суды долгое время удовлетворяли иски теплоснабжающих и управляющих организаций о взыскании долгов за центральное отопление с собственников, которые от него отказались.

Но Конституционный суд неожиданно высказал иное мнение по этому поводу (постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П

). Он признал, что собственники обязаны оплачивать расходы на обогрев общих помещений в многоквартирном доме.

Однако суд не согласился с тем,

  • что Правила не разделяют оплату за общедомовое отопление и поступающее по центральной сети в квартиры.
  • Тем самым жильцы, узаконившие переход на автономное отопление, вынуждены платить за услуги, которые фактически не получают.

Признав это незаконным, Конституционный суд обязал Правительство внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. До того времени Минстрой должен в срочном порядке разработать методику расчета платы за индивидуальное отопление в соответствии с этой позицией суда.

Таким образом, 2019 год начинается на позитивной ноте для тех, кто не пользуется центральным отоплением: плату для них, наконец, снизят.

Автор: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Источник

zagorodnaya-life.ru

КС разрешил жильцам многоэтажек отказываться от центрального отопления — Российская газета

Конституционный суд РФ разрешил жильцам многоквартирных домов отказываться от централизованного отопления по объективным причинам. При этом если в квартире будет установлена индивидуальная отопительная система, гражданин имеет право оплачивать только тепловую энергию на общедомовые нужды. Правительству поручено немедленно разработать порядок определения такой платы.

Проверить положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах судей попросили — независимо друг от друга — Валентина Леонова из Таганрога и Николай Тимофеев из Чувашии. Квартира Валентины Ивановны ранее была магазином, и нежилое помещение не было подключено к отоплению. В 2002 году Леонова с соблюдением всех требований установила в квартире газовый котел, но в январе 2017 года неожиданно стала получать счета за отопление. Примерно такая же ситуация произошла и у Тимофеева.

Суды общей юрисдикции посчитали, что заявители обязаны платить, поскольку «одним из источников теплоснабжения является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в доме». Кроме того, существует позиция Верховного суда РФ, который указал, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление.

Однако заявители полагают, что отсутствие необходимого правового регулирования — не повод возлагать на граждан дополнительные обязанности, в данном случае по оплате фактически не полученной услуги. В противном случае оказывается нарушенным конституционный принцип равенства перед законом и судом: собственники индивидуальной системы отопления вынуждены платить дважды. К тому же статья 544 ГК РФ гласит, что «оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии», и закон имеет большую юридическую силу, чем постановление правительства.

Суд разрешил жильцам многоквартирных домов отказываться от централизованного отопления

КС РФ встал на сторону заявителей. Судьи указали, что если собственник был вынужден установить индивидуальную систему отопления в силу объективных причин, то обеспечение прав и законных интересов граждан «предполагает создание правовых условий». Чтобы обеспечить такой подход, правительству РФ необходимо разработать правила расчета нормативов потребления тепловой энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Это позволит разделить счета для обладателей автономного отопления. А до этого «исчисление подлежащей внесению платы должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки минстроем».

Решения по делу Тимофеева и Леоновой «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены».

rg.ru

Неначисление платы за отопление потребителям, самостоятельно перешедшим на индивидуальное отопление, незаконно

Не так давно мы в нашем блоге рассматривали вопрос о правомерности начисления собственникам платы за отопление при отсутствии радиаторов отопления. Статья на эту тему размещена ЗДЕСЬ.

Практика судов по данному вопросу, впрочем, как всегда, диаметрально противоположно различалась до недавнего времени. Одни суды вставали на сторону Самоделкиных и признавали незаконным начисление платы при отсутствии радиаторов отопления и индивидуальном отоплении, другие – напротив, считали такие действия законными.

Верховный суд РФ в своем определении от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 признал незаконным неначисление платежей за коммунальную услугу по отоплению в случае, если граждане самостоятельно отключились от централизованной системы отопления многоквартирного дома (МКД), а также если перешли на автономное отопление.

Хотя ранее в 2014 году ВС РФ уже признал действующим и законным абзац второй пункта 42(1), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), касающийся начисления платы за отопление.

В Решении от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 ВС РФ сделал следующие выводы:

«…Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим является необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

…Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, Правила в оспариваемой части основаны на нормах федерального закона и не противоречат им, прав и свобод заявителя не нарушают. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют».

Вышеуказанное Определение ВС РФ от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 вынесено в рамках рассмотрения дела по обжалованию ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) — АО «Донэнерго» предписания органов государственного жилищного надзора (далее — ГЖН), которое вынесено по коллективной жалобе жителей многоквартирного дома в городе Ростов-на-Дону, недовольных тем, что отдельные потребители, перешедшие на индивидуальное газовое отопление, не платят за отопление на общих основаниях, так как РСО им не начисляет платежи на согласно Правилам 354.

В результате проведенной проверки орган ГЖН вынес предписание ресурснику произвести перерасчет и начислить всем потребителям плату за коммунальную услугу по отоплению на основании Правил 354.

Доводы РСО в защиту своей правовой позиции следующие: оплата тепловой энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии. Начисление платы собственнику жилого помещения, оборудованного системой газового отопления, которому услуга фактически не предоставляется, приводит к двойному начислению платы за один и тот же вид коммунальной услуги. Кроме того, РСО выдано также предписание прокуратуры, в соответствии с которым начисления, производимые РСО за не потребленную услугу собственниками спорных помещений признаны незаконными.

Даже странно было ожидать от РСО такой правильности и соблюдения прав потребителей, хотя, без предписания прокуратуры они вряд ли стали бы такими праведниками.

Однако суды всех инстанций признали вынесенное предписание Государственной жилищной инспекции законным и обоснованным.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. по делу № А53-13387/2017 (им оставлено в силе решение АС Ростовской области от 01.09.2017 г, постановление 15 ААС от 31 октября 2017 г. № 15АП-15222/2017):

«…Пунктом 40 Правил 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил 354 в редакции, действовавшей в спорный период, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из этого, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем законодательством не предусмотрена возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198.

При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не освобождает граждан, не использующих центральное отопление, от оплаты тепловой энергии системы отопления многоквартирного дома.

Кроме того, освобождение собственников таких помещений от оплаты коммунальной услуги за отопление на общедомовые нужды с учетом отсутствия возможности раздельного учета влечет за собой увеличение размера платы для собственников иных помещений.

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания».

В своем Определении по делу ВС отметил:

«… Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 30, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», учитывали правовую позицию, выраженную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198, и исходили из того, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели — обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае — многоквартирного жилого дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Таким образом, учитывая вышеизложенное и основываясь на рассмотренном Определении ВС РФ, можно сделать вывод о том, отказ от централизованного и переход на автономное теплоснабжение возможен только при наличии проекта реконструкции внутренних инженерных сетей и внесении на основании Закона о теплоснабжении № 190 (п. 15 ст. 14) соответствующих изменений в схему теплоснабжения. Теперь остается надеяться, что судебная практика и в различных регионах придет наконец-то к единообразию.

Отметим, что компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему, которая позволит автоматизировать работу управляющей компании или ТСЖ. 

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 


www.burmistr.ru

Об отоплении нежилых помещений в многоквартирном доме. Ликбез от ВС

С одной стороны быть владельцем нежилого помещения в МКД немного проще чем в нежилом здании, ибо отношения как с соседями, так и с РСО и ИКУ (УК, ТСЖ, ТСН и т.д.) более-менее урегулированы.

С другой стороны, эта урегулированность иногда приводит к несколько несправедливой ситуации, поскольку если часть помещений в МКД имеет одни характеристики, а часть другие, мы потенциально закладываем риск того, что одна норма для всех будет кого-то дискриминировать.

Примером может служить с многострадальное отопление помещений в МКД вообще и нежилых помещений в частности.

В своем очерке я уже писал про этот вопрос https://zakon.ru/blog/2019/01/08/o_nekotoryh__pravovyh_podhodah_k_razresheniyu_energosporov

Законодательство в 2019 году после ряда замечаний КС РФ и ВС РФ изменилось и стало учитывать индивидуальные характеристики помещений (отапливаемое или нет, есть приборы отопления или нет, есть ли приборы учета или нет).

Но, во-первых, до 2019 года сложилось довольно много отношений по поставке тепловой энергии в помещения МКД, во-вторых, современное законодательство тоже не до конца урегулировало вопрос.

Нахождением правильного и справедливого механизма определения платы за отопление опять стал заниматься ВС РФ в серии дел, за что ему большое спасибо.

Первое дело, рассмотрение которого завершено — А53-39337/2017.

Суть его проста, владелец нежилого помещения, которое было отапливаемым, совершил действия по его переустройству путем снятия отопительных приборов и подключению к индивидуальному источнику тепла (газовой котельной).

Суд первой инстанции на основании Правил 354 удовлетворил иск ТСЖ о взыскании платы за отопление, апелляционный и кассационный суд это решение не поддержали в удовлетворении иска отказали.

Исковой период 01.03.2015 по 15.04.2017 (нужно отметить за этот период появилась позиция ВС РФ об отоплении от стояков и транзитных сетей теплоснабжения и изменились правила определения контрагента и размера платы за отопление в нежилом помещении МКД).

Об этом говорит и верховный суд, немного расширительно, но справедливо толкуя Правила 354 в редакции до 2019 года:

«Изменениями, внесенными с 01.01.2017 постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 в Правила № 354, предусмотрено, что поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 6 Правил № 354). Вместе с тем организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сохранила право требовать с собственников нежилых помещений стоимость коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (пункт 40 Правил № 354). 

В связи с этим товарищество, выбранное собственниками для управления МКД в декабре 2014 года и заключившее в феврале 2015 года договор теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам жилых и нежилых помещений, вопреки выводам судов апелляционной инстанции и округа вправе требовать оплаты стоимости услуги отопления до 01.01.2017 в полном объеме, а после 01.01.2017 – как минимум в объеме, приходящемся на общедомовые нужды.»

То есть, несмотря на современную редакцию Правил 354 (по ней да и по старой редакции и общедомовое и индивидуальное отопление выставляет РСО), ВС РФ полагает, что отопление в части общедомового потребления, оплачивается ИКУ. Формально юридически применительно к периодам с января 2017 по декабрь 2018 ВС РФ прав, но не правильнее ли было указать, что вопрос отопления с 2017 года в принципе не вопрос ТСЖ, этот вывод ведь тоже можно обосновать телеологически толкуя Правила 354.

Относительно вопроса о допустимости путем демонтажа системы отопления или при отсутствии отопительных приборов в принципе не платить за отопление решаться должен по мнению ВС РФ по следующему стандарту доказывания.

1. Презюмируется, что любое помещение через которое проходит система отопления в МКД отапливаемое.

2. Презумпция эта опровергаемая, в том числе отсылая к старому определению ВС РФ, собственник помещения без приборов отопления должен доказать полную теплоизоляцию сетей отопления в том числе и стояков. Также если приборы отопления собственник снял, он должен к тому же несмотря на теплоизоляцию доказать, что сделал он это законно. В правилах 354 законодатель делает ремарку на этот счет, что до появления запрета на индивидуальное отопление помещений в МКД снятие приборов отопление законно.

3. Далее верховный суд указывает, что если при выявлении указанных обстоятельств помещение действительно индивидуально тепловую энергию от стояков и транзитных сетей не потребляет, то как минимум общедомовое потребление, приходящееся на него, надо рассчитать.

И расчет этот надо произвести либо с привлечение эксперта, либо применяя по аналогии к периодам до 2019 года действующей на данный момент редакции Правил 354.

17.06.2019 было рассмотрено еще одно дело А60-61074/2017 по этому же вопросу, там Верховный суд обратил внимание на проектную документацию дома, согласно которой за счет теплоотдачи от транзитных труб в нежилом помещении Ответчика осуществляется отопление. То есть фактически ВС уже предрешил исход дела в пользу Истца, хотя как мне кажется есть нюанс с учетом позиции КС РФ по помещениям без отопительных приборов. 

24.07.2019 будет рассмотрено третье дело А57-363/2018 (исковой период октября 2016 по апрель 2017 года), которое будет касаться также перехода на индивидуальное отопление.

zakon.ru

Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление

21 марта наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар, на котором рассказала, как управляющим организациям рассчитывать размер платы за теплоснабжение согласно ПП РФ № 1708. Узнайте, как разобраться в новых формулах и научиться рассчитывать по ним плату за отопление.

Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708

Узнайте, о чём мы поговорили, из демо-ролика онлайн-семинара:

➡️ Посмотреть видео на нашем канале

1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Документ внёс изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 согласно требованиям КС РФ, изложенным в постановлениях № 30-П от 10.07.2018 и № 46-П от 20.12.2018.

Полностью пересмотрен подход к расчёту размера платы за отопление: изменились формулы, они стали длиннее и сложнее. После внесения изменений в ПП РФ № 354:

  • отопление поделили на индивидуальное и общедомовое;
  • появились формулы для расчёта неотапливаемых помещений и помещений с «автономным» отоплением;
  • появились формулы для расчёта платы за отопление в МКД, частично оборудованных ИПУ;
  • ушло понятие оплаты по нормативу;
  • ушло понятие «сверхнормативного ОДН»: теперь весь объём поставленного ресурса оплачивают потребители.

ПП РФ № 1708 введены два новых понятия, которые необходимы для правильного расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирном доме.

Первое понятие Soи – площадь мест общего имущества. Она включает в себя межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), согласно сведениям паспорта дома. При расчёте платы за отопление этот перечень изменять нельзя, даже если какие-то из перечисленных помещений не отапливаются.

Второе определение касается приборов учёта. В п. 2 ПП РФ № 354 есть понятие средств измерения, к которым относятся индивидуальные, коллективные (общедомовые), комнатные, общие (квартирные) приборы учёта. Теперь прибором учёта считается не только средство измерения, но и совокупность таких средств, устанавливаемых при наличии технической возможности и используемых для определения объёма потребления тепловой энергии.

Изменились ли формулы расчёта платы за отопление: объясняет юрист

Научиться рассчитывать производную от норматива

Ещё год назад поставщики коммунальных услуг не видели проблем в установленных в нескольких помещениях индивидуальных приборах учёта теплоэнергии. Плата за отопление начислялась согласно показаниям ИПУ только в случае, если все помещения в МКД были оборудованы такими приборами.

Однако в середине года Конституционный Суд РФ принял решение, что подобный подход ущемляет права тех собственников, чьи помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П). Суд сделал вывод, что с 10 июля 2018 года положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 (1) ПП РФ № 354 не подлежат применению в той мере, в которой они не предусматривают возможность учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление.

Однако это решение КС РФ распространяется только на дома, введённые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, в том числе после капремонта, и в которых все помещения были оборудованы ИПУ тепла, но их сохранность в некоторых квартирах не была обеспечена.

До внесения изменений в нормативно-правовые акты КС РФ обязал исполнителей услуг по теплоснабжению рассчитывать плату согласно п. 42 (1) ПП РФ № 354. Он предписал в представленную формулу для помещений, в которых отсутствуют ИПУ, подставить величину, производную от норматива. Подробно о том, как рассчитать величину, производную от норматива, смотрите в записи онлайн-семинара.

Как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год

Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях

Неотапливаемым считается помещение:

  • не входящее в состав общего имущества, принадлежащее собственнику и оборудованное электрическим радиатором или конвектором;
  • в котором отключено централизованное отопление и используются индивидуальные источники энергии.

При этом стоит обратить внимание, что стояк системы отопления не относится к отопительным приборам согласно СП 60.13330.2012.

В 2016 году Минстрой РФ написал письмо от 02.09.2016 №28483-АЧ/04, которым руководствовались суды во всех регионах. В письме ведомство придерживается позиции, что размер платы за отопление одинаковый вне зависимости от отсутствия обогревающих элементов при подключении к централизованной системе теплоснабжения.

15 июня 2018 года ВС РФ опроверг мнение Минстроя РФ в своём решении № АКПИ18-367, отметив, что отсутствие обогревающих элементов при расчёте платы за отопление учитывать необходимо. При этом формул, как это реализовать, и указаний, в какие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, приведено не было.

Затем на указанное решение ВС РФ рассматривалась апелляция от 28.08.2018 № АПЛ18-346. Суд пришёл к выводу, что каждый дом отапливается целиком, как единый объект, значит, оплата за отопление должна взиматься полностью по нормативу.

31 октября 2018 года ВС РФ снова возвращается к этой проблеме в своём определении по делу № 301-КГ18-6099 и решает, что начислять плату за отопление в помещениях, которые отказались от централизованного отопления, нельзя. Однако снова не даёт указаний, как теперь рассчитывать размер платы.

Такая разрозненность в решениях судов вызвана тем, что каждый из них рассматривал конкретные дела, не рассматривая закон в общем. Елена Шерешовец отметила, что  если в конкретных домах не было исковых заявлений, по которым суд принял определённую позицию, то пользоваться нужно общей нормативной базой, то есть п. 42 (1) ПП РФ № 354, в котором указано, что плата за отопление – это неделимая услуга и в домах с централизованным отоплением её размер одинаков для всех. Значит, за 2018 год выставлять плату за теплоснабжение нужно всем одинаково, никаких изменений не было.

Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовая база по расчёту платы за отопление всё же была изменена благодаря постановлению КС РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором суд пришёл к двум важным выводам:

  1. Переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения всех НПА (гл. 4 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, ч. 15 ст. 14 закона «О теплоснабжении», Правила подключения к системам теплоснабжения – ПП РФ от 05.07.2018 № 787). То есть изменение системы отопления всегда должно быть согласовано св ОМС.
  2. Необходимо признать недействительным тезис абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 о том, что плата за услугу по отоплению вносится совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества.

Это означает, что с 1 января 2019 года потребители, отказавшиеся от централизованного отопления внутри квартиры, не обязаны оплачивать отопление внутри квартиры, но должны вносить плату за отопление общего имущества.

В связи с этим с начала 2019 года в формулы ПП РФ № 354 (в ред. ПП РФ № 1708) внесены изменения. Разбор и примеры каждой из формул с подробными разъяснениями Елены Шерешовец вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года

22 февраля 2019 года вышло  письмо Минстроя РФ, в котором ведомство объяснило, на какие МКД не распространяется ПП РФ № 1708. Это дома с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного теплоснабжения), то есть МКД, которые сами производят тепловую энергию (п. 54 ПП РФ № 354).

Те дома, в которых тепловая энергия производится с помощью внутридомового оборудования, как и в 2018 году считают размер платы за отопление по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354 (если не все помещения оборудованы ИПУ),  либо по формуле 18 (1) приложения 2 ПП РФ № 354 (если все помещения оборудованы ИПУ).

Остальные дома нужно считать по формулам, которые появились 1 января 2019 года. Если МКД не оборудован ОДПУ, необходимо посмотреть, как рассчитывается отопление – в отопительный период или равномерно в течение года. При первом варианте применяется формула 2 (4), при втором – 2 (3).

В случае, когда МКД оборудован ОДПУ, есть три варианта применения различных формул:

  • 3, если ИПУ отсутствуют;
  • 3 (1), когда ИПУ установлены частично;
  • 3 (2), если ИПУ есть во всех помещениях.

Подробный разбор формул смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

О расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчика

Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара

В статье мы рассказали не обо всех темах, которые успела рассмотреть Елена Шерешовец в рамках онлайн-семинара. Посмотрите его видеозапись и узнаете:

  • как сделать корректировку платы за отопление в первом квартале 2019 года;
  • есть ли смысл оборудовать помещение ИПУ тепла;
  • как рассчитывать размер платы за отопление в нежилых помещениях;
  • как применять коэффициент периодичности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом о распространённых ошибках, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул.

roskvartal.ru

Отопление

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354). В частности, проверяемыми нормами установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (формулы 3, 3.1, 3.2 Приложения 2 к Правилам 354). То есть, в случае отсутствия ИПУ отопления хотя бы в одном помещении МКД, показания ни одного из ИПУ, установленных в других помещениях этого МКД, к расчету не принимаются. Проверив конституционность указанных норм, КС установил, что «оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ», аргументировав свою позицию следующим образом: «Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов». Суд указал, что «Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Расчет стоимости отопления, в том числе в случае наличия в доме ОПУ и отсутствия хотя бы в одном помещении дома ИПУ, вызывает неизменно много вопросов – гораздо больше, чем в отношении прочих коммунальных услуг. Связано это с рядом технических особенностей отопления, повлекших за собой и юридические особенности – регулирование порядка расчета стоимости отопления отличается от всех остальных коммунальных услуг. В том числе, отопление неоднократно рассматривалось в публикациях на сайте АКАТО – например, в статьях от 27.07.2016, от 19.12.2016, от 28.08.2017, от 12.12.2017, от 26.02.2018.

В данной статье попробуем разобраться в этих технических и юридических особенностях, а также попытаемся оценить последствия Постановления КС РФ.

 

Суть коммунальной услуги по отоплению

Коммунальная услуга по отоплению заключается в подаче в помещения МКД теплоэнергии для нагрева воздуха, стен, прочих поверхностей внутри помещения. Тепло подается путем циркуляции в системе отопления нагретого теплоносителя (воды), который, имея более высокую температуру, чем окружающий воздух, в соответствии с законами физики (более нагретое тело отдает тепло менее нагретому) отдает тепло в этот окружающий воздух.

При этом отдача тепла от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит следующими способами:

1) Передача тепла теплопроводностью

Данная передача тепла происходит при непосредственном физическом контакте элементов внутридомовой системы отопления с конструктивными элементами дома, в том числе: в местах соприкосновения трубопроводов отопления со стенами, в местах прокладки трубопроводов через стены и перекрытия, внутри строительных конструкций дома, через крепления трубопроводов к несущим конструкциям дома.

Теплопроводностью передается значительный объем теплоэнергии. Можно привести пример из бытовой жизни – для более эффективной сушки мокрого белья его размещают непосредственно на полотенцесушителе или радиаторе отопления, обеспечивая физический контакт с нагревательным элементом, имеющем более высокую температуру, чем температура воздуха, стен и иных поверхностей в помещении.

2) Передача тепла конвекцией

Указанный вид теплопередачи обеспечивается с помощью воздуха, выступающего в качестве «посредника» между источником тепла (элементы системы отопления) и потребителями тепла (стены, иные поверхности конструкций помещения, инвентарь, утварь, предметы, имеющиеся в помещении и т.п.). Воздух, получая тепло непосредственно от источника (элемент системы отопления), перемещается, обеспечивая перенос тепла в отдаленные от источника тепла части помещений и в помещения, не содержащие элементов внутридомовой системы отопления.

Именно конвективный теплообмен обеспечивает обогрев помещений, в которых не имеется никаких элементов системы отопления (например, коридоры в квартирах, чуланы), а также помещений, входящих в состав общего имущества – лестничных маршей, лестничных клеток, подвалов и т.п. Очевидно, что подъезды являются отапливаемыми, даже если в них отсутствуют трубопроводы или радиаторы системы отопления – например, при температуре уличного воздуха зимой –30°С, в подъезде температура воздуха выше, и эта повышенная температура обеспечивается именно за счет конвективного теплообмена.

3) Передача тепла излучением

Этот вид теплопередачи заключается в передаче тепла от источника к потребителю, находящемуся в зоне прямой видимости, при отсутствии непосредственного физического контакта. Тепло передается посредством излучения через оптически проницаемую среду.

Для понимания сути теплопередачи излучением можно рассмотреть передачу тепла от Солнца к Земле. Понятно, что наиболее заметно излучение при очень высокой температуре источника тепла. Излучение от элементов системы внутридомовой системы отопления менее значительно, чем от Солнца, но все-таки имеется. Невооруженным взглядом увидеть это излучение невозможно, но при использовании специальных приборов – тепловизоров – его прекрасно видно.

Немаловажно понимать, что источником тепла для отопления помещения МКД является не конкретно радиатор отопления, а вся внутридомовая система отопления дома в целом, каждый ее элемент, к которым, в числе прочих, относятся и радиаторы.

Пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491) устанавливает: «6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Из данной нормы следует, что сам по себе радиатор отопления не является теплопотребляющей установкой (энергопринимающим устройством), поскольку он является лишь частью внутридомовой системы отопления. Поэтому заявления о наличии или отсутствии в конкретном помещении МКД теплопотребляющих устройств несостоятельны, так как теплопотребляющей установкой (в том числе, в терминологии Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ) является вся внутридомовая система отопления дома, предназначенная для обеспечения нормативной температуры воздуха во всех помещениях дома.

Коммунальная услуга по отоплению является особым видом коммунальной услуги, важнейшее отличие этой коммунальной услуги от других заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги. Например, для водоснабжения определяется точка водоразбора, для электроснабжения определяется точка подключения электрооборудования, а для отопления точки потребления услуги не определяется.

При этом исключить теплоотдачу на отдельных участках теплосети невозможно. Применение изолирующих материалов может снизить эту теплоотдачу, но довести ее до нуля невозможно. Тепло, в том числе, распространяется через стены между помещениями МКД и через наружные стены дома. Например, обследования энергоэффективности дома проводятся с помощью тепловизоров – осмотр наружных стен дома через тепловизор дает наглядное представление о том, что тепло излучается как через неплотности (швы между панелями, щели в окнах и дверях), так и непосредственно через стены.

Поскольку тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому, при этом существуют несколько способов теплопередачи, среди которых большую роль играет конвекция, позволяющая осуществлять теплообмен в отсутствие непосредственного физического контакта, вне зон прямой видимости между источником и потребителем тепла, из указанных обстоятельств следует, что между помещениями дома идет постоянный теплообмен, в том числе помещения, вообще не оборудованные источниками тепла, не оборудованные хоть какими-то элементами внутридомовой системы отопления, все равно получают тепло из других помещений дома – как через стены и перегородки, так и с нагретыми воздушными массами через отверстия и неплотности. Указанные физические особенности используются, в том числе, при проектировании систем отопления домов – например, отопление подвалов, необходимое для недопущения образования влаги (росы) на металлических трубах, что способствует коррозии этих труб, осуществляется не путем размещения в них радиаторов отопления, а путем оборудования специальных продухов, обеспечивающих циркуляцию через подвальные помещения нагретого воздуха, отапливающего эти помещения.

 

Отопление с точки зрения жилищного законодательства РФ

В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.

Жилищное законодательство РФ рассматривает весь МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого ее участка, и распространяется по всем помещениям, независимо от наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления, их изолированности.

Как уже отмечено выше, в соответствии с п.6 Правил 491 обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу. В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, нельзя признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества – именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.

Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения крайне затруднительно. Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Из приведенной нормы следует два вывода:

1) Каждый потребитель обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества. То есть, даже если предположить, что в помещении, принадлежащем потребителю, теплоэнергия на отопление не потребляется, такой потребитель все равно обязан оплатить долю в стоимости теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.

2) Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.

Необходимо обратить внимание, что для случая, когда МКД оборудован ОПУ тепла и все (100%!) помещений дома (и жилые, и нежилые!) оборудованы ИПУ тепла, расчет стоимости отопления ведется по формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 354, и в этом случае объем теплоэнергии, подлежащий оплате потребителем, складывается из объема, определенного по ИПУ, и объема, определенного как разница между ОПУ и суммой ИПУ, распределенного среди жилых и нежилых помещений дома пропорционально их площади. Эту вторую составляющую условно можно считать объемом теплоэнергии в целях содержания общего имущества, она даже обозначается в формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 35 символом «VОДН», хотя и не называется именно как «теплоэнергия на общедомовые нужды (ОДН)», поскольку такой коммунальной услуги не существует, и плата за отопление в соответствии с ранее процитированным абзацем 2 пункта 40 Правил 354 вносится совокупно, без разделения на составляющие.

Кроме того, важно отметить следующие имеющие существенное значение положения Правил 354:

1) абсолютно все формулы расчета платы за отопление, утвержденные Правилами 354, устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления как для жилых, так и для нежилых помещений;

2) во всех формулах расчета платы за отопление, предусмотренных Правилами 354 для случаев наличия ОПУ (формулы 3, 3.1, 3.3), и в формуле расчета корректировки платы за отопление (формула 3.2) используется величина «общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме», обозначенная «Sоб».

Из вышесказанного следует, что действующее жилищное законодательство РФ устанавливает в качестве принципов расчета стоимости отопления:

1) Принцип распределения всего объема теплоэнергии, потребленной в МКД на отопление, среди собственников всех жилых и нежилых помещений, пропорционально площади указанных помещений;

2) Принцип единообразия порядка расчета стоимости отопления для жилых и нежилых помещений;

3) Использование в расчетах общей площади всех помещений дома – как жилых, так и нежилых (за исключением площади помещений из состава общего имущества), независимо от технических характеристик элементов внутридомовой системы отопления в конкретных помещениях, в том числе таких характеристик, как наличие или отсутствие в помещениях радиаторов отопления, количество радиаторов, наличие или отсутствие в помещениях трубопроводов (стояков или лежаков), наличие или отсутствие изоляции на указанных трубопроводах.

 

Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146 указывая:

«Отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха. Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству.

Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды
».

 

Определением от 24.11.2017 № 302-ЭС17-17003 ВС РФ подтвердил правильность выводов АС Восточно-Сибирского округа, который в Постановлении от 03.08.2017 по делу №А19-7954/2016 установил:

«В письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, разъяснено, что в соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения».

 

Важно обратить внимание, что действующее жилищное законодательство РФ не содержит понятия «отапливаемое помещение», не определяет это понятие, не устанавливает критериев отнесения помещений к отапливаемым или неотапливаемым.

Минстрой России многократно разъяснял, что порядок расчета стоимости отопления одинаков для всех жилых и нежилых помещений МКД, не зависит от наличия или отсутствия радиаторов в этих помещениях, при этом отнесение помещений к отапливаемым или неотапливаемым с целью разрешения вопроса правомерности предъявления к оплате собственникам таких помещений теплоэнергии на отопление не основано на законе, поскольку оплата отопления должна осуществляться всеми без исключения собственниками помещений в доме.

В письме от 15.09.2017 N 33300-ОО/04 Минстрой указывает:
«В связи с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект, начисление платы за отопление в помещениях, располагающихся в многоквартирном доме, осуществляется в соответствии с пунктами 42(1), 43 Правил №354.
Размер платы за коммунальную услугу зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию… Начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил № 354
».

В письме от 25.08.2017 N 30295-ОО/04 Минстрой указывает:
«Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии
».

В письме от 11.08.2017 N 28569-ДБ/04 Минстрой указывает:
«В многоквартирных домах, оборудованных общим прибором учета тепловой энергии, но в котором не все жилые и не жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, рассчитать количество потраченной тепловой энергии на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды в таком многоквартирном доме не представляется возможным, расчет размера платы осуществляется исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Следует отметить, что данный подход связан с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект.

Необходимо отметить, что официальное определение «отапливаемое помещение» отсутствует в законодательстве
В силу физических свойств тепловой энергии, на поддержание определенной температуры воздуха в помещении влияют такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций, окон и т.д.
Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой в помещении, в котором непосредственно не установлены отопительные приборы, поддерживается температура, идентичная температуре смежных отапливаемых помещений.
Таким образом, не представляется возможным определить неотапливаемое помещение и вычленить его площадь для определения отличного от установленного размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Обращаем Ваше внимание, что согласно подпункту «в» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом
».

В письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Минстрой указывает:
«В соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения» (Примечание > > >).

 

Последствия Постановления Конституционного суда

КС РФ, провозглашая Постановление от 10.07.2018 № 30-П, указал:

«Некоторые положения данных Правил [354] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей… Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла…

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению».

Необходимо отметить ряд любопытных деталей:

1. Суд рассмотрел случай, когда ИПУ тепла были установлены в помещениях МКД, а потом часть из них вышла из строя. Случай, когда такими ИПУ помещения не были оборудованы вообще, не рассматривался – то есть, для тех помещений, в которых ИПУ отопления никогда не было, порядок расчета остается прежним.

Следовательно, Постановление КС РФ должно привести к «разделению» установленного Правилами 354 порядка расчета платы за отопление в МКД, который оборудован ОПУ теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии, на два варианта: существующий порядок расчета сохраняется, если в каком-либо помещении МКД никогда не было ИПУ, и новый порядок расчета вводится для случая, если все помещения дома были оборудованы ИПУ, а потом в каких-либо из помещений ИПУ вышли из строя.

2. Суд установил необходимость использовать вместо показаний неисправного или утраченного ИПУ норматив потребления. Но поскольку плата вносится совокупно, норматив учитывает не только объем потребления тепла в помещении, но и объем потребления тепла на общедомовые нужды (ОДН). При этом формула 3.3 Приложения 2 к Правилам 354 устанавливает, что стоимость отопления складывается из стоимости отопления, потребленного непосредственно в помещении потребителя, и доли в стоимости объема теплоэнергии, рассчитанного как разность между общим объемом потребления теплоэнергии всем домом и суммой объемов тепла, потребленных в помещениях этого дома (условно назовем этот объем «отопление на ОДН»).

Таким образом, собственники помещений, ИПУ в которых вышли из строя, согласно порядку расчета, установленному КС РФ, обязаны оплачивать «отопление на ОДН» дважды: один раз в составе нормативного объема, второй раз – отдельно, в том же порядке, что и собственники помещений с ИПУ. Можно предположить, что таким образом осуществляется некое «наказание» недобросовестных собственников, допустивших неисправность или утрату ИПУ, однако, такое «наказание» не совсем согласуется с позицией КС РФ, предписавшего предусмотреть «более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Важно отметить, что для потребителей, оплачивающих отопление по схеме «норматив + VОДН», создается экономический стимул для выхода из строя ОПУ теплоэнергии – ведь в случае утраты ОПУ такие потребители вместо объема «норматив + VОДН» начнут оплачивать только нормативный объем, а составляющая платы «VОДН» будет исключена. Интересно, намеренно ли Конституционный суд создал для потребителей, которых он сам же назвал недобросовестными (поскольку они не обеспечили сохранность ИПУ), экономический стимул для уничтожения ОПУ?

А может, КС предполагает, что должны утверждаться нормативы потребления теплоэнергии конкретно в помещениях МКД, без учета «отопления на ОДН»?

Но во-первых, порядок расчета такого норматива не предусмотрен законом (например, ПП РФ от 23.05.2006 N306 порядка установления и определения такого норматива не содержит). Во-вторых, с учетом описанных выше особенностей коммунальной услуги по отоплению это будет крайне затруднительно сделать – точно рассчитать, сколько тепла из общего объема, поступившего в дом, расходуется на отопление непосредственно помещений, а сколько расходуется на обогрев общего имущества, технически невозможно. Собственно, поэтому отопление оплачивается «совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». В случае же введения нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» такие нормативы однозначно будут выбраны наугад и никакого физического смысла иметь не будут.

Дополнительно стоит заметить, что в связи с высокой политизированностью сферы ЖКХ и нежеланием органов госвласти каким-либо образом обострять ситуацию в этой сфере, во многих регионах России утверждены крайне низкие нормативы потребления коммунальных услуг, в связи с чем оплата теплоэнергии по нормативу может оказаться ниже, чем оплата по ИПУ. В таком случае ни о какой справедливости, конечно же, говорить нельзя.

3. В связи с тем, что неприменимость в расчетах показаний ИПУ теплоэнергии в случае отсутствия такого ИПУ хотя бы в одном помещении МКД признана Конституционным судом несправедливой (пусть пока только для случая выхода из строя ранее имеющихся ИПУ), при этом КС установил необходимость применения норматива потребления теплоэнергии для помещений, в которых ИПУ вышел из строя (и вопрос, что это за норматив – существующий сейчас и учитывающий совокупный объем потребления тепла и в помещении, и на ОДН, или все-таки некий новый норматив, который должен учитывать потребление тепла исключительно в помещении – остается открытым), возникновение проблемы разделения потребленной теплоэнергии на потребленную внутри помещения (и определенную по ИПУ или по нормативу) и потребленную при содержании и использовании общего имущества МКД («отопление на ОДН»), представляется если не неизбежным, то весьма вероятным. Если тенденция, заложенная в Постановлении КС РФ, будет сохранена, то впоследствии вполне возможно возникновение обязанности учета показаний ИПУ и в случае отсутствия ОПУ, и тогда определение и утверждение нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» станет однозначно необходимо.

Как уже сказано ранее, сделать это будет крайне затруднительно. Кроме того, неизбежно возникнет вопрос, будет ли включаться «отопление на ОДН» в состав содержания жилья? И как отреагируют жильцы на повышение стоимости содержания в связи с таким включением? А ведь повышение стоимости содержания может быть и в два раза, и больше – учитывая, что примерно половину стоимости всех жилищно-коммунальных составляет стоимость отопления.

 

Заключение

В статье разъяснены принципы предоставления коммунальной услуги по отоплению помещений МКД – с точек зрения как законов физики, так и действующего законодательства РФ. Отопление является особым видом коммунальной услуги, его важнейшее отличие от других коммунальных услуг заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги, что порождает необходимость установления особого порядка расчета стоимости и объема потребления теплоэнергии на отопление. Именно этот особый порядок вызывает множество вопросов, в том числе неоднократно изучался вопрос, который рассмотрел Конституционный суд в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П.

Постановление КС РФ представляется непродуманным. Судом не учтены технические особенности коммунальной услуги по отоплению, фактически признан несправедливым установленный в данный момент принцип распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях дома, и распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в МКД. Постановление КС РФ создает ряд вопросов, разрешение которых представляется непростым.

Весьма туманным остается механизм реализации этого решения. Фактически не отменяются действующие нормы, но вводится новая норма для случая утраты ИПУ на период, пока законодатель во исполнение Постановления КС РФ не внесет «необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

 

Скачать Постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П > > >

acato.ru

Можно ли в многоквартирном доме 100% уйти от центрального отопления к индивидуальному?

Добрый день, Максим.

Теоретически переход на индивидуальное отопление квартиры в мкд на газе возможен, хотя и представляет собой трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, и не факт, что получить разрешение на такое отопление удастся даже через суд.

В ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ указано (http://ivo.garant.ru/#/documen… ), что 

15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены правила подключения.

В п.44 данных правил указано ( http://ivo.garant.ru/#/documen… ), что 

в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения,входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:


наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя — до 1 МПа.

Если же Ваш котел будет соответствовать вышеуказанным критериям, то  его установка в Вашу квартиру в качестве индивидуального источника отопления теоретически допустима.

Но при этом Вам нужно подготовить много бумаг, предусмотренных ст.26 Жилищного кодекса, поскольку установка индивидуального источника отопления и отсоединение от системы центрального отопления являются переустройством жилого помещения (ст.25 ЖК РФ: 

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения

Перечень документов, необходимых для согласования переустройства:

http://www.consultant.ru/docum….

Также для сведения судебная практика, в которой жильцам  отказали в установке индивидуальных источников тепла в мкд:

1. http://sudact.ru/regular/doc/9…

2. http://base.garant.ru/12247097…

3. http://www.zakonprost.ru/conte…

Так, например, суды указывают, что 

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года 115, отопительные приборы и трубопроводы внутренней системы жилых домов являются частью энергоустановки — системы отопления здания, которая, в свою очередь, является единым целым.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества, следовательно, находится в общей долевой собственности всех собственников квартир в многоквартирном доме. 

В связи этим суд указывает на необходимость получения согласия других жильцов дома на конструктивное вмешательство в общую систему отопления дома.

Учитывая изложенное, Вы можете попытаться получить разрешение на установку газового котла, однако результат далеко не гарантирован, даже если Вы будете делать этот через суд.

С уважением, Роман.

pravoved.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *