Как измерить потребление тока: Как измерить силу тока мультиметром

Содержание

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и тестером

Утечка тока в автомобиле приводит к разрядке аккумулятора. Происходит это, как правило, во время стоянки и, как кажется, на первый взгляд, без видимой на то причины.

Владелец садится за руль, поворачивает ключ в замке зажигания, но ничего не происходит. Все, что он слышит — щелчок или слабые попытки вращения стартера.

Важно вовремя выявить и устранить неисправность так как, особенно в зимний период эксплуатации, это может привести к непростой ситуации.

Какая утечка тока допустима

В каждом современном авто имеется группа потребителей, которые постоянно нуждаются в подключении к бортовой сети, а значит и к аккумулятору. В их число входят часы, иммобилайзеры, память ЭБУ, обогреватель, фары, кондиционер и многое другое.

Для наглядности посмотрите на схему электрооборудования ВАЗ 2115.

Схема электрооборудования ВАЗ-2115 ВАЗ-2114 и ВАЗ-2113

К примеру, память блока управления нуждается в сохранении параметров, касающихся работы силового агрегата и других узлов. Если питание пропадет, информация обнулится, и придется устанавливать все параметры заново.

С учетом сказанного небольшая утечка тока в машине — это нормально. Этот параметр незначительный и может быть рассчитан путем простых операций. Достаточно сложить токи всех потребителей сети.

Примеры нагрузки, которую берут те или иные устройства:

  • сигнализация — до 20 мА;
  • часы — 1 мА;
  • аудиосистема — 3 мА и т. д.

Для измерения интересующего тока понадобиться мультиметр. Если замеры показали уровень выше нормы, это свидетельствует о неисправности, которую необходимо отыскать и убрать.

Читайте также:

Причины, по которым может быть утечка тока, или почему разряжается аккумулятор

Распространенная причина появления утечки — проблемы с одним из потребителей. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

Магнитола

В большинстве случаев именно автомагнитола является проблемой для автовладельцев. Это объясняется наличием энергонезависимой памяти, в которой хранятся настройки пользователя.

Потеря питания приводит к тому, что владелец вынужден снова выставлять все параметры.

Причина утечки может быть в следующем:

  1. Неисправность. В случае поломки нормальный ток утечки (около 10 мА) существенно возрастает. Причиной может быть замыкание, выход из строя какого-то элемента и прочие проблемы. Решением неисправности может быть замена или ремонт.
  2. Неправильное подключение. В погоне за дешевизной автовладельцы часто обращаются к начинающим мастерам. Из-за отсутствия опыта они ошибаются при соединении устройства, что приводит к дополнительным утечкам. Оплошность может иметь место при подключении сигнализации или другого дополнительного оборудования.
Обозначения и расшифровка проводов магнитол

Больше по теме: Распиновка разъемов автомагнитол.

Охранная система

Сигнализация продолжает работать даже при отключении двигателя и остальных потребителей тока. Именно этот узел часто становится причиной утечек и приводит к разряду АКБ во время стоянки.

Во многих охранных системах имеется передатчик, который отправляет и получает сигналы от брелока. В качестве дополнительных потребителей также выступают системы GSM и GPS, а также другие устройства, нуждающиеся в питании. Многие заводы-изготовители охранных систем стараются снизить потребление, когда устройство переводится в режим защиты.

Завышенную утечку тока можно определить только опытным путем одним из рассмотренных ниже методов.

ЭБУ

Блок управления двигателем всегда потребляет определенный ток. Это актуально даже в том случае, когда устройство исправно. В таком случае утечка будет превышать не больше 1-5 мА. В случае повреждения токи могут быть значительно выше.

Стартер

Исправный стартер потребляет энергию только при повороте ключа зажигания и пуске двигателя. В ином случае на этом узле нет тока утечки даже при наличии на клеммах напряжения. Исключением может быть только неисправность, но такая поломка обязательно себя проявит.

Генератор

АКБ

При загрязнении клемм аккумулятора возможна дополнительная утечка тока. Параллельно стоит помнить о таком факторе, как саморазряд АКБ.

Чем старее АКБ, тем выше у него ток утечки. При подключенных проводах этот параметр может достигать 4% в день.

Забытые устройства

Распространенная ситуация, когда автовладелец забыл выключить какой-либо прибор из прикуривателя. Это может быть регистратор, навигатор, мобильный телефон или что-то еще. В таком случае устройство «вытягивает» ток без какой-либо пользы. Результатом может стать полностью разряженный АКБ.

Прочие причины

В дополнение к рассмотренным выше стоит выделить еще ряд причин, которые могут привести к утечке тока в бортовой сети автомобиля:

  • испарение электролита, которое заметно по появлению пятен на корпусе;
  • неправильно подключенные приборы, к примеру, телевизор или регистратор;
  • повреждение проводки;
  • появление проводов возле мотора;
  • замыкание дополнительной аппаратуры;
  • залипание реле мощных потребителей;
  • повреждение концевика багажника или дверей.

Негативные последствия потери тока в бортовой сети

Появление утечки тока на авто имеет ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать:

  1. Отказ потребителей. При достижении параметра 0.5 А возникает рассеивание 6 Вт по мощности (12 В х 0.5 А). Если утечка происходит в каком-либо одном узле, к примеру, в микросхеме ЭБУ или транзисторе, имеет место нагрев элемента. Возрастает риск поломки и отказа.
  2. Разряд АКБ. Наиболее распространенная проблема — снижение емкости аккумуляторной батареи невозможность пуска двигателя. При наличии утечки в 0,5 А за 5 часов простоя источник питания теряет 2.5 А*ч. Если машина постоит сутки без дела, этот параметр составит 12 А*ч. В случае, когда водитель берет авто только на выходных, за 5 дней разряд может составить 60 А*ч. На многих легковых авто устанавливается АКБ именно с такой емкостью. Это значит, что попытки завести мотор обратятся провалом. Более того, глубокий разряд батареи негативно сказывается на ее сроке службы.
  3. Воспламенение электрической проводки. Утечка тока в бортовой сети авто может привести возгоранию. Это реально, если параметр достигнет отметки 1 А и, соответственно, 12 Вт. Сама по себе ситуация не может привести к появлению огня, но этого достаточно для оплавления проводки и дальнейшего замыкания проводов. Результаты могут быть непредсказуемыми.

Как подключить мультиметр

Для выявления тока утечки необходимо правильно подключить мультиметр к бортовой сети.

Алгоритм действий такой:

  1. Отключите потребителей от АКБ.
  2. Включите мультиметр и переключите его на режим измерения тока.
  3. Снимите «плюс» или «минус» с аккумулятора.
  4. Закрепите один щуп на снятый провод.
  5. Второй контакт подключите к «плюсу» или «минусу» АКБ в зависимости от того, чтобы было демонтировано.

В результате происходит замыкание, в приборе сгорает предохранитель, но АКБ и проводка машины не должны пострадать. Если полученный ток утечки ниже допустимого параметра, нужно искать другие причины неисправности.

Как найти утечку

Если измеренный показатель выше нормы, необходимо найти утечку и устранить ее. Ситуация усложняется тем, что в современных автомобилях работает десятки потребителей.

Заводская проводка редко повреждается, поэтому КЗ появляются только при наличии повреждений. К примеру, в случае аварии высок риск нарушения целостности кожуха.

При этом провода, которые прокладываются владельцем машины, лежат неаккуратно. Они проводятся в любом попавшемся месте, и именно в этих местах чаще всего происходят повреждения в виде замыканий.

Результат — появление утечек и последствия, о которых упоминалось выше.

Эксперты рекомендуют действовать в следующей последовательности:

  1. Визуальный осмотр внештатной проводки.
  2. Обследование устройств, которые подвержены ударам.
  3. Переход к более сложным методам поиска.

На следующем шаге требуется поочередное отключение предохранителей и контроль тока. Как только проблемный участок найден, можно заняться им более плотно.

Распознать его можно по нормализации тока ниже допустимого уровня после удаления вставки плавкой на определенном ответвлении (пошаговая инструкция рассмотрена ниже).

Проверка на наличие утечки

Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.

В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.

Проверка через минусовую клемму аккумулятора

Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует ослабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.

Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.

Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.

Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.

А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.

Проверка через блок предохранителей

Один из наиболее эффективных способов поиска неисправности — проверка машины на утечку через предохранительный блок.

Алгоритм действий имеет следующий вид:

  1. Отыщите схему расположения предохранителей. Подробная информация доступна в руководстве по эксплуатации авто. Иногда данные о назначении каждой вставки плавкой можно найти на крышке блока.
  2. Снимите «плюс» с аккумуляторной батареи.
  3. Убедитесь, что все потребители в машине выключены и не работают.
  4. Берите мультиметр и установите режим измерения постоянного тока. Подключите контакты к интересующим разъемам с помощью крокодилов (так удобнее). При соединении учтите полярность и избегайте контакта с кузовом автомобиля из-за риска замыкания.
  5. Смотрите на экран мультиметра, где появится реальный ток утечки. Если полученный параметр меньше 0. 2 А, можно не переживать. Ничего делать не нужно. В случае, когда измеренный параметр превысил отметку 0.5 А, придется искать место повреждения. При показателе от 0.2 до 0.5 А автовладелец сам принимает решение, проводить дальнейшие мероприятия или нет.
  6. Попросите помощника поочередно доставать предохранители и ставить их на место. В это время необходимо смотреть, меняется параметр тока или нет. Если ток уменьшился, нужно снять другие предохранители цепи. К примеру, если проблема в ЭБУ, можно убрать на время вставки плавкие цепи головного света, стеклоочистителей и других элементов.

Существует более сложный способ проверки, не требующий помощи других людей. Алгоритм действий такой:

  1. Установите «плюс» на место.
  2. Последовательно убирайте предохранители.
  3. Подключайте мультиметр к разъемам снятого предохранителя для контроля тока одной цепочки.

Устранение неисправностей

Как только найден источник проблемы, необходимо перейти к решению проблемы.

В зависимости от ситуации могут потребоваться следующие шаги:

  • очистка от загрязнений проблемных участков с помощью спирта или аналогичных средств;
  • восстановление проводки АКБ при обнаружении поврежденной изоляции и защита от появления проблем в будущем;
  • просушивание приборов, если внутрь блока попадала влага;
  • замена неисправного прибора, если он является причиной неисправности;
  • изменение режима электроники для снижения минимального потребления тока.

После завершения работы необходимо снова провести проверку и убедиться в снижении тока утечки до безопасных показателей.

Проверка некоторых элементов сети

К таким элементам относится:

  1. Стартер;
  2. Генератор;
  3. Элементы системы зажигания.

Чтобы выявить, какой из них поврежден и из-за этого потребляется ток АКБ, нужно тщательно осмотреть проводку, идущую к данным элементам, а затем поочередно отсоединять провода от них, пока такое действие не даст результат – потребление тока снизится до необходимых пределов.

Как проверить генератор на утечку тока

Одной из причин появления проблем может быть генератор. Для проверки этой версии стоит сделать следующие шаги:

  1. Подключите щупы к клеммам АКБ.
  2. Установите режим измерения напряжения.
  3. Запустите мотор.
  4. Включите печку, ближний свет и нагрев заднего стекла.
  5. Контролируйте параметр.

В случае, когда ток утечки превышает 2-3 А, для поиска неисправности используйте обычный гаечный ключ. Приложите его к шкиву генератора и посмотрите, магнитится он или нет. Если это происходит, диоды и катушка неисправны.

Проверка сигнализации на утечку тока

  1. Поставьте машину на сигнализацию, после чего сразу проверьте потребление тока, и запомнить значение.
  2. После еще раз выполните замер, но не раньше, чем через 5 минут. Именно столько нужно, чтобы сигнализация стала в режим ожидания.

В таком режиме она потребляет меньше энергии, поэтому при замере после 5-минутного ожидания расход тока должен снизиться.

Если утечка тока не снизилась, следует проверить правильность подключения сигнализации.

Проверка утечки тока на стартере

Причиной неисправности может стать проблема со стартером, который потребляет максимальный ток во время пуска двигателя. Определить неисправность с этим узлом труднее всего, ведь автовладельцы сразу «грешат» на АКБ или генератор.

Для проверки сделайте следующие шаги:

  1. Открутите «плюс» от стартера.
  2. Уберите его в сторону, чтобы не прикоснуться к «массе».
  3. Подключите мультиметр к клеммам.
  4. Обратите внимание на потребление тока. Если оно снизилось, стартер неисправен.

Алгоритм действий такой:

  1. Разместите клещи вокруг «минуса», который отходит от АКБ.
  2. Заведите мотор три раза.
  3. Обратите внимание на ток при каждом пуске. Он должен составлять от 143 до 148 А. Максимальный параметр можно достигать 150 А.

Если полученный показатель существенно меньше, причиной являются проблемы со стартером. В таком случае его необходимо отремонтировать, а при невозможности заменить.

Проверка утечки тока на аккумуляторе

Причиной неисправности часто является АКБ. Для проверки версии достаточно измерить напряжение на клеммах и корпусе аккумуляторной батареи.

Алгоритм такой:

  1. Заглушите двигатель.
  2. Подключите красный провод мультиметра к «плюсу», а черный — к «минусу».
  3. Убедитесь, что на уровне 20 В параметр находится на уровне 12.5 В.
  4. «Плюс» оставьте на клемме, а «минус» приложите к корпусу в месте расположения пробок или следов испарений.

Пара советов от бывалых автолюбителей

Предлагаем ознакомится с некоторыми полезными советами от опытных автовладельцев.

Совет 1

Необязательно производить замеры утечки по «минусовому» выводу, протестировать бортовую сеть можно и по «плюсовому».

Алгоритм действий примерно тот же – отсоединяется клеммник от «плюсовой» клеммы АКБ.

Здесь важно не перепутать полярность, иначе можно испортить прибор.

Совет 2

Перед проведением замеров лучше окна в авто открыть, да и не стоит ключи оставлять в зажигании.

Дело в том, что при отключении клеммника от АКБ возможно срабатывание центрального замка, в результате чего авто закроется.

Открытые окна и ключи в кармане позволят избежать такой неприятности, как закрытый автомобиль с ключами внутри.

Увеличение тока утечки — серьезная неисправность, требующая вмешательства автовладельца, поиска неисправности и устранения. Если ничего не предпринимать, аккумулятор будет быстро разряжаться.

Это приведет к сложностям или невозможности пуска и необходимости быстрой замены батареи из-за износа.

Как найти утечку тока в автомобиле — Блог

Непомерная утечка тока является одной из распространённых причин разряда аккумуляторной батареи «в ноль». Энергия может бесполезно тратиться на саморазряд АКБ, питание не выключенных потребителей, а также при коротком замыкании в бортовой сети автомобиля. Последнее особенно опасно, так как может закончиться возгоранием машины во время длительной стоянки. Чтобы найти утечку тока, нужен только самый простейший мультиметр, и некоторые знания, которые вы найдёте в этом материале.

  1. Что такое утечка тока?
  2. Нормы утечки тока для автомобиля
  3. Чем опасна утечка тока выше нормы?
  4. Кто может «воровать» ток из аккумулятора?
  5. Как измерить утечку тока мультиметром?
  6. Как найти «вора» энергии?
  7. Утечка тока в норме, а АКБ всё равно садится

Что такое утечка тока?

Утечка тока в автомобиле — это расходование накопленной аккумуляторной батареей энергии на выполнение бесполезной работы. Когда машина стоит в гараже или на стоянке, она в любом случае потребляет немного энергии. Она ей необходима для работы, как минимум, штатной охранной системы. Также на время стоянки могут оставаться в рабочем режиме такие приборы, как видеорегистратор, часы, а в ждущем — автомагнитола и другие потребители.

Если ток из АКБ тратится на выполнение полезной работы во время стоянки автомобиля, то это тоже принято считать током утечки. Он тоже разряжает аккумулятор и, если он уже подуставший, может садить его «в ноль». Усугубляется проблема в тех случаях, когда батарея недополучает заряд от генератора, автомобиль ездит мало, короткими «перебежками» с частыми запусками двигателя. В любом случае, для такой утечки тока существуют усреднённые нормы, которые даже для не нового аккумулятора не являются проблемой.

Совсем другое дело, когда утечка тока превышает эти самые нормы. Если это так, то энергия аккумуляторной батареи тратится на бесполезную, а иногда и на опасную работу. Такую утечку надо уметь измерить, выявить причину и устранить неисправность. Как это делается, рассказано ниже.

Итого — утечка тока в машине бывает нормальной и превышающей норму.

Нормы утечки тока для автомобиля

Посчитать норму утечки тока для конкретного автомобиля можно, но это довольно затруднительное мероприятие. Для этого надо точно знать, какие приборы остаются работать во время длительной стоянки, и сколько энергии они при этом потребляют. Сложность в том, что практически невозможно найти достоверную информацию, сколько тока кушает ваша магнитола, часы, охранная система и так далее. Поэтому принято ориентироваться на усреднённую норму.

Для автомобилей, у которых нет электронных систем, норма утечки тока находится в диапазоне 0…20 мА. Такие маленькие токи можно списать на саморазряд АКБ, работу часов, которые есть даже в старых машинах, и на правильно подключённую автомагнитолу. Даже если бортовая сеть автомобиля полностью обесточена — сняты клеммы — ток утечки может быть не нулевым. Как это проверить, тоже рассказано в этом материале.

На большинстве машин нормальной считается утечка тока в диапазоне 20…120 мА. Такие токи уже может суммарно потреблять охранная система, видеорегистратор и прочие приборы в ждущем режиме. Даже если аккумуляторная батарея не первой свежести, но нормально заряжается от генератора, такой ток утечки не сможет её высадить «в ноль» даже за пару недель.

Как это посчитать? Если ток утечки, допустим, 100 мА или 0,1 А, то это значит, что за один час из АКБ будет «вытянуто» 0,1 А*ч энергии. За 10 часов потери составят 1 А*ч. Зная реальную ёмкость аккумуляторной батареи, мы можем узнать, на сколько её хватит при таком токе утечки. Например, если она новая, заряженная, на 60 А*ч, и это реальная её ёмкость, то при токе утечки 100 мА она продержится 60:0,1=600 часов или 25 суток. Почти месяц. Соответственно, если ток утечки 50 мА, то два месяца, и так далее. Расчёт этот всегда приблизительный, так как не учитывается температура окружающей среды и другие факторы, влияющие на скорость разряда АКБ. Но примерно прикинуть всегда можно.

Чем опасна утечка тока выше нормы?

Во-первых, если утечка тока серьёзная, сильно повышается вероятность того, что аккумулятор часто будет оказываться посаженным по утрам. Это не позволит успешно запустить двигатель, успеть на работу и по другим делам. Для кого-то эти последствия будут просто неприятными, а у кого-то станут причиной серьёзных потерь. Нередко ведь бывали случаи, когда надо было срочно ехать в больницу (скорую ждать долго или бессмысленно), а машина отказывается заводиться.

Во-вторых, регулярные разряды автомобильного аккумулятора «в ноль» называются глубокими разрядами. Для ресурса современных АКБ это весьма вредное явление, из-за которого происходит резкая деградация. Выражается она потерей ёмкости аккумуляторной батареи. Если после глубокого разряда аккумулятор сразу же зарядить, то потери ресурса могут быть незначительными. Если же этот момент прозевать (например, АКБ села перед выходными, когда машина пару дней не нужна), всего за пару дней простоя в полностью разряженном состоянии в аккумуляторе из 60 А*ч может остаться всего 30…40 А*ч.

В-третьих, даже если АКБ разряжается током утечки не полностью, но регулярно, она часто будет пребывать в недозаряженном состоянии. Такая эксплуатация грозит развитием сульфатации. Это когда на свинцовых пластинах АКБ образуется сульфат свинца, который не исчезает при последующем обычном заряде от генератора или стационарного зарядного устройства. Чтобы «разбить» эти сульфаты, и восстановить утерянную ёмкость, нужно проводить десульфатацию или так называемую тренировку АКБ. Для этого нужны специальные ЗУ с соответствующими режимами зарядки.

В-четвёртых, если причиной повышенной утечки тока окажется короткое замыкание, убытки могут быть катастрофическими. При коротком замыкании в бортовой сети происходит выделение большого количества тепла, которого часто хватает для воспламенения изоляции, пластиковой или тканевой отделки. Последствия этого в комментариях не нуждаются. Машина просто сгорает до остова за считанные часы.

Кто может «воровать» ток из аккумулятора?

Существует около десяти известных проблем, являющихся причиной повышенной утечки тока:

  • Не выключенные потребители
    . Это могут быть габаритные огни, подсветка салона, музыка и прочее. Всё это является довольно прожорливым по току, и может высаживать даже здоровую АКБ всего за одну ночь.
  • Неправильно подключённые приборы. Касается это как штатной электроники, которая ремонтировалась или менялась, так и внештатной. Самым распространённым «вором» энергии из АКБ является наспех подключённая магнитола. Чтобы она во время стоянки не потребляла много тока, в ней предусмотрен спящий режим. Активируется он тогда, когда выключается зажигание. Но только в том случае, если магнитола подключена к замку зажигания. Часто этот проводок игнорируют, объединяя его с «плюсом» от аккумулятора.
  • Сбои в электронике. Различные поломки и глюки в электронных приборах на борту автомобиля тоже могут приводить к повышенному потреблению энергии из аккумулятора. Такое часто случается после криворукого ремонта, во влажную погоду. Есть просто электроника, которая с завода бракованная.
  • Короткое замыкание. Когда между «плюсом» и «минусом» АКБ где-то в бортовой сети образуется хороший контакт, то такое короткое замыкание сразу же и заканчивается. Наиболее слабый провод или элемент перегорает, и цепь размыкается. Но есть коротыши более опасные. Они возникают тогда, когда контакт между разными полюсами устанавливается плохой. Токи в таком случае сначала протекают маленькие, а уже позже может начаться жуткое выделение тепла, приводящее к возгоранию горючих материалов. Пока же этого не происходит, наблюдается просто повышенная утечка тока.
  • Утечка на генератор. На ряду со стартером генератор является потребителем энергии автомобиля, подключённым к АКБ без предохранителей, напрямую. В исправном состоянии при заглушенном двигателе он тока никакого не потребляет. Однако бывает и так, что на генератор идёт утечка из-за поломок в нём, загрязнений, окислов, и даже в плохую влажную погоду.

Это не все возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле. Но именно они встречаются чаще всего, и о них надо знать обязательно, если вы решили решать данную проблему своими силами, без специалиста.

Как измерить утечку тока мультиметром?

Чтобы измерить утечку тока мультиметром, подойдёт абсолютно любой прибор, даже самый дешёвый. Главное, правильно установить щупы в его разъёмы и выбрать режим. Поскольку нам надо измерять утечку тока, чёрный щуп надо вставить в разъём, подписанный обычно «com», а красный в тот, где есть обозначение А (ампер). Большинство дешёвых и средних по цене мультиметров рассчитаны на измерения тока до 10 А. Этот показатель определяется предохранителем, который в нём установлен. Если попытаться измерить больший ток, предохранитель сгорит.

В мультиметрах также есть возможность измерять малые токи до 200 мА. Это другой режим, и другое положение щупов в разъёмах. Режим этот более точный, но использовать его для измерения тока утечки в автомобиле нельзя. Даже если вы знаете, что ток утечки на вашей машине менее 200 мА. Во время включения охранной системы в бортовой сети всегда происходит скачок тока до 1…2 А. Этот ток потребляют сервоприводы, запирающие двери. Скачок хоть кратковременный, но его хватит, чтобы спалить предохранитель в мультиметре. Поэтому используйте только 10-амперный режим и соответствующее положение щупов.

Второе важное правило измерения тока утечки в автомобиле — ни в коем случае не запускайте двигатель и даже не включайте зажигание во время замеров. Такие действия тоже приведут к выходу мультиметра из строя.

Чтобы измерить ток утечки, проделайте следующие шаги:

  1. Заглушите мотор, выключите все потребители, как перед постановкой автомобиля на стоянку.
  2. Откройте капот и заблокируйте чем-то кнопку-датчик, которая фиксирует его положение и подаёт соответствующий сигнал на блок охранной системы.
  3. Снимите с аккумуляторной батареи «минусовую» клемму. Можно и «плюсовую», если из-за конструкции отсека для АКБ это удобнее. Однако «минус» снимать более безопасно.
  4. Подготовьте вышеописанным образом мультиметр — установите щупы и выберите режим для измерения тока до 10 А.
  5. Чёрный щуп мультиметра зафиксируйте на свободной «минусовой» клемме АКБ. Сделать это можно при помощи зажима типа «крокодил», хомута, стяжки, изоленты, скотча.
  6. Красный щуп зафиксируйте на снятой с аккумулятора клемме. Щупы можно подсоединять и наоборот, но при снятой «минусовой» клемме он будет показывать отрицательные значения. В этом нет ничего страшного, но тем не менее.
  7. Теперь сымитируйте постановку автомобиля на стоянку — активируйте охранную систему, закрыв предварительно все двери. Капот остаётся открытым, но кнопка-датчик его открытия заблокирована.
  8. Дайте автомобилю немного времени, чтобы потребление тока в режиме стоянки стабилизировалось. Иногда для этого надо не более 2-3 секунд, а на некоторых машинах до 5 минут.
  9. Зафиксируйте стабилизировавшиеся показатели мультиметра. Ток, который он показывает, и является током утечки на вашем автомобиле.
  10. Если выключить охранную систему, он уменьшится. Если «забыть» включёнными габаритные огни или музыку, ток утечки увеличится. Можете поэкспериментировать для усвоения вопроса.

Если прибор показал не более 120 мА или 0,12 А — ток утечки на вашем автомобиле в пределах нормы. Конечно, лучше, если он будет меньшим. Особенно стоит насторожиться, если у вас многолетний простой автомобиль без электроники. Для таких 120 мА аномальное явление, свидетельствующее о «воровстве» энергии. Если же прибор показал заметно больше указанного значения, ток утечки превышает норму, и надо искать причину.

Как найти «вора» энергии?

Первым делом стоит проверить те потребители, которые можно обесточить в салоне автомобиля. Отключите всё, что подключено в розетку прикуривателя. Далее, если есть видеорегистратор, радар, навигатор, подключённые специалистами скрытым монтажом, обесточьте всё это, вытянув кабели питания прямо из приборов. На этом же этапе стоит проверить потребление тока автомагнитолой, особенно, если она внештатная. Выньте её из шахты, и рассоедините разъём. Проверьте ток утечки повторно по описанному выше алгоритму. Возможно, уже на этом этапе вы вычислите «вора», а ток утечки придёт в норму.

Если норма всё равно превышена, переходите к более глубокой диагностике. Для этого понадобится доступ к основному блоку предохранителей и схема их расположения. Методика заключается в том, что надо по одному извлекать предохранители, и каждый раз повторять процесс измерения утечки тока. Если показания прибора не меняются, устанавливайте извлечённый предохранитель и переходите к следующему.

Если при извлечении какого-либо из предохранителей ток утечки значительно уменьшился, необходимо выяснить, к какой цепи бортовой системы он относится. Для этого и нужна схема расположения предохранителей. Зачастую она есть в виде интуитивно понятных пиктограмм прямо на крышке блока предохранителей (на обратной или лицевой стороне). Если её нет, или вам непонятны нанесённые на неё обозначения, схему блока предохранителей вашего автомобиля можно «загуглить». В Интернете несложно будет найти более наглядную схему, на которой будет понятно подписан каждый предохранитель.

Выяснить, к какой цепи относится предохранитель, после извлечения которого ток утечки уменьшился, мало. Надо ещё найти причину повышенного потребления энергии, что немного сложнее, а в некоторых случаях и вовсе тёмный лес. Самое простое, что можно сделать, так это проверить надёжность контактов в дефектной цепи. Хотя, скорее всего, понадобится более серьёзная диагностика с привлечением автомобильного электрика.

Утечка тока в норме, а АКБ всё равно садится

Часто бывает и так, что вы проверили утечку тока на вашем автомобиле, она не превышает 120 мА, а АКБ постоянно разряжается «в ноль». В таких случаях тоже может быть несколько причин.

Первая — саморазряд АКБ. Проверить его на скорую руку можно при помощи того же мультиметра. Только теперь его надо включить в режим измерения постоянного напряжения в пределах 20 В. Снимите обе клеммы с аккумулятора и зафиксируйте один из щупов на «плюсовой» клемме. Вторым «пройдитесь» по корпусу АКБ, уделяя особое внимание местам, где находятся пробки. Если мультиметр показывает напряжение в таком режиме, значит ваш аккумулятор разряжается сам на себя. Происходит это в 90% случаев из-за грязи на корпусе, которая состоит из пыли и электролита. Такая смесь проводит ток, потому прибор и показывает наличие напряжения там, где его быть не должно. Чтобы решить проблему, извлеките АКБ из машины, и аккуратно промойте его влажной тряпкой, смачиваемой в дистиллированной воде с кухонной содой. Сода нейтрализует кислоту из электролита, плюс вы удалите пыль и грязь, и проблема должна уйти.

Вторая возможная причина, почему АКБ разряжается при нормальной утечке тока, это её реальная ёмкость. Она может быть гораздо ниже той, что указана на этикетке. Она ниже гарантированно, если: а) аккумулятор из дешёвых; б) часто разряжался в ноль; в) он у вас уже не первый год. Реальную ёмкость АКБ можно измерить несколькими способами. Самый простой и точный — использовать специальный прибор. Также можно обычной лампочкой из фары, но это уже отдельная история.

Третья распространённая причина, почему аккумулятор постоянно садится при нормальном токе утечки — проблемы с зарядкой. Её может не додавать генератор из-за износа или поломки. Также АКБ может не заряжаться полностью из-за режима эксплуатации автомобиля. Если машина ездит мало, на короткие дистанции, с частыми запусками мотора, это легко может быть причиной глубоких разрядов АКБ.

Итоги

Ток утечки в автомобиле — это энергия, которая потребляется из аккумулятора во время стоянки. Измерить его можно обычным мультиметром своими руками. Нормальный ток утечки не должен превышать 120 мА. Если он выше, следует срочно найти и устранить причину, так как некоторые из них представляют собой серьёзную опасность. Также стоит помнить, что аккумулятор может постоянно разряжаться даже при нормальном или отсутствующем токе утечки. В таких случаях виноват либо сам аккумулятор, либо бортовая система его зарядки.

Как измерить энергопотребление цепи

Ключевые выводы

  • Узнайте, почему измерение энергопотребления важно для увеличения срока службы электроники.

  • Понимание основ различных уровней энергопотребления.

  • Узнайте, как измерить энергопотребление цепи.

Мой любимый способ снять стресс — отправиться на кухню и попробовать новый рецепт. Иногда мне удается получить вкусное блюдо, а иногда моя готовка полностью терпит неудачу.

Хотя я не очень талантлив в кулинарии, мне никогда не помогает результат, когда в рецепте используются туманные измерения. Например, когда рецепт требует «щепотки» или «щепотки» приправы, я неизбежно получаю слишком много специй и в итоге получаю менее вкусное блюдо, чем оно должно было быть.

Получение точных измерений имеет решающее значение, независимо от того, являетесь ли вы поваром или проектировщиком печатных плат. Для последнего важно знать, как измерить потребляемую мощность цепи, чтобы поддерживать блок питания и электронику в хорошем рабочем состоянии. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим важность понимания энергопотребления схемы.

Почему важно знать, как измерить энергопотребление цепи?

Знание мощности, потребляемой цепью, позволяет лучше оценить срок службы батареи.

Электроника обычно питается от стационарного источника питания, батареи, солнечной батареи или комбинации этих методов. Независимо от того, как вы питаете цепь, вам нужно знать, сколько энергии она потребляет.

Мощность зависит от тока и напряжения. Поскольку напряжение в цепи является постоянным, ток является переменным фактором, когда речь идет об определении мощности. Когда вы включаете промышленный контроллер с импульсным источником питания, который обеспечивает недостаточную мощность, вы обнаружите, что напряжение зажато. Поскольку источник питания не может обеспечить необходимый ток, схема не может функционировать должным образом.

Поэтому перед выбором блока питания важно определить, сколько энергии потребляет схема. Тот же принцип применим и к цепям с солнечными батареями. Каждая солнечная панель производит номинальное количество тока, и важно найти правильный баланс для того, что нужно цепи.

Отсутствие расчета энергопотребления для конструкции с питанием от батареи может привести к резкому сокращению времени работы. Конструкции с батарейным питанием должны быть энергоэффективными. Каждый мкА может повлиять на скорость разряда батареи. Если вы не будете осторожны с этим, вы можете увидеть, как батарея разряжается в течение нескольких минут.

Понимание уровней энергопотребления

Некоторые схемы могут проводить большую часть времени в спящем режиме, с периодическими пиками энергопотребления

Расчет энергопотребления важен, но не менее важным является понимание различных уровней мощности что схема может потреблять.

В то время как аналоговые часы могут потреблять постоянную мощность, большая часть электроники этого не делает. Схемы функционируют либо в режиме ожидания, либо в активном состоянии, либо в состоянии максимального энергопотребления.

Например, контроллер аварийной сигнализации будет оставаться в спящем режиме, где ток минимален, пока он не будет разбужен прерыванием. Затем он находится в активном состоянии, где потребляет больше энергии, считывая биометрические отпечатки пальцев и сравнивая их в своей базе данных. После проверки он запускает реле, активирует зуммер и связывается с центральным сервером. Эти одновременные действия приводят к максимальному энергопотреблению устройства.

При проектировании схемы важно предусмотреть ее использование. Оценка того, как часто устройство будет оставаться в активной стадии или стадии максимального энергопотребления, помогает определить мощность источника питания или срок службы батареи.

Как измерить потребляемую мощность цепи

Амперметр — самый быстрый способ облегчить измерение потребляемой мощности, но он весьма ограничен.

Измерить энергопотребление схемы довольно просто. Все сводится к уравнению P = IV. Напряжение, подаваемое на схему, вполне стабильно и подвержено незначительным изменениям в реальных приложениях. Что вам нужно сделать, так это измерить ток, протекающий в цепи, с помощью амперметра.

Используя амперметр, вы можете рассчитать энергопотребление конкретного экземпляра. Однако амперметры предоставляют ограниченную информацию, поскольку они не дают полной картины характеристик энергопотребления, таких как пиковая потребляемая мощность, рабочий цикл и продолжительность различных уровней энергопотребления.

Для проведения углубленного анализа вам потребуется обратиться к осциллографу и использовать токоизмерительный щуп для измерения тока, протекающего в цепи. Эти показания сохраняются и могут использоваться для дальнейшего анализа. Таким образом, вы получите более четкое представление о потреблении тока в цепи.

Теперь, когда вы научились измерять энергопотребление схемы, пришло время построить ее с помощью подходящего программного обеспечения для проектирования печатных плат. OrCAD PCB Designer предоставляет все инструменты, необходимые для создания проекта с низким энергопотреблением.

Если вы хотите узнать больше о том, какое решение у Cadence есть для вас, обратитесь к нам и нашей команде экспертов. Вы также можете посетить наш канал YouTube и посмотреть видеоролики о моделировании и системном анализе, а также узнать, что нового в нашем наборе инструментов для проектирования и анализа.

 

Решения Cadence PCB — это комплексный инструмент для проектирования от начала до конца, позволяющий быстро и эффективно создавать продукты. Cadence позволяет пользователям точно сократить циклы проектирования и передать их в производство с помощью современного отраслевого стандарта IPC-2581.

Подпишитесь на Linkedin Посетите вебсайт Больше контента от Cadence PCB Solutions

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Как измерить потребление тока и зачем это делать? — Человек-производитель Arduino

Пожалуйста, положите немного денег в банке с чаевыми, нажав на кнопку пожертвовать, чтобы поддержать меня, чтобы я мог продолжать создавать конкуренцию, как это. P.S. пожалуйста, пожертвуйте более $ 1 как PayPal берет минимум 0,30 доллара США за транзакцию

Многие производители не знают, насколько важно знать текущий тираж вашего проекта или зачем вам это нужно знать. В этом уроке я объясню вам, как измерить текущую тягу вашего проекта и почему это так важно знать.

Мне часто задают вопрос, какой тип источника питания использовать для проектов. Большинство из нас знает требуемое напряжение, но сколько тока оно потребляет и зачем это нужно знать, остается загадкой для многих начинающих производителей. Для начала, что это за актуальная вещь? «Приходит аналогия, которая использует поток воды для объяснения этих вещей».

 

 

Предположим, что батарея, которую мы используем для питания нашего проекта, представляет собой ведро с водой с прикрепленным к нему шлангом. Давление воды на конце шланга – это то, что мы считаем напряжением. Скорость, с которой вода течет по шлангу, является током и измеряется в амперах.

Да, для меня это тоже никогда не имело смысла. Это сводится к тому, что если ваш проект потребляет больше тока, чем может предложить ваш блок питания, он не будет работать и даже может повредить ваш блок питания. Мы измеряем ток в амперах или амперах для краткости (используется символ A).

Один из способов примерно определить, какой блок питания использовать, — это прочитать документацию по всем компонентам, используемым в вашем проекте, и посмотреть их потребляемый ток (сколько ампер (А) или миллиампер (мА)). Сложите эти числа, и вы примерно узнаете, какая сила тока должна быть у вашего источника питания.

Предостережение: если вы используете USB-порт вашего ноутбука для питания вашего проекта, вы можете повредить USB-порт, если потребление тока слишком велико. Вот почему рекомендуется иметь внешний источник питания для питания вашего проекта, даже если у вас есть USB-кабель, подключенный к Arduino.

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО РУКОВОДСТВА

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

 

Другой способ узнать потребляемый ток — использовать мультиметр. Выполните следующие действия, чтобы настроить мультиметр для этого упражнения:

Шаг 1) Посмотрите на нижнюю часть мультиметра, вы увидите 3 или 4 порта, к которым вы подключаете щупы. Черный щуп подключается к COM-порту (COM означает общую землю). Красный щуп для этого упражнения должен быть подключен к порту с символом A (или 10A или что-то подобное).

Предостережение: Мультиметры имеют ограничение на то, какую силу тока может выдержать порт. Скорее всего, ваш мультиметр также имеет порт, который измеряет ток в мА. Обычно я не использую его, так как его очень легко повредить, если вы не смотрите на него, и вы все равно получаете достаточную точность через порт A.

Шаг 2) Поверните шкалу мультиметра на A и используйте режим постоянного тока. Некоторые мультиметры имеют несколько вариантов A на циферблате. Мы используем DC (постоянный ток), ищите A с этим символом позади него.

 

Шаг 3) Затем с помощью адаптера мы подключаем красный щуп от вашего мультиметра к плюсовой (+) клемме вашего источника питания. Подключите черный щуп к Vin на Arduino Uno. Наконец, подключите GND на Arduino Uno к минусовой (-) клемме источника питания. Это называется подключением мультиметра последовательно или параллельно источнику питания.

 

 

Ваша установка должна выглядеть примерно так, как показано на рисунке 1. Теперь вы должны увидеть, сколько тока требуется вашему проекту.

ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые компоненты требуют начального тока (DC Motors-это вредные для этого). Ваш мультиметр может быть недостаточно быстрым, чтобы зарегистрировать это, и может не заметить этого, если блок питания может справиться с этим. Это случилось со мной, когда я начал использовать свой настольный блок питания. У меня был двигатель постоянного тока, для запуска которого требовался ток 3 А, после того как он заработал, потребление тока упало до менее 1 А.

Еще одна веская причина знать, какой ток потребляет ваш проект, — это когда вы пытаетесь запустить его от аккумуляторной батареи. Большинство аккумуляторных батарей USB оцениваются (Емкость) в миллиампер-часах (мАч). Чтобы выяснить, как долго он прослужит, все, что вам нужно знать, это его мощность и то, сколько тока потребляет ваш проект. Все, что вам нужно сделать дальше, это следовать этой простой формуле:

Разделите емкость аккумуляторной батареи в мАч на потребляемый ток проекта в мА. Если у вас есть задняя батарея емкостью 16750 мАч, а ваш проект потребляет 32 мА, просто разделите 16750 мАч на 32 мА 9.0007

С аккумулятором емкостью 16750 мАч и потребляемым током 32 мА время работы составляет около 523 часов. Просто отказ от ответственности; это как-то не точно. Факторы окружающей среды, такие как температура, оказывают большое влияние на фактическое время работы. Другим фактором является качество элементов питания, используемых в аккумуляторной батарее. Все аккумуляторы начинают разряжаться быстрее по мере потери заряда, у некоторых также может быть падение напряжения. Итак, мораль этой истории в том, что вам нужно запустить тест, чтобы увидеть фактическое время работы, расчет даст вам только приблизительное значение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *