Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Содержание
- Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
- Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
- Датчик ABS
- Датчик коленвала
- Кислородный датчик
- Датчик детонации
- Датчик скорости
- Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
- Как проверить мультиметром генератор на машине
- Вместо послесловия
Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
Проверка включает в себя:
- Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
- Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
- Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
- Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.
Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.
Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.
Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:
- аккумулятор;
- датчики;
- высоковольтные провода;
- генератор.
Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.
Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
- коленвала;
- скорости;
- детонации;
- ABS;
- кислородный датчик.
Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.
Датчик ABS
Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.
Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.
С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.
Датчик коленвала
Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.
Кислородный датчик
Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.
Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.
Датчик детонации
Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.
С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.
Датчик скорости
Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.
После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.
Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Вместо послесловия
При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.
Если с историей и технической частью все будет в порядке и вы решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: инструкции
Проверка утечки тока мультиметром в автомобиле — это процедура, которую важно выполнять не только для машин с большим сроком эксплуатации. Водитель каждого авто может столкнуться с ситуацией, когда АКБ вроде бы заряжена, но однажды движок не может заработать из-за того, что она всё-таки села. Одна из причин — как раз утечка тока. Конечно, чаще всего она наблюдается у подержанных машин, потому что наши дорожные условия далеки от идеала, в результате чего слой изоляции проводков перетирается, гнёзда подключения окисляются. С помощью мультиметра вы сможете определить цепь потребления и тот элемент, который даже в нерабочем состоянии садит автомобильный аккумулятор. Сделать это не трудно, тем более что мы расскажем вам всё о том, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром.
Contents
- 1 Всякая ли утечка — плохо?
- 2 Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
- 2.1 Измеряем общий ток
- 2.1.1 Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
- 2.2 Поэтапно отключаем потребители
- 2.1 Измеряем общий ток
- 3 А что дальше?
- 3.1 Вопрос — ответ
Всякая ли утечка — плохо?
Утечкой тока называется незапланированный ток, протекающий в электроцепи. Идеальные значения утечки – нулевые, но это не значит, что любая цифра выше 0 — плохо.
Современные автомобили «напичканы» самыми разными приборами: сигнализация, часы, память ЭБУ (электронного блока управления) и многое другое подключено к сети и потребляет электрическую энергию, причем не время от времени, а постоянно. Например, когда авто не работает, начинают функционировать охранные системы. Значит, какая-то утрата электроэнергии, то есть утечка тока, приемлема, главное, чтобы значения не были выше нормы.
Такую норму можно представить как постоянную величину, то есть её можно высчитать, просуммировав потребление каждого элемента в бортовой сети. Представим, что охранная система берет максимум 20 мА, часы 1мА и т.д. Суммарная цифра может доходить до 80 мА (0,08А), но всё зависит от определённого авто.
Например, в легковых машинах к нормальной можно отнести утечку тока максимум в 40мА, если функционирует лишь штатная электроника. При установке дополнительных устройств допустимое значение увеличивается до 80. Сюда как раз относятся колонки, нештатная сигнализация и т. п.
После прочтения этой статьи вы сможете самостоятельно понять, как обстоят дела с вашим автомобилем.
Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром: проверяем аккумулятор
Всё, что нужно иметь под рукой: исправный измерительный прибор и гаечный ключ. Тестер должен проверять токи, величина которых минимум 3-5А. Большая часть современных цифровых мультиметров измеряет постоянные токи до 10А, аналоговые до 3А.
Пользоваться мультиметром легко, но советуем прочитать инструкцию по применению к вашей модели, потому что обозначения и другие моменты могут отличаться.
Измеряем общий ток
Зажигание должно быть отключено. Перед поиском утечки сделайте всё так, как если бы ставили машину на стоянку:
- Выключите потребители: кондиционер, лампочки и т.п.
- Отключите зажигание.
- Активируйте систему охраны при её наличии.
- Хорошо закройте все двери, но оставьте открытым АКБ. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.
Как померить ток утечки мультиметром в автомобиле
- Настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. Например, если на вашем тестере есть 10А, скорее всего, это будет максимум, его и выбирайте.
- Отсоединить от аккумуляторной батареи клемму со знаком “-”.
- Подключить плюсовой щуп тестера к снятой клемме.
- Минусовой щуп (черный) присоединить к минусовой клемме аккумулятора. Получится, как на фото:
Если вы увидели цифру со знаком минус, значит, у вас неправильная полярность, но само значение реальное. Можете просто поменять провода местами.
После подключения смотрим на экран и наблюдаем за цифрами.
Не подключайте тестеры к “-” и “+” на аккумуляторе, иначе получится короткое замыкание. Для машины ничего страшного, а вот мультиметр перестанет работать из-за сгоревшего предохранителя.
Чтобы не держать наконечники тестера своими руками, используйте фиксаторы “крокодил”.
Помните, что, после подключения измерительного прибора включать бортовое оборудование не стоит: ток, который потребляется им, может быть выше максимального диапазона измерения мультиметра, из-за такой нагрузки он сгорит.
Можно проверять и снимать плюсовую клемму автомобильного аккумулятора. Для измерений разницы нет. Но, если осуществлять проверку через положительную клемму и в ходе измерений она соскочит и коснётся корпуса, будет очень нехорошо!
Предположим, на дисплее мультиметра мы увидели цифру 0,44А. Переводим в миллиамперы и получаем 440 мА. Это значение сильно превышает норму, что плохо для АКБ, которая быстро разрядится в случае простоя машины.
Но замер тока утечки мультиметром ещё не завершён. Ничего не снимая, не переключая, нужно подождать минут 5-10. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания. Если прошло около десяти минут, но утечка тока осталась прежней, проблема точно есть, необходимо искать причину.
Полезное видео о том, как измерить мультиметром ток утечки в автомобиле:
Поэтапно отключаем потребители
Теперь настало время узнать, как замерить утечку тока в автомобиле мультиметром, чтобы найти опасный потребитель или убедиться, что точно всё в порядке?
Процесс по сути тот же. Режим и диапазон измерений на мультиметре прежние, ничего менять не нужно! Подключение осуществляется таким же способом, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показание тестера: вынимаете с блока питания все плавкие вставки, если при снятии какого-то предохранителя цифра на дисплее мультиметра опустилась до нормы, значит, вы обнаружили утечку. Теперь остаётся устранить её, для этого внимательно проверьте каждый участок цепи: проводки, клеммы и т.п.
Если вы сняли все предохранители, а значения тестера не поменялось, придётся проверять всю систему проводки: изоляцию, контакты и т.п. Протестируйте генератор и дополнительные потребители: охранные, музыкальные системы и т.п. Часто именно они вызывают утечку.
Главное, не забывайте, что мерить нужно при заглушенном движке!
Важное видео о том, как проверить ток в автомобиле мультиметром и не только:
Рекомендуем начать искать утечку с нештатных приборов. Объясняется это тем, что для него часто нет штатных мест в машине, в результате чего самоделкины прикручивают приборы в подходящие по их мнению места. И это имеет право на существование, ведь хозяин-барин. Но порой некоторые действия вызывают проблемы, в частности, утечку тока.
А что дальше?
Если с нештатным оборудованием всё в порядке, и оно не вызывает утечки, нужно отключать приборы, которые установил производитель. Делать это важно аккуратно. Впрочем, всегда можно отдать своё авто на диагностику специалистам. Упрощает процесс предохранительная колодка, которая по обыкновению имеется в каждом автомобиле. Несмотря на разницу колодок в разных моделях машин их суть работы одинакова: каждый предохранитель отвечает за определённые приборы. Подробности есть в электросхеме вашего автомобиля.
Надеемся, наша статья о том, как мультиметром проверить на утечку тока аккумулятор, была вам полезна. В блоге есть много полезных статей о том, как проверять тестером напряжение и другие параметры в разных приборах.
Желаем безопасных и точных измерений!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как найти утечку тока в автомобиле цифровым мультиметром?
Имя: Даниил
Ответ: Для этого можно сначала измерить общий ток, а затем, при выявлении утечки, выполнить поэтапное отключение потребителя для выявления проблемного источника. На мультиметре выбирается функция амперметра и максимальный предел измерения, обычно это 10А.
Вопрос: Как проверить утечку аккумулятора обычным мультиметром прямо на автомобиле?
Имя: Артём
Ответ: После подготовки, в которую включается отключение зажигания, нужно настроить мультиметр: выбрать функцию проверки постоянного тока и наибольший предел измерений. После этого важно правильно подключить провода тестера к АКБ.
Вопрос: Как поэтапно замерить утечку тока в автомобиле мультиметром?
Имя: Камиль
Ответ: Подключение осуществляется таким же способом, как при измерении общего тока, но теперь источник потребления нужно исключить из цепи бортовой сети. То есть нештатное оборудование по очереди отключается, при этом нужно смотреть на показания тестера.
Вопрос: Как быстро измерить ток утечки в автомобиле мультиметром?
Имя: Егор
Ответ: Для точных результатов вам понадобится около 10 минут. После подключения мультиметра к АКБ нужно выждать 5-10 минут. Это связано с тем, что не все узлы автомобильного интеллектуального оборудования снижают потребление энергии сразу после отключения зажигания.
Вопрос: Как правильно померить ток утечки мультиметром?
Имя: Матвей
Ответ: Вот что нужно сделать перед использованием мультиметра: выключить потребители (кондиционер, лампочки и т.п.), отключить зажигание, активировать систему охраны при её наличии, хорошо закрыть двери. Советуем оставить опущенным одно стекло, если вдруг из-за тестирования батареи случайно сработают замки на дверях.
Как измерить ток утечки цифровым мультиметром?
Что такое ток утечки? Ток утечки в электрической цепи — это один из типов проблем с током, который течет из цепи в «землю».
Чтобы понять заземление, представьте себе обычную заземленную розетку в США. Розетка с заземлением — это розетка с тремя отверстиями вместо двух. Чуть большее отверстие, расположенное под двумя вертикальными прорезями, — это земля.
Позволяет безопасно возвращать электричество из цепи в случае «короткого замыкания». Без заземления короткое замыкание было бы опасно для цепи, для используемого вами устройства или для вас.
Обычно электрический ток течет от положительной стороны (правое отверстие) к отрицательной стороне слева, с заземлением для безопасного «возврата» электричества.
Если оставить в стороне пример с розетками, то по-прежнему работает любая электрическая цепь. В нормальной цепи почти нет утечки из цепи в землю.
Проблема тока утечки заключается в утечке тока из нормальной цепи, которая течет от плюса к минусу в заземленную часть цепи. В лучшем случае это означает потерю эффективности, но ток утечки также может вызвать множество других проблем.
Почему возникает проблема с током утечки?Хотя небольшая утечка всегда будет иметь место, заметное изменение может быть опасным или даже фатальным. Неправильно заземленное устройство может попасть в человека, чего мы всегда хотим избежать.
При работе с электричеством мы всегда хотим держать его подальше от себя и держать в цепи.
На менее серьезном уровне распространенная проблема с током утечки заключается в том, что он без необходимости отключает некоторые розетки GFCI или просто вызывает повышение напряжения, что может вызвать проблемы в приборах или цепях, с которыми вы работаете.
Иногда такое повышение напряжения может «взорвать» ваше устройство. В других случаях ток утечки может свидетельствовать о повреждении изоляции, что является проблемой, которую следует устранять как можно скорее. Опять же, мы хотим, чтобы электричество оставалось внутри цепи, а также внутри изоляции.
Измерение утечки как токаМногие измерения, которые вы выполняете с помощью мультиметра, являются измерениями напряжения. Напряжение — это общая мощность цепи или электрического компонента. С током утечки вы хотите измерить ток.
Если напряжение можно сравнить с измерением ширины классической водопроводной трубы, показывающей, сколько воды может пройти через нее в любое время, то ток будет мерой того, сколько воды действительно проходит через нее. В электрической цепи ток является мерой того, сколько электричества протекает через цепь.
Чтобы измерить ток, вам придется перехватить цепь. Таким образом, вы технически строите обход текущего потока, на котором вы измеряете ток. Это также означает, что вам придется временно разорвать цепь.
Как измерить ток утечки с помощью мультиметраМногие цифровые мультиметры имеют функцию, позволяющую измерять ток. Как вы понимаете, это значительно упрощает выполнение теста.
Перед тем, как приступить к измерению тока утечки, дважды проверьте свое руководство, чтобы узнать, куда вставлять щупы. Помните, что не каждый тест требует, чтобы ваши лиды находились в одной и той же позиции.
После того, как вы установили на мультиметре текущую настройку и разместили провода в нужном месте. Если у вас есть цифровой мультиметр с ручным управлением, выберите правильный диапазон.
Если вы не уверены в диапазоне, лучше начать с высокого уровня и постепенно снижаться, пока не окажетесь в нужном диапазоне. Это предотвращает перегрузку счетчика.
Теперь поместите каждый провод в одну точку цепи так, чтобы один конец был ниже другого. Лучший способ сделать это — использовать чистые и полностью закрытые зажимы типа «крокодил».
Как только зажимы будут на месте, это создаст перехват, о котором мы говорили ранее. Через некоторое время вы можете прочитать ток на экране.
Как измерять ток утечки с помощью токоизмерительных клещейЕсли вы подозреваете, что регулярно сталкиваетесь с током утечки, возможно, вы захотите инвестировать в токоизмерительные клещи. Как следует из названия, это оборудование идеально подходит для измерения тока утечки.
Многие цифровые мультиметры снабжены токоизмерительными клещами в качестве аксессуара, но вы также можете приобрести их как отдельный продукт.
Чтобы использовать клещи для измерения тока утечки, поместите клещи клещей вокруг проводника. Это автоматически запускает процесс считывания и устраняет перехват цепи, как мы видели при измерении тока утечки с помощью цифрового мультиметра.
Как измерить ток утечки в автомобилеОдним из распространенных мест, где вы можете обнаружить ток утечки, является ваш автомобиль. Поскольку это так распространено, мы хотим обсудить это отдельно, хотя основы не будут отличаться от того, что мы обсуждали до сих пор.
Для измерения тока утечки в автомобиле убедитесь, что ваш автомобиль выключен и ключ не находится в замке зажигания.
Чтобы измерить ток утечки в автомобиле, переключите мультиметр на измерение постоянного тока, подключите провода к нужным портам и подсоедините один провод к отрицательной клемме автомобильного аккумулятора, а другой провод к разным проводам.
Когда вы обнаружите большую разницу в показаниях, вы обнаружили ток утечки, который необходимо устранить.
ЗаключениеТеперь вы знаете, как измерить ток утечки цифровым мультиметром. Обязательно прочтите руководство к мультиметру и выполните «пробный запуск», прежде чем пытаться измерить ток утечки.
Если вы все еще не знаете, как это сделать, лучше всего обратиться к профессионалу.
Всегда соблюдайте все инструкции по технике безопасности и дважды проверяйте, отключена ли цепь.
Что такое проверка и измерение тока утечки, как это делается
Ток утечки — это ток, который течет из цепи постоянного или переменного тока в оборудовании на землю или каркас и может исходить от выхода или входа. Если оборудование не заземлено должным образом, ток протекает по другим путям, например, по человеческому телу. Это также может произойти, если земля некомпетентна или нарушена непреднамеренно или преднамеренно.
Ток утечки в оборудовании протекает, когда происходит непреднамеренное электрическое соединение между землей и частью или проводником, находящимся под напряжением. Земля может быть точкой отсчета нулевого напряжения или заземлением. В идеальном случае ток утечки из блока питания должен проходить через заземляющее соединение в заземление установки.
Несоответствие материалов, из которых состоят такие элементы, как конденсаторы и полупроводники, является основной причиной утечки тока. Это приводит к небольшой утечке или протеканию тока через диэлектрик в случае конденсатора.
Это измерение выполняется во время проверки электробезопасности устройства. Измеряются токи, протекающие через защитный проводник или металлические части земли.
Почему важно измерять ток утечки?Электрическая система обычно состоит из метода заземления, который обеспечивает защиту от опасности поражения электрическим током в случае нарушения изоляции. Система заземления состоит из заземляющего стержня, соединяющего прибор с землей. Если когда-либо произойдет катастрофический отказ изоляции между линией электропередач и токопроводящими частями, напряжение будет сброшено на землю. Ток, созданный из-за этого события, будет протекать, вызывая размыкание автоматического выключателя или перегорание предохранителя, что позволяет избежать опасности поражения электрическим током.
Очевидно, что при случайном или преднамеренном нарушении заземления или соединения с землей существует опасность поражения электрическим током. Вероятность удара может быть больше, чем предполагалось, в случае возникновения токов утечки. Даже в случае отсутствия пробоя изоляции проникновение токов утечки, протекающих через заземляющий стержень, по-прежнему представляет угрозу поражения электрическим током для кого-либо, кто соприкасается с незаземленной системой и землей одновременно.
Это вызывает огромную озабоченность, когда речь идет о медицинских приложениях, где пациент может стать получателем удара электрическим током. Шок может быть даже смертельным, если больной слаб или без сознания, или если ток течет во внутренние органы. Двухслойная изоляция, предлагаемая в незаземленном оборудовании, обеспечивает защиту. Безопасность в этом сценарии обеспечена, потому что оба слоя изоляции вряд ли разрушатся вместе. Тем не менее, ситуации, которые приводят к токам утечки, все еще существуют, и их необходимо учитывать.
Итак, как можно устранить или уменьшить последствия тока утечки? Измерьте ток утечки, а затем определите причину. Целью теста является измерение величины тока, проходящего через человека, когда этот человек прикасается к электрическому изделию.
Что делается при измерении тока утечки?- Используется счетчик, специально предназначенный для определения токов утечки.
- Ток, протекающий через заземляющий стержень, определяется путем последовательного подключения счетчика к заземляющему соединению.
- Заземление разгерметизировано, и измеряется ток, протекающий к нейтральной стороне линии электропередачи, для оборудования обработки данных.
- Счетчик также может быть подключен между выходами источника питания и заземлением.
- Условия испытаний – это обмен нейтральными соединениями и линией переменного тока, а также включение и выключение выключателей питания при контроле тока.
- Проверка выполняется после того, как система прогреется до типичной рабочей температуры.
- Цель состоит в том, чтобы идентифицировать и измерить ток утечки в наихудшем случае.
- Для очень малых токов утечки счетчик заменяется сетью, состоящей либо из резистора, либо из группы резисторов и конденсаторов.
- Падение напряжения в сети затем измеряется с помощью вольтметра переменного тока.
- Оборудование с двойной изоляцией или незаземленное проверяется путем прикрепления счетчика к любой токопроводящей части, к которой можно прикасаться, и к земле.
- На корпус помещают медную фольгу определенного размера для непроводящих корпусов и определяют ток, протекающий от нее к земле .
Тип оборудования | Максимальный ток утечки |
Класс I | 0,75 мА для ручных устройств |
3,5 мА для других устройств | |
Класс II | 0,25 мА |
Класс III | Нет опасного напряжения |
Как выполняется измерение тока утечки? Прямое измерение
Прямое измерение отличается точностью, и используется измеритель, специально разработанный для определения токов утечки. Ток, протекающий в проводнике заземления, измеряется путем последовательного подключения счетчика к заземляющему контакту соответствующего устройства.
Токоизмерительные клещи для измерения тока утечки — наиболее популярное устройство, используемое для измерения тока утечки. Они похожи на токоизмерительные клещи, используемые для определения токов нагрузки, но дают значительно лучшие результаты при количественном определении токов менее 5 мА. Как правило, токоизмерительные клещи не регистрируют такие малые токи. После того, как мы поместим губки токоизмерительных клещей вокруг токопроводящего стержня или провода, снимаются показания тока, и значение зависит от интенсивности переменного электромагнитного поля вокруг проводника. Токоизмерительные клещи определят магнитное поле вокруг таких проводников, как проволочный бронированный кабель, одножильный кабель, водопровод и т. д. Парные нейтральный и фазный проводники однофазной цепи или все проводники под напряжением трехфазной цепи.
Тестирование различных типов проводников:
- При тестировании сгруппированных проводников под напряжением в цепи магнитные поля, создаваемые токами нагрузки, компенсируют друг друга. Любой неравномерный ток, идущий от проводников к земле, измеряется токоизмерительными клещами и должен иметь показание менее 0,1 мА.
- Если вы выполнили проверку изоляции на отключенной цепи, результат будет в диапазоне 50 МОм или выше, поскольку тестер изоляции использует для проверки постоянное напряжение без учета емкостного эффекта.
- Если бы вы измеряли одну и ту же цепь, нагруженную оргтехникой, результат был бы существенно другим из-за емкости входных фильтров этих устройств.
- Когда много частей оборудования работает в цепи, результат будет коллективным, то есть ток утечки будет больше и вполне может быть в диапазоне миллиампер. Добавление новых единиц оборудования в цепь, защищенную GFCI, может привести к срабатыванию GFCI. А поскольку значение тока утечки зависит от того, как работает оборудование, УЗО может непреднамеренно отключиться.
- При наличии телекоммуникационного оборудования величина утечки, показываемая токоизмерительными клещами, может быть значительно больше, чем величина утечки из-за полного сопротивления изоляции на частоте 60 Гц, поскольку телекоммуникационная система обычно состоит из фильтров, генерирующих токи функционального заземления, и других устройств, генерирующих гармоники, и т. д. .
Измерение тока утечки на землю
- Когда нагрузка включена, измеренный ток утечки включает утечку в оборудовании нагрузки. Если утечка достаточно мала при подключенной нагрузке,
- , то утечка цепи проводки еще меньше. Если требуется только утечка в проводке цепи, отключите нагрузку.
- Если вы проверяете однофазные цепи, зажимая фазу и нейтральный проводник, полученная величина будет равна любому току, протекающему на землю.
- Проверьте трехфазные цепи, закрепив зажимом все 3 фазных провода. Если присутствует нейтраль, она должна быть зажата вместе с фазными проводами, и измеряемой величиной будет любой ток, протекающий на землю.
Измерение тока утечки через заземляющий проводник
- Для подсчета суммы утечек, протекающих через предлагаемое заземляющее соединение, установите зажим вокруг заземляющего стержня.
Измерение тока утечки на землю через непреднамеренные пути к земле.
- Зажим нейтрали/фазы/земли вместе распознает неравномерный ток, что означает утечку в проходе или электрической панели через непреднамеренные пути к земле.
- При подключении к водопроводу или другим электрическим соединениям может возникнуть подобное неравенство.
Отслеживание источника тока утечки
- Эта серия измерений определяет общую утечку и источник. Первое измерение можно произвести на основном проводнике к панели.
- Измерения со 2 по 5 выполняются последовательно для обнаружения цепей с большим током утечки.
Целью испытания на ток утечки является проверка того, что электрическая изоляция, используемая для защиты пользователя от риска поражения электрическим током, подходит для применения. Тестирование тока утечки используется для проверки того, что продукт не пропускает чрезмерный ток при контакте с пользователем. Для медицинского оборудования измеряется ток, протекающий на землю.
- Чрезмерная утечка тока может вызвать фибрилляцию желудочков сердца, приводящую к остановке сердца, которая может привести к смерти.
- Уровни измерения тока утечки зависят от величины емкости твердых изоляционных материалов изделий. Различные типы и количество слоев электрической изоляции приводят к различной величине собственной емкости через изоляцию. Эта емкость вызывает «утечку» небольшого количества тока через изоляцию.
- Уровни тока утечки могут быть значительно повышены в продуктах, на которые распространяются требования по электромагнитным помехам (FCC, CE-EMC). Эти продукты должны включать фильтры электромагнитных помех на входящем питании от сети, чтобы обеспечивать чистое питание чувствительной электроники, а также защищать от обратного излучения в линию электропередач. Эти фильтры включают конденсаторы для заземления, эти конденсаторы могут вызывать высокий ток утечки при нормальной работе. Если продукт предназначен только для профессионального использования, стандарт может разрешать высокий ток утечки с предупреждающей маркировкой для пользователя, чтобы убедиться, что продукт надежно заземлен (чтобы пользователь не подвергался воздействию высокого тока утечки). В противном случае необходимо добавить изолирующий трансформатор для питания продукта, тем самым изолируя продукт от земли, что почти устранит ток утечки на землю.
Тестеры тока утечки Hipot
- Испытание HIPOT, также называемое испытанием на электрическую стойкость, представляет собой стандартное испытание, которое проводится в электротехнической промышленности. Это испытание высоким напряжением, при котором изоляция электрического изделия подвергается нагрузке на расстояние до 80 МОм.
- Если изоляция продукта может выдерживать гораздо более высокое напряжение в течение заданного времени, тогда она может выдерживать нормальное напряжение в течение всего срока службы.
- Основной функцией тестера HIPOT является контроль чрезмерного тока утечки на землю. Тестер
- Hipot подает высокое напряжение на изоляцию тестируемого устройства. Обычно это значение выше 1400 В для тестирования устройства, которое планируется использовать при напряжении 220 В.
- Клеммы А и В подключены к напряжению питания 220 или 110 В, клемма С заземлена, обратный провод плавает, как показано здесь.
- Тестируемое устройство должно быть электрически отделено от земли.
- Один провод от обмотки подключается к выходному высоковольтному датчику, а обратный провод к корпусу двигателя. Это подает высокое напряжение на обмотку и корпус.
- Если обмотка короткая или слабая в любой точке, ток будет течь к обратному проводу, и измеритель отобразит этот ток.
- Все тестеры HIPOT имеют функцию отключения при перегрузке по току для защиты самого тестера. Это важно в случае, если устройство полностью закорочено на корпус и при подаче высокого напряжения от тестера HIPOT протекает экстремальный ток.