Проверка дросселя лампы дневного света (с мультиметром и без него)
На чтение 6 мин Просмотров 706 Опубликовано Обновлено
Содержание
- Таблица основных неисправностей
- Способы проверки
- Без тестера
- При помощи мультиметра
- На обрыв
- На короткое замыкание
- На пробой корпуса
- Заключение
Еще недавно лампа дневного света была единственной альтернативой лампе накаливания. Ее использование помогало экономить электроэнергию и, в определенной мере, выбирать цветовую температуру освещения. Но с одной проблемой не каждый домашний мастер мог справиться – поиск неисправностей и устранение их в дополнительных элементах, сопутствующих лампам дневного света.
Таблица основных неисправностей
Основные виды неисправности, которые на практике возникают в дросселях, сведены в таблицу.
Вид неисправности | К чему ведет | Внешнее проявление |
---|---|---|
Обрыв обмотки катушки или внутренней проводки | Разрыв электрической цепи | Светильник не горит (нет даже мигания) |
Межвитковое замыкание | Потеря индуктивности, снижение реактивного сопротивления | Перегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания |
Замыкание на корпус | В сети с защитным проводником создает замыкание на землю | Если подключен проводник PE, вызывает сверхток и срабатывание защитного аппарата. Если защитное заземление в сети отсутствует, может себя не проявлять, но на корпусе прибора при этом присутствует напряжение сети. |
Потеря ферромагнитных свойств сердечника катушки (в результате перегрева и т.п.) | Потеря индуктивности, снижение реактивного сопротивления | Перегорание спиралей ламп (включая повторное после замены), мигание без устойчивого зажигания |
Способы проверки
Для диагностики состояния желательно применять приборы, но если их нет, оценку состояния можно сделать и без них.
Без тестера
Проверить дроссель люминесцентной лампы можно без тестера и других приборов (хотя бы индикаторной отвертки). Но достоверность этих методов ограничена.
- В первую очередь это поведение лампы. Если при подаче напряжения она мигает, но не доходит до устойчивого свечения, значит, есть повод проверить дроссель (хотя могут быть и другие причины, включая неисправность самой лампы). При обрыве в катушке мигания не будет – схема совсем не будет подавать признаков жизни.
- Визуальный осмотр. Если на корпусе дросселя есть почернение, вздутие, следы локальных перегревов – все это повод усомниться в исправности аппарата. Его надо заменить или выполнить диагностику с помощью приборов.
- Установка в заведомо исправный светильник взамен штатного. Если после замены осветительный прибор перестанет работать, значит, дело в дросселе. Или, наоборот, в неработающий светильник установить заведомо исправный дроссель.
Можно собрать стенд для проверки элементов ПРА. Это имеет смысл, если приходится обслуживать систему освещения здания, офиса, цеха и т.п., построенную с применением люминесцентных ламп. В качестве стенда можно взять готовый светильник и заменять в нем штатные детали на тестируемые, а можно собрать несложную схему. В ней используется обычная лампа накаливания на 220 вольт.
Стенд для проверки балластов.Для проверки дросселя лампы дневного света используются свойства индуктивного сопротивления катушки дросселя. Возможны различные ситуации:
- лампа горит вполнакала – дроссель исправен, его реактивное сопротивление ограничивает ток в последовательной цепи;
- лампа горит в полную яркость – межвитковое замыкание, индуктивность катушки мала, реактивная составляющая сопротивления близка к нулю;
- лампа не горит – обрыв внутри дросселя.
Проверять элементы электронной пускорегулирующей аппаратуры (ЭПРА) на таком стенде не получится. Она работает по другому принципу.
При помощи мультиметра
Мультиметр дает более широкие возможности для проверки элементов ПРА и достоверность подобного тестирования выше.
На обрыв
Для проверки на обрыв мультиметр в режиме измерения сопротивления (или звуковой прозвонки) надо подключить к выводам балласта. Если устройство исправно, тестер покажет сопротивление несколько десятков ом (зависит от типа дросселя, у большинства распространенных моделей около 55..60 ом).
Проверка на обрыв.Если внутри цепь оборвана, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление.
Также на обрыв балласт можно проверить с помощью индикаторной отвертки. Это можно сделать, не демонтируя аппарат из светильника, а лишь сняв крышку и подав питание 220 вольт (включив выключатель освещения).
Проверка на обрыв индикаторной отверткой.Надо проверить наличие напряжения на входе дросселя, а потом на выходе. Если питание на вход балласта приходит, а на выходе его нет, значит в дросселе обрыв.
Читайте также: Как правильно подключить люминесцентную лампу
На короткое замыкание
Короткое замыкание – нечастая неисправность. Она может возникнуть в результате глобальной проблемы – спекания витков катушки и т.д.
Проверка на замыкание.Проверяется так же, как на обрыв, но в случае неисправности цифровой прибор покажет сопротивление около нуля.
Гораздо более вероятная проблема – межвитковое замыкание. Обнаружить ее в режиме проверки сопротивления практически невозможно. Если замкнулось малое количество витков (2-3), омическое сопротивление практически не изменится, а индуктивность резко упадет. Не каждый недорогой мультиметр имеет функцию замера индуктивности, да еще с достаточной точностью. К тому же надо знать индуктивность исправного прибора, а этот параметр производители указывают редко. Но можно попытаться сравнить индуктивность тестируемого балласта с индуктивностью заведомо исправного.
Также к потере индуктивности может привести изменение параметров сердечника (вследствие перегрева, механического повреждения и т. д.). И в этом случае неисправность обнаружить непросто.
Читайте также
Как сделать ремонт люминесцентных светильников своими руками
На пробой корпуса
Для проверки на пробой на корпус надо один щуп тестера подсоединить к корпусу устройства, другой к выводу балласта (потом к другому).
Проверка на замыкание на корпус.Если дроссель исправен, мультиметр покажет бесконечное сопротивление. Если пробой присутствует, то либо ноль, либо какое-то значение, зависящее от места пробоя:
- если замыкание произошло в точке 2, то тестер покажет полное сопротивление катушки;
- если в точке 1 – ноль;
- в точке 3 – какое-то промежуточное значение.
Вне зависимости от места пробоя, измеряемое сопротивление будет меньше бесконечности.
Заключение
Традиционная пускорегулирующая арматура ламп дневного света вытесняется электронной (ЭПРА), да и сами люминесцентные лампы активно уходят в прошлое – пришло время тотального доминирования светодиодного освещения. Но в прошлом лампы дневного света были популярны, ими оснащено большое количество систем освещения, они выпускаются до сих пор. Поэтому вопрос проверки дросселей на исправность еще долго будет актуален.
Как проверить дроссель лампы дневного света мультиметром
Содержание
- Какое строение имеют источники светового потока
- Люминесцентные светильники: строение и принцип работы
- Какие неисправности возможны и как их устранить
- Как проводится проверка работоспособности ламп
- Заключение
Одним из наиболее часто встречаемых осветительных приборов, особенно в помещениях общественного назначения, является лампа дневного света. Такие осветительные изделия благодаря своему строению получили широкое применение в самых разнообразных сферах человеческой деятельности.
Но бывают ситуации, когда такие светильники выходят из строя и их нужно проверить на предмет обнаружения поломки. При этом очень большую роль в работоспособности такой осветительной продукции играет дроссель. О том, что и где следует искать, а также причем здесь мультиметр, расскажет наша статья.
Какое строение имеют источники светового потока
Дневное освещение является самым экономичным вариантом в плане освещения. При этом оно лучше всего подходит для глаз, благодаря чему служит отличной альтернативой всем существующим на сегодняшний день вариантам подсветки помещений.
Для создания дневного света сегодня используются различие виды люминесцентных ламп. Такие лампы могут классифицироваться по оттенку и яркости излучаемого света:
- теплый белый;
- холодный белый;
- желтоватый тон.
Дроссель
Но для повышения их безопасности во время работы принято использовать специальный прибор – дроссель. Им оснащены все лампы дневного света.
Обратите внимание! Покупая светильник дневного света, обязательно поинтересуйтесь у продавца гарантией и другой сопроводительной документацией на приобретаемое изделие. Так вы точно купите качественный прибор для своих нужд.
Что же представляет собой дроссель? Внешне дроссель имеет вид катушки индуктивности, у которой имеется специальный ферримагнитный сердечник. Это такая деталь, которая необходима для стабильной работы любой лампы при создании дневного света. По сути, дроссель входит в состав энергосберегающего источника света, установленного в светильнике. При его неисправности или падении работоспособности на концах лампы появляются почернения. В задачи данной детали входит контроль напряжения, создаваемого на выходных контактах энергосберегающего источника света.
Обратите внимание! По существующим на сегодняшний день стандартам, такой балласт нужно подключать последовательно. Затем к нему параллельно подсоединяют стартер. Он ответственен за зажигание лампы.
Такое строение и способ подключения играет важную роль в работоспособности лампы, используемой для создания дневного света в помещении. Поэтому если имеются неисправности, то в первую очередь нужно проверить дроссель. О том, как это сделать мы расскажем несколько ниже.
Люминесцентные светильники: строение и принцип работы
Чтобы понять, почему лампы дневного света перестали работать, необходимо быть знакомым с их конструкцией, а также принципом работы. Это нужно для того, чтобы по косвенным признакам проверить их работоспособность и определиться с вариантами починки.
На данный момент в продаже существует несколько типов люминесцентных ламп. Но все они имеют одинаковое строение.
Строение люминесцентной лампы
Такие источники дневного света в своей конструкции обязательно содержат стеклянную колбу различной формы. В ней находятся спиральные электроды и инертный газ (пары ртути).
Сверху колба покрыта специальным слоем из люминофоров.
Принцип работы лампы таков:
- при поступлении электрического тока на электроды (спирали) они нагреваются;
- в результате нагревания спиралей происходит зажигание газа;
- под действием него начинает светиться люминофор.
Из-за того, что электроды имеют ограниченные размеры, имеющегося в сети напряжения недостаточно для розжига электродов. Вот для этого и используют дроссель. А чтобы предотвратить чрезмерный перегрев спирали в лампы устанавливают стартер. Он после зажигания газа запускает процессы, приводящие к отключению накала электродов.
Принцип работы люминесцентной лампы
Первым в работу вступает стартер. Его роль сводится к прогреванию биметаллических электродов. В результате этого наблюдается их короткое замыкание. Затем ток в цепи, ограниченный только внутренним сопротивлением дросселя, резко увеличивается (более чем в три раза). Электроды быстро разогреваются. В то же время у стартера его биметаллические контакты остывают и размыкают цепь запуска. Во время разрыва электрической цепи наблюдается эффект самоиндукции, который приводит к высоковольтному импульсу. Он и обеспечивает в среде инертного газа электрический разряд. Под влиянием созданного разряда формируется видимое ультрафиолетовое свечение находящихся в колбе паров ртути.
В дальнейшем при работе лампы происходит равномерное распределение электрического тока, а дроссель обеспечивает ее стабильную работу.
Какие неисправности возможны и как их устранить
В ситуации, когда уровень освещения, которое дают лампы дневного света, перестал быть стабильным, нужно искать причины дабы выяснить, подлежит ли источник света ремонту или нуждается в замене.
Обратите внимание! Поверку ламп дневного света (мультиметром) следует начинать со стартера или дросселя, так как это два наиболее важных элемента источника света.
Стоит отметить, что чаще всего из строя выходят стартеры. Поэтому проверить в первую очередь нужно именно их. У него обычно ломается конденсатор, который подключается параллельно источнику света. Делая замену конденсатора, необходимо учитывать напряжение, на которое рассчитан этот элемент. Здесь нет универсального решения и каждый случай нужно оценивать отдельно.
А вот дроссель ломается гораздо реже. Хотя такая ситуация не является исключением. Дроссель может престать функционировать из-за того, что произошел обрыв его обмотки. Это связано с тем, что при межвитковом замыкании данный элемент сильно нагревается. При этом можно почувствовать характерный запах, который источает горелая изоляция. В такой ситуации через некоторое время источник дневного света также выйдет из строя.
Почернение лампы
Также очень часто поломка люминесцентной лампы происходит из-за перегорания вольфрамовой спирали. Это вообще самая распространенная причина выхода источника света из строя.
О неисправности дросселя или постепенному, но верному перегоранию вольфрамовой спирали свидетельствует появление на концах изделия почернений разной площади. Если такие пятна появились, то лампе осталось функционировать уже чуть-чуть, и она подлежит замене в ближайшее время.
Но это все лишь домыслы, так как для определения причины поломки нужно прибегать к помощи специального прибора – мультиметра.
Как проводится проверка работоспособности ламп
Мультиметр
Проверка источника света сводится к тому, чтобы убедиться в сохранности целостности спирали с обеих сторон колбы. Для этих целей можно использовать цифровой мультиметр или тестер.*
Обратите внимание! Многие модели мультиметров оснащены функцией звуковой прозвонки. Вместо нее можно включить наименьший предел измерения сопротивлений.
Если прибор выдал значение (например, 10 ом), то лампа целая и нити не перегорели. А вот если мультиметр выдает полный обрыв, то нить перегорела.
Дополнительным визуальным способом определить неисправность дросселя, без помощи измерительного прибора, является наличие эффекта «огненной змейки». Она периодически «вьется» по колбе. Ее появление демонстрирует факт того, что ток в источнике света превышает свои допустимые значения. Поэтому электрический заряд стал нестабильным. В такой ситуации мультиметром нужно проверить вольт-амперные характеристики источника света. Если будут выявлены даже незначительные несоответствия с заданными производителями параметрам, то необходимо менять дроссель.
Обратите внимание! Проверку дросселя рекомендуется проводить при помощи контрольного светильника, который точно исправлен.
В данной ситуации проверка проводиться следующим образом:
- два провода, идущие от дросселя, нужно отсоединить;
- их соединяем с цоколем рабочей контрольной лампы;
- подключаем полученную конструкцию к электросети.
Если люминесцентный осветительный прибор загорелся в полную силу, то значит дроссель исправен и причина поломки кроется в другом.
Самостоятельно ремонтировать устройство источников света дневного типа можно только людям, имеющим необходимые знания, а также набор инструментов. Заменяя дроссель нужно обязательно отключить осветительный прибор от сети электропитания.
Обратите внимание! Помните, что просто нажав на выключатель, вы не сможете полностью обесточить светильник. Напряжение в нем все равно останется.
При ремонте внимательно следите за схемой подключения определенных элементов устройства прибора, а также обязательно используйте мультиметр для проверки конечного результата ремонтных работ.
Заключение
При неисправности дросселя, находящегося в составе лампы дневного света, можно и нужно использовать такой измерительный прибор, как мультиметр. С его помощью вы сможете быстро и эффективно не только обнаружить причину поломки, но и своими руками провести необходимые ремонтные действия.
Проверка дросселя лампы дневного света (мультиметром и без)
Опубликовано: 01.09.2021
1960
1. Таблица основных неисправностей
2. Способы проверки
2.1. Без тестера
2.2. С мультиметром
2.2.1. Разомкнутая цепь
2.2.2. Короткое замыкание
2.2.3. Разбивка корпуса
3. Заключение
Не так давно люминесцентная лампа была единственной альтернативой лампе накаливания. Это помогло сэкономить энергию и в определенной степени выбрать цветовую температуру света. Но одна проблема, с которой справится не каждый домашний умелец – поиск неисправностей и их устранение в доборных элементах, сопровождающих лампочки дневного света.
Таблица основных неисправностей
Основные виды неисправностей, встречающихся на практике в дросселях, сведены в таблицу.
Тип отказа неисправность | Потеря индуктивности, уменьшение реактивного сопротивления | Перегорание катушек ламп (в т.ч. после замены), мигание без стабильного зажигания |
---|---|---|
Замыкание на землю | В цепи с защитным проводником создает замыкание на землю | защитное устройство При отсутствии защитного заземления в сети оно может не проявляться, но сетевое напряжение все еще присутствует на корпусе устройства |
Потеря ферромагнитных свойств сердечника катушки (в результате перегрева и т.п. ) | Потеря индуктивности, уменьшение реактивного сопротивления | Перегорание катушек ламп (включая повторное возгорание после замены), мигание без устойчивого зажигания |
Способы проверки
Для диагностики состояния желательно использовать приборы, но недоступны, состояние можно оценить без них.
Без тестера
Проверить дроссель люминесцентной лампы можно без тестера и других инструментов (хотя бы отвертки). Но надежность этих методов ограничена.
- В первую очередь это поведение лампы . Если при подаче питания он мигает, но не достигает устойчивого свечения, то есть повод проверить дроссель (хотя могут быть и другие причины, в том числе неисправность самой лампы). Если в катушке обрыв, то перепрошивки не будет — схема вообще не будет подавать признаков жизни.
- Визуальный осмотр . Если дроссельная заслонка почернела, вздулась, следы местного перегрева – все это повод усомниться в исправности устройства. Его необходимо заменить или продиагностировать с помощью приборов.
- Установка в заведомо неисправный светильник вместо штатного. . Если после замены светильник перестал работать, значит, проблема в дросселе. Или, наоборот, можно установить в неработающий светильник заведомо исправный дроссель.
Если проблема решена, то неисправность найдена.
Можно собрать стенд для проверки элементов ПРА. Это имеет смысл, если вам необходимо обслуживать систему освещения здания, офиса. Это необходимо для обслуживания системы освещения здания, офиса, мастерской и т.п., построенных с использованием люминесцентных ламп. В качестве испытательного стенда можно взять готовую лампу и заменить в ней штатные детали на пробные, а можно собрать простую схему. В нем используется обычная лампа накаливания на 220 вольт.
Испытательный стенд для балластов.
Свойства индуктивного сопротивления катушки дросселя используются для проверки дросселя лампы дневного света. Возможны разные ситуации:
- лампа горит на полусвете — дроссель исправен, его реактивное сопротивление ограничивает ток в последовательной цепи;
- лампа горит на полную яркость — имеется межвитковое замыкание, индуктивность катушки мала, реактивная составляющая сопротивления близка к нулю
- Лампа не горит — Поломка прерывателя внутри дросселя.
Проверка элементов ЭПРА (ЭПРА) на таком испытательном стенде невозможна. Он работает по другому принципу.
Если испытывается дроссель с пробоем корпуса, то при подаче питания на его корпусе будет присутствовать линейное напряжение. Подключаемые элементы ПРА должны быть выключены. Примите меры предосторожности при подаче питания.
Использование мультиметра
Мультиметр дает больше возможностей для проверки элементов ПРА и надежность такой проверки выше.
Обрыв цепи
Для проверки на обрыв подключите мультиметр в режиме измерения сопротивления (или аудиодиод) к контактам балласта. Если прибор исправен, тестер покажет сопротивление в несколько десятков Ом (зависит от типа дросселя, у большинства распространенных моделей около 55…60 Ом).
Проверка обрыва цепи.
Если цепь внутри разомкнута, измеритель покажет бесконечное сопротивление.
Балласт также можно проверить на поломку с помощью индикаторной отвертки. Это можно сделать, не снимая блок со светильника, просто сняв крышку и подав питание 220 вольт (включив выключатель света).
Проверить на наличие поломок индикаторной отверткой.
Необходимо проверить наличие напряжения на входе дросселя и затем на выходе. Если на вход балласта приходит питание, а на выходе нет, значит, в дросселе обрыв.
Читайте также: Как правильно подключить люминесцентную лампу
Короткое замыкание
Короткое замыкание не является обычной неисправностью. Может возникнуть в результате глобальной проблемы — спекание витков катушки и т.д.
Проверить на замыкание.
Это то же самое, что и проверка на обрыв цепи, но в случае неисправности цифровой измеритель покажет сопротивление около нуля.
Гораздо более вероятная проблема — межвитковая неисправность. Практически невозможно обнаружить в режиме проверки сопротивления. Если закоротить небольшое количество витков (2-3), омическое сопротивление сильно не изменится, а индуктивность сильно упадет. Не каждый недорогой мультиметр имеет функцию измерения индуктивности с достаточной точностью. Кроме того, необходимо знать индуктивность работающего устройства, а этот параметр редко указывается производителями. Однако можно попробовать сравнить индуктивность проверяемого балласта с индуктивностью заведомо исправного балласта.
Проверить наличие межвитковых замыканий.
Также изменение параметров сердечника (из-за перегрева, механических повреждений и т.п.) может привести к потере индуктивности. И в этом случае неисправность обнаружить непросто.
Читайте также
Как отремонтировать люминесцентные светильники своими руками
Для проверки на пробой корпуса
Для проверки на пробой на землю необходимо подключить один щуп тестера к корпусу прибора , другой к свинцу балласта (затем к другому).
Проверить короткое замыкание на шасси.
Если дроссель цел, мультиметр покажет бесконечное сопротивление. При наличии пробоя либо ноль, либо некоторое значение в зависимости от места пробоя:
- если пробой произошел в точке 2, тестер покажет полное сопротивление катушки;
- если в точке 1 ноль;
- в точке 3 — какое-то промежуточное значение.
Независимо от места пробоя измеренное сопротивление будет меньше бесконечности.
Заключение
Традиционные балласты люминесцентных ламп заменяются электронными (ЭБ), а сами люминесцентные лампы активно уходят в прошлое — пришло время тотального господства светодиодного освещения. Но в прошлом были популярны лампы дневного света, ими комплектовалось большое количество систем освещения, они выпускаются и сегодня. Поэтому вопрос проверки дросселей на неисправность будет актуален еще долгое время.
Потребляемая мощность люминесцентного дросселя
спросил
Изменено 5 лет, 5 месяцев назад
Просмотрено 8к раз
\$\начало группы\$
У нас на кухне было 4 люминесцентных лампы по 36 Вт (120 см).
Мы заменили их на 4 светодиодные лампы по 18 Вт.
Это был люминесцентный дроссель для старых ламп:
Вопрос: сколько энергии потребляли оригинальные люминесцентные лампы?
Подсказка: 4 x 36Вт = 144Вт + дроссель потребляет какие-то ватты? Я читал, что он может легко потреблять 4 x 30 Вт. Так может ли быть так, что исходная установка стоила им 264 Вт/час?
ОБНОВЛЕНИЕ: нам просто нужна потребляемая мощность старого «балласта и стартера» и старых люминесцентных ламп вместе, чтобы мы могли узнать, насколько меньше стоит работа светодиода.
- люминесцентная лампа
\$\конечная группа\$
2
\$\начало группы\$
Трудно найти фактические данные о размещенном вами балласте.
Википедия предполагает, что для реактивных балластов (таких как тот, который вы использовали) потерянная мощность составляет порядка 5-25% от номинальной мощности лампы.
В статье General Electric: Технический бюллетень по люминесцентным лампам TP 111R говорится, что потери балласта составляют около 10% входной мощности ламп (датировано 1978, цифровую копию не нашел).
Таким образом, цифры, которые я нашел, не подтверждают вашего заявления о почти 100% потерях номинальной мощности в балласте (у вас есть источник для этого?).
В вашем случае это будет от 7,2 Вт до 36 Вт, с небольшим акцентом на 16 Вт из-за цитируемой статьи. Суммарная мощность: от 151,2 Вт до 180 Вт (160 Вт акцент)
В некомпенсированном балласте коэффициент мощности будет очень плохим. На этикетке указана лямбда от 0,48 до 0,52. Таким образом, вы можете получить номинальную мощность в ВА (полная мощность), которая в два раза превышает номинальную мощность лампы Вт (активная мощность), но обычно вы платите не за это.
\$\конечная группа\$
\$\начало группы\$
Ваше энергопотребление сократится примерно вдвое.