КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКД
Один из экспертов отметил, что при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике. Вторая посчитала, что несмотря на выводы КС совокупная плата за отопление без разделения по видам отапливаемых помещений не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.
В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.
История спора
Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов).
С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П. обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.
Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции. Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.
По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.
КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления
Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п. 44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.
В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз.
Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.
Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.
В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии. В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.
Читайте также
В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домах
Ранее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета
10 января 2019 Новости
Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.
КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.
Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям. Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии. В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.
Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.
Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище. Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.
Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.
В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.
Что решил Суд
Суд признал абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.
В то же время КС признал абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов. Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт. Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.
Эксперты неоднозначно оценили постановление
Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.
Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.
«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т. п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”. Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он. – Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений. Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».
Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике. «Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил. Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.
Ответ недели: переход на индивидуальный источник отопления в многоквартирном доме
Вопрос: Возможно ли отключение от централизованного отопления? Существует ли перечень документов основания для отключения, если таковые есть. Потребитель желает перейти на индивидуальный источник отопления.
Сообщаю Вам следующее:
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно, система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома.
Демонтаж системы отопления ведет к уменьшению размера такой общей собственности. Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Поэтому к демонтажу системы центрального отопления квартиры применим юридический термин «реконструкция».
Реконструкция системы отопления (ее демонтаж) возможна только с согласия всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Заявителю необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о переустройстве жилого помещения.
Согласно пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.
При этом следует иметь ввиду, что, по мнению Минстроя России обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются. В данном случае, согласие собственников не требуется.
Кроме того, как следует из Определения Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 302-КГ17-17007 по делу N А74-12629/2016 согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 302-КГ17-17007.
Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии в квартирах МКД возможен, но при условии соблюдения установленных законодательством требований.
Направляем подборку материалов по вопросу.
Документы КонсультантПлюс для ознакомления:
При этом судами установлено, что предполагаемые к установлению в спорной квартире отопительные приборы не подпадают под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов; возможность его установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии у администрации оснований для отказа обществу в согласовании испрашиваемого переустройства жилого помещения.
Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 302-КГ17-17007 по делу N А74-12629/2016 {КонсультантПлюс}
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Отмечаем, что вопрос отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) неоднократно рассматривался судами Российской Федерации. Так, согласно позиции, представленной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
На основании изложенного, исходя из системного толкования пункта 6 Правил содержания общего имущества во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеуказанном решении, по мнению Минстроя России в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.
При этом полагаем, что обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются.
Дополнительно отмечаем, что согласно подпункту «а» пункта 1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений многоквартирного дома.
Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является, согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом путем составления соответствующего приложения к договору могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, — на управляющую организацию.
Дополнительно Минстрой России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
{<Письмо> Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04 <По вопросу отнесения обогревающих элементов системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов> {КонсультантПлюс}}
308-ЭС18-25891 | Владелец помещения в МКД может отказаться от оплаты отопления только в том случае, если докажет, что фактически тепловую энергию не потребляет. Подтверждением этому могут служить: демонтаж системы отопления с переходом на иной вид теплоснабжения; надлежащая изоляция внутридомовой системы отопления, проходящей через помещение; изначальное отсутствие в помещении элементов системы отопления. От оплаты отопления на общедомовые нужды в любом случае отказаться нельзя | КЭС-37 |
Обзор: «Новый обзор практики Верховного Суда: на что обратить внимание» (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}
Про возможность отключения от центрального отопления
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения домов (исключение касается только случаев, определенных схемой теплоснабжения). К запрещенным индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии относятся источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения <2>):
— наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
— наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
— температура теплоносителя — до 95 °С;
— давление теплоносителя — до 1 МПа.
———————————
<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307.
Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все-таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
┌───────────────────────────────────────────┐
│Документ, содержащий предпроектные │
│материалы по обоснованию эффективного и │
┌────────────────────┐ │безопасного функционирования систем │
│Схема теплоснабжения├────────>│теплоснабжения поселения, городского │
└────────────────────┘ │округа, их развития с учетом правового │
│регулирования в области энергосбережения и │
│повышения энергетической эффективности │
└───────────────────────────────────────────┘
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения — это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 190-ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).
Кроме того, согласно пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.
Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, — дело N А74-4772/2016. Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов. Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 N Ф02-1114/2017 <3>).
———————————
<3> В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 01.08.2017 N 302-КГ17-9343.
В деле N А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления. Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.
Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:
— согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
— корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
— получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
— разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
— выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.
Обратите внимание: судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 N Ф06-17561/2017 по делу N А55-26533/2015).
В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198 <4> указал, что запрет, установленный ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 190-ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
———————————
<4> Оставлено без изменения Апелляционным определением ВС РФ от 27.08.2015 N АПЛ15-330.
А Минстрой в Письме от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 добавил: процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.
Статья: Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления (Дубова Я.Г.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2018, N 4) {КонсультантПлюс}
Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс
Четвертных Светлана Юрьевна
Ответ актуален на 24.03.2020 г.
5 вещей, которые должен знать каждый арендатор о квартирном тепле Дни становятся короче, в воздухе витает прохлада, и вы ищете способы согреться. Добро пожаловать в отопительный сезон квартир. Для арендаторов тема квартирного отопления может сбивать с толку, и на то есть веские причины. Законы об аренде отопления различаются в зависимости от того, где вы живете. В этой статье мы ответим на 5 вопросов об отоплении квартиры, которые волнуют каждого арендатора.
1. Что касается отопления квартиры, каковы мои права как арендатора?
Все жильцы по закону имеют право на безопасные и пригодные для проживания условия проживания, и право на отопление считается правом на жилье (как и на горячую воду). Таким образом, арендодатели и управляющие недвижимостью обязаны обеспечивать арендаторов теплом через систему отопления, находящуюся в рабочем состоянии.
Помимо этого основного права, особенности определяются местными законами об тепле. В то время как большинство законов об арендном отоплении требуют, чтобы тепло обеспечивалось и поддерживалось при установленной минимальной температуре в помещении, указанные температуры различаются. Более того, потребность в тепле обычно зависит от множества факторов, включая время года, время суток и температуру наружного воздуха, которые могут различаться в зависимости от штата, а иногда даже и от города.
2. Может ли ваш арендодатель контролировать отопление?
Несмотря на то, что арендодатели и управляющие недвижимостью должны обеспечивать теплом, они не обязаны предоставлять жильцам возможность контролировать его. В зависимости от системы отопления в некоторых многоквартирных домах есть один термостат, который управляет всеми агрегатами и доступен только домовладельцу или управляющему недвижимостью. В других многоквартирных домах системы отопления включают термостаты в каждой квартире.
3. Кто платит за тепло?
Арендаторы, которые имеют доступ к термостату в своей квартире и могут настроить отопление на желаемую температуру, с большей вероятностью будут платить по счетам за отопление. Однако, когда в квартире нет термостата, а арендодатель или управляющий недвижимостью контролирует тепло, это не обязательно означает, что они должны за него платить. Кто платит за тепло по счету за коммунальные услуги, зависит от комбинации факторов, включая законы об аренде отопления и условия вашего договора аренды, поэтому обязательно внимательно прочитайте его.
4. Когда включать отопление в квартире?
Если вы контролируете отопление в своей квартире, вы также можете нести ответственность за оплату счетов за отопление, и в этом случае решение о том, когда включить отопление в вашей квартире, может зависеть от вашего бюджета. Представление об идеальной температуре у всех разное. Уютно для одного человека — это ад для другого, но установка вашего термостата где-то между 68 и 72 в дневное время бодрствования — хорошее место для начала. Когда вы заползаете под одеяло ночью или находитесь вдали от дома, понижение температуры термостата даже на несколько градусов может помочь вам сэкономить деньги на счетах за отопление.
5. Что делать, если в квартире не работает отопление?
Отсутствие тепла в квартире – это повод обратиться к арендодателю или управляющему недвижимостью. Если отопление сломано, по закону они обязаны его починить. Если температура просто не совсем вам нравится, это совсем другая история. Пока система работает и обогревает вашу квартиру до минимально необходимой по закону температуры, вам, возможно, придется найти другие способы согреться в квартире зимой. Подумайте о решениях, сделанных своими руками, таких как повесить изолированные шторы, утеплить окна и двери и добавить коврики на голые полы.
Практический результат
Так же, как у некоторых людей жарче, чем у других, так и в квартирах. Все, от типа системы отопления и вашего местоположения в здании до количества окон в вашей квартире, может повлиять на отопление. Хотя температура в вашем арендованном автомобиле не всегда может быть подходящей, нет оправдания отсутствию тепла в холодную погоду.
Найдите лучшее предложение
Мы оцениваем и сортируем каждое объявление на основе справедливой рыночной арендной платы.
Начать поиск
Top Metro Area
Albuquerque Metro Apartments
352 Apartments, начиная с 626 долл. США в
Atlanta Metro Apartments
2 489 Apartments, начиная с 421 долл. США/месяц
Austin Metro Apartments
1,757 -й месяц
002002002002002020020020020020020020020020020020020020200202 годы. Metro Apartments
272 квартиры от 400 долларов в месяц
Baltimore Metro Apartments
730 квартир от 450 долларов в месяц
Birmingham Metro Apartments
484 квартиры, начиная с 440 долл. США/месяц
Boston Metro Apartments
4 758 Квартиры, начиная с 700 долл. США в месяц
Шарлотт Метро
1,145 Квартиры, начиная с 575 долл. США/месяц
Metro Metro,
4.275, $ 575,
Metro,
475 400, Metro,
Metro Metro
40027 месяц
Cincinnati Metro Apartments
607 квартир от 500 долларов в месяц
Cleveland Metro Apartments
869 квартир от 450 долларов в месяц
Colorado Springs Metro Apartments
496 квартир от 500 долларов в месяц
Columbus Metro Apartments
965 квартир от 500 долларов в месяц
Dallas Fort Worth Metro Apartments
03 90 Metro Denver 900 квартир в месяц от
$/месяц
1 564 квартиры от 500 долларов в месяц
Detroit Metro Apartments
1 293 квартиры от 500 долларов в месяц
El Paso Metro Apartments
401 квартиры, начиная с 425 долл. США/месяц
Fresno Metro Apartments
277 Apartments, начинающихся с 650 долл. США в
Hartford Metro Apartments
219 Apartments, начинающиеся с 700 долл. США в месяц
Honolulu Metro Apartments
678 Apartments $
Honolulu Metro
678 $. месяц
Houston Metro Apartments
1119 квартир от 400 долларов в месяц
Indianapolis Metro Apartments
731 квартира от 400 долларов в месяц
Апартаменты Jacksonville Metro Apartments
1192 квартиры от 450 долларов в месяц
Апартаменты Metro в Канзас-Сити
1034 квартиры от 424 долларов в месяц
5 384 квартиры от 550 долларов в месяц
Louisville Metro Apartments
389 квартир от 625 долларов в месяц
Memphis Metro Apartments
878 квартир, начиная с 450 долл. США в месяц
Miami Metro Apartments
3 733 квартир, начинающихся по сравнению с 950 долл. США в месяц
Milwaukee Metro Apartments
744 Apartments, начиная с 465 долл. США/месяц
Minneapolis Mittrotments
1,72222222222200 Mitro Apartments Atartments
1,72 1,2222222 годы. месяц
Nashville Metro Apartments
446 квартир от 795 долларов в месяц
New Orleans Metro Apartments
576 квартир от 59 долларов5/месяц
New York City Metro Apartments
3448 квартир от 800 долларов в месяц
Oklahoma City Metro Apartments
1003 квартиры от 500 долларов в месяц
Omaha Metro Apartments
90 2/месяц от 3 404002 4040 квартир Orlando Metro Apartments
1 502 квартиры от 600 долларов в месяц
Philadelphia Metro Apartments
1 871 квартира от 400 долларов в месяц
Phoenix Metro Apartments
2,434 apartments starting at $638/month
Pittsburgh Metro Apartments
1,326 apartments starting at $400/month
Portland Metro Apartments
1,670 apartments starting at $415/month
Raleigh Metro Apartments
1,064 apartments starting at $450/ месяц
Richmond Metro Apartments
680 квартир от 400 долларов в месяц
Riverside Metro Apartments
608 квартир от 49 долларов5/месяц
Sacramento Metro Apartments
959 квартир от 665 долларов США в месяц
Salt Lake City Metro Apartments
533 квартиры от 550 долларов США в месяц
San Antonio Metro Apartments
2
долларов США в месяц 2 1 1144 квартир San Diego Metro Apartments
1412 квартир от 795 долларов в месяц
San Francisco Metro Apartments
1873 квартиры от 750 долларов в месяц
San Jose Metro Apartments
603 квартир, начиная с 1000 долл. США/месяц
Seattle Metro Apartments
1 609 квартир, начиная с 525 долл. США в месяц
St. Louis Metro Apartments
849 Apartments, начинающиеся с 499 долл. США
Tampa Metro Apartments
1,9255/месяц
Tampa Metro. 550 долларов в месяц
Tucson Metro Apartments
680 квартир от 435 долларов в месяц
Tulsa Metro Apartments
364 квартиры от 575 долларов в месяц
Virginia Beach Metro Apartments
626 квартир по цене от 595 долларов в месяц
Washington Metro Apartments
880 квартир по цене от 428 долларов в месяц
Wichita Metro Apartments
274 квартиры по цене от 400 долларов в месяц 0090 Экологическое тепло для здания
Эксклюзивное расположение нового здания с четырьмя жилыми единицами призвано удовлетворить обычные для него высокие требования.
Узнать больше
Тем не менее, клиент ищет наиболее экономичные решения для своего проекта, чтобы научиться балансировать между экономичными инвестициями и современными, экологически безопасными методами строительства.
Узнать больше
Современное экономичное решение
Планируемое здание не предназначено для личного пользования. Вместо этого разработчик хочет продать его вскоре после завершения. Его расположение в одном из самых популярных жилых районов и мест отдыха в Баварии идеально подходит для этой цели.
С другой стороны, потенциальные покупатели будут ожидать высококачественной фурнитуры и передовых технологий. Экологические соображения также играют роль. Застройщику придется удовлетворить эти требования.
Проблемы нового строительного проекта
Инвестиции в многоквартирный дом со временем окупятся за счет доходов от аренды. После этого периода окупаемости он будет приносить прибыль. Это не относится к объектам, построенным для продажи. Инвестор должен получить выручку от продаж, достаточно высокую, чтобы покрыть свои инвестиции и получить прибыль. Другими словами, они должны максимально снизить стоимость строительства.
Тем не менее, чтобы получить приемлемую цену продажи, здание должно соответствовать высоким стандартам данного региона. Это относится не только к материалам полов, окон и т. д., но и к системам отопления и вентиляции с длительным сроком службы.
Причины выбора системы
Застройщик выбирает современный сплит-тепловой насос. Он отказывается от солнечного отопления в пользу фотоэлектрической системы.
01. Эффективная проверенная система
Системы отопления, использующие тепло окружающей среды, являются технологически зрелыми, эффективными и долговечными. Они подходят не только для частных домов, но и надежно обеспечивают многоквартирные дома теплом и горячей водой. Природный газ и мазут будут постепенно расти в цене из-за налога CO 2 на ископаемое топливо, введенного в действие в 2021 году. Оператор может защитить себя от этого роста цен, используя новую сплит-систему отопления с тепловым насосом.
02. Экологически чистое отопление
Система отопления получает большую часть необходимой энергии из окружающей среды бесплатно. Никакие ископаемые источники энергии не потребляются. В результате тепловой насос не выбрасывает в атмосферу CO 2 или твердые частицы. Если для выработки электроэнергии, необходимой для теплового насоса, используется фотогальваническая система, система отопления становится практически нейтральной для климата.
03. Компактный и тихий
Рассматриваемая система отопления представляет собой сплит-систему. Он разделен на наружный и внутренний прибор, который занимает меньше места для установки в помещении. Кроме того, секция с более шумной бытовой техникой находится снаружи, поэтому она не будет беспокоить никого из новых владельцев квартир. Кроме того, прибор имеет ночной режим, который еще тише.
04. Приятная и здоровая обстановка в помещении
Новые здания характеризуются, среди прочего, хорошей теплоизоляцией и почти герметичными ограждающими конструкциями. Однако в результате нет естественного воздухообмена между внутренней частью здания и внешней средой. Это делает регулируемую домашнюю систему вентиляции незаменимой.
Вентиляционная система подает свежий воздух в здание и удаляет использованный воздух. Он также удаляет излишнюю влагу и предотвращает риск образования плесени в здании. Теплообменник отводит тепло, содержащееся в вытяжном воздухе, и использует его для нагрева приточного воздуха. Таким образом, из-за вентиляции здание практически не теряет тепла.
Звучит сложно? Не для нас!
Поиск подходящего решения для вашего дома может занять много времени и сил. Мы можем помочь вам понять все, что действительно имеет отношение к вашему проекту, всего за несколько минут.
Связаться с нами! Электростанция для системы отопления многоквартирного дома
Новая система отопления очень хорошо оборудована для отопления и приготовления горячей воды в новом многоквартирном доме – и все это без использования ископаемого топлива.
Эксклюзивное расположение нового здания с четырьмя жилыми единицами призвано удовлетворить обычные для него высокие требования.
Узнать больше
Тем не менее, клиент ищет наиболее экономичные решения для своего проекта, чтобы научиться балансировать между экономичными инвестициями и современными, экологически безопасными методами строительства.
Узнать больше