Планировка 1,2,3 и 4 комнатной квартиры сталинки
В газете объявлений о покупке и продаже недвижимости очень часто можно прочитать про квартиры-сталинки. Однако не все люди знают, что же представляет собой такая квартира. В то же время многие из тех, кто знает, очень хотели бы приобрести ее, и единственное что их останавливает – крайне высокая стоимость квартиры в сталинских высотках.
Планировка типовой сталинкиВернуться к оглавлению
Содержание материала
- 1 Как появились сталинки
- 2 Как выглядит сталинка
- 3 Возможна ли перепланировка сталинки
Как появились сталинки
Именно сталинки принято считать первыми массово возводимыми в нашей стране многоквартирными домами. Строить их начали ещё в середине 30-х годов прошлого века и завершили только в середине 50-х. За это время были построены десятки тысяч квартир по территории всего Советского Союза.
Планировка сталинки зачастую отличалась роскошью: просторные, уютные квартиры, большие окна, высокие потолки – все это заставляло тратить множество ресурсов на строительство, зато люди, получившие такое жилье, были вполне довольны.
Впрочем, стоит разделить сталинки на два типа.
- Довоенные. Недостатка в ресурсах, как и в жилье, не было. Поэтому к каждому дому подходили с максимальным вниманием – архитекторы продумывали особенно утонченные и изящные фасады, зачастую оформленные в стиле ампир. В большинстве случаев дома строились из красного кирпича, что придавало им особую элегантность и привлекательность.
сталинская высотка, построенная в стиле ампир в 30-е годы
- Послевоенные. Тысячи домов по всей стране были разрушены в ходе страшной войны. Многим людям просто некуда было возвращаться с фронта. В результате в строительство внесли серьезные изменения. Стали уделять гораздо меньше внимания внешнему виду и оригинальному оформлению. Строительство стали вести с применением более дешевого и крупного белого кирпича, что позволяло сократить сроки возведения зданий. Нередко план квартиры значительно менялся. Притом что потолки оставались высокими, а комнаты – просторными, обычные квартиры превратились в коммуналки и общежития.
дома, построенные после войны, стали выглядеть гораздо скромнее
Планировка изменялась – всё чаще стали появляться квартиры коридорного типа (с длинным коридором, имеющим ответвления в отдельные комнаты). Теперь, если в квартире было 3 комнаты, туда нередко заселяли целых три семьи. Да, это доставляло определенный дискомфорт обитателям. Зато позволяло обеспечить хоть каким-то жильем большее количество людей. Руководство страны воспринимало это как временный шаг – как только было бы возведено достаточное количество домов, людям планировалось выделить отдельные квартиры.
Вернуться к оглавлению
Как выглядит сталинка
Сталинские дома в большинстве своем довольно невысоки – чаще всего это трех- или четырехэтажные, монументальные и мощные здания.
Конечно, есть и исключения, например, 24 этажный жилой дом на Кудринской площади, построенный в период с 1948 по 1954 год.
Но их настолько мало, что все подобные здания в стране можно пересчитать по пальцам. Кроме того, квартира в сталинской высотке это настолько престижно, что приобрести себе такое жилье могут очень немногие наши соотечественники. Поэтому о них можно не говорить.
Большая часть квартир в сталинках имеет 2 комнаты или 3. Реже можно встретить 4-комнатные хоромы. И ещё реже – однокомнатные квартиры. Но, независимо от количества комнат, квартиры были построены довольно просторные. Вот примерная площадь таких квартир:
- 1-комнатная – 32-50 квадратных метров;
- 2-комнатная – 44-70 квадратных метров;
- 3-комнатная – 57-85 квадратных метров;
- 4-комнатная – 80-110 квадратных метров.
Высота потолков приятно удивит даже самого придирчивого жильца – от 2,9 до 3,2 метров. Окна – просто огромные, чаще всего от 125х185 до 140х210 сантиметров. Кухни в однокомнатных квартирах сравнительно невелики – всего 7-8 метров. Зато в двух- и трехкомнатных квартирах это весьма просторные помещения – от 8 до 12 метров.
Настоящая мечта любой хозяйки.пример планировки трехкомнатной сталинки в 6-этажном домеСтоит сказать, что иногда можно увидеть и квартиры в сталинских постройках, имеющие больше четырех комнат – пять и даже шесть. Но такая квартира, скорее всего, была построена для использования в качестве общежития; и количество домов с такими квартирами очень невелико. Поэтому и подробно рассказывать о них не стоит.
пример планировки 4-комнатной сталинкиКонечно, имеется и ряд недостатков, но люди, мечтающие жить в просторном жилье, легко мирятся с ними.
Например, в сталинках отсутствуют лифты. Но для 3-4 этажных зданий лифт вовсе не является необходимостью. То же самое можно сказать про мусоропровод.
А на этом видео можно посмотреть, что из себя представляет ванна в «сталинках», и как ее можно отремонтировать.
Изготовить пластиковые окна подходящего размера возьмется не каждая компания, поэтому обойдется вам такой ремонт весьма и весьма недешёво.
Год строительства также может отпугнуть неопытных покупателей – многие из сталинок были построены около 80 лет назад. Но специалисты прекрасно знают, что при строительстве на них давалась гарантия от 125 до 150 лет! Поэтому на протяжении многих десятилетий обитателям таких квартир беспокоиться не придется.
И наконец, стоимость сталинок. Это самое больное место. Нередко двухкомнатная квартира в сталинке стоит значительно дороже, чем трехкомнатная в хрущёвке или брежневке. Поэтому позволить себе такую покупку могут лишь очень обеспеченные люди.
Вернуться к оглавлению
Возможна ли перепланировка сталинки
Хотя великолепная планировка и является одним из основных плюсов, какими могут похвастать все без исключения квартиры-сталинки, иногда люди всё же интересуются – возможна ли перепланировка в сталинке? Это может происходить по разным причинам.
Пример перепланировки квартиры сталинкиОдним из наиболее распространенных видов перепланировки является изменение формы и размера коридора. Дело в том, что во многих сталинках имеется довольно длинный коридор, который, по мнению владельцев квартиры, стоило бы укоротить. Сэкономленные метры добавляются к площади жилой комнаты.
Конечно, в сталинках размеры комнаты и так довольно велики, но ведь несколько квадратных метров никогда не будут лишними.
В большинстве случаев проблем при этом не возникает. Хотя навестить специалистов все-таки стоит! Ведь даже имея на руках чертеж своего жилья, вы наверняка не сможете провести все расчеты и определить – не навредит ли снос обычной деревянной перегородки всей конструкции здания.
пример перепланировки трехкомнатной квартиры в сталинском домеЗдесь появляется ещё один минус сталинок. Те перегородки, которые изначально были самонесущими, со временем превратились в разгружающие.
Другими словами, теперь они берут на себя часть нагрузок от всей конструкции, хотя изначально это не было запланировано. И если в современных кирпичных и панельных домах деревянные перегородки можно спокойно сносить, то при работе в сталинках процесс перепланировки может значительно усложняться этим.
Впрочем, встречаются и люди, которых планировка однокомнатной сталинки вполне устраивает, но при этом им критически не хватает полезной площади для комфортной жизни. Вообще, в таком случае существует довольно много самых разных способов решения проблемы, прекрасно подходящих как для сталинок, так и для хрущевок.
Однако сталинки имеют один несомненный плюс, благодаря которому проблема недостатка свободной площади легко решается. Речь идет о необычной высоте потолков. Выше уже говорилось, что потолки в сталинках очень высоки – обычно около 3 метров. И некоторые владельцы умело пользуются этим. Они просто создают второй этаж в своей же комнате.
Для этого используются обычные деревянные доски и брус. Получать разрешение и согласовывать такое строительство в соответствующих органах не нужно – основные несущие конструкции здания никоим образом не повреждаются и не изменяются.
Вариант перепланировки двухкомнатной сталинкиПросто люди разделяют часть комнаты на два этажа. Высота первого обычно получается около 2 метров, а второго – около 1 метра. Да, устроить там полноценный этаж невозможно. Зато поместить кровать, даже двухместную, очень даже можно. Нередко под кроватью, на первом этаже, оборудуется рабочий кабинет. Таким образом вы экономите немалую свободную площадь, получая больший простор в квартире. Решение весьма необычное, но весьма эффективное. Так что если вы решите предпринять что-то подобное, то сожалеть об этом вам точно не придется.
Дизайн интерьера в сталинке 50 кв.м. (75 фото): идеи перепланировки
При выборе жилья всегда в приоритете стояли старые и добротные постройки. Они имеют толстые стены из кирпича и красивый фасад. Создать уютный и функциональный интерьер не составляет труда. Дизайн сталинки с 2 комнатами позволяет сделать перепланировку и превратить ее в квартиру с большим количеством помещений.
В середине XX века в Советском Союзе повсеместно возводились многоквартирные дома-сталинки.
Как правило, сталинские дома состояли из трех или четырех этажей, но существовали и более высокие здания.
Содержание
- 1 В чем заключаются различия?
- 2 Ремонт или перепланировка квартиры
- 2.1 Внутренние отделочные работы
- 3 Дизайн сталинок
- 4 Интерьер в разного типа кухнях
- 5 ВИДЕО: Дизайн сталинки.
- 6 50 вариантов дизайна интерьера в квартире «сталинке»:
- 6.1 Смотрите также
В чем заключаются различия?
На вторичном рынке недвижимости представлены постройки 1930-1950 годов, так называемые «сталинки», двух видов.
Чаще всего в них встречались двухкомнатные или трехкомнатные квартиры с высокими потолками и огромными окнами.
Планировка подобных квартир отличается удобством и простором, однако не всегда их владельцы довольны расположением и размерами комнат.
- Дома для рабочего класса. Их отличием является маленькая квадратура квартиры, крошечные кухни и небольшое количество этажей.
- Постройки для партийной элиты и других деятелей. Они могут быть и четырехкомнатными, иметь просторные комнаты, кухню площадью 10-12 кв. м.
Многие задумываются о перепланировке жилища, но не знают, как это правильно сделать и можно ли затевать такой серьезный ремонт.
Перед самостоятельным внедрением в конструкцию здания необходимо проконсультироваться со специалистами.
Здания, которые строились до 50-х годов, имеют деревянные перекрытия. Более молодые дома из блоков строились с использованием железобетонных конструкций.
У сталинок, в отличие от хрущевок, имеются большие и просторные комнаты.
Они отличаются широкими подоконниками, высокими потолками и большим метражом помещений.
Смотрите такжеЦвет «Марсала» в интерьере: советы, преимущества, фото
Ремонт или перепланировка квартиры
Перепланировка, дизайн сталинки 50 кв. м., потребует замены перекрытий пола, потолка и стен. При ремонте проверяется состояние коммуникаций и газовых стояков. Дизайн сталинки, в которой 3 комнаты, потребует “жертвы” в виде одной из них для расширения пространства кухни и создания столовой. Либо применения визуального увеличения посредством дизайнерских ходов, если нет желания иметь кухню-студию.
Некоторые квартиры-сталинки имеют смешанные перекрытия.
В кухонной зоне, ванне и туалете перекрытия состоят из бетона, а в других комнатах – из дерева.
Смотрите такжеШоколадный цвет в интерьере: советы, фото
Внутренние отделочные работы
Начинать ремонт следует с пола. После снятия напольного покрытия и замены гнилых досок можно приступить к выравниванию поверхности. Между лагами насыпают звукоизоляционные и удерживающие тепло материалы, например — керамзит.
Смешение материалов хорошо тем, что деревянные перекрытия склонны к гниению и проседанию.
Здания выстроены из прочного и массивного бетона, который позволяет сохранять тепло внутри помещений в зимнее время года и удерживать прохладу летом.
Дизайн 1 комнатной квартиры в сталинке, с помощью удаления перегородок, превратит ее в квартиру студию. Стены можно выровнять при помощи гипсокартона, обработав его шпатлевкой.
Старую штукатурку лучше удалить, потому что она является причиной плохого запаха, рассадником бактерий, плесени. Потолок можно выровнять шпатлевкой либо при помощи монтажа натяжного потолка.Бетон также позволяет создавать шумоизоляцию, что значительно экономит деньги на установке звукопоглощающих систем.
Постройки сталинских времен имеют массу достоинств, но все же некоторые люди хотят изменить их планировку.
Смотрите такжеАфриканский стиль в интерьере: особенности, фото
Дизайн сталинок
Высокие потолки и просторные комнаты позволяют создать баланс между новым и старым.
Варианты перепланировки и интерьера в квартирах зависят от того, что именно хочется изменить.
Можно объединить кухню с прилегающей к ней комнатой. Этот способ позволит получить кухню-гостиную с удобно расположенными функциональными зонами.
Дизайн квартиры сталинки, варианты исполнения.
Исторический | К нему относят ампир, барокко. Используется мебель с резными фасадами, дорогой текстиль и напольные покрытия. |
Классический | Интерьер в сталинке в подобном исполнении способен передать дух того времени в сочетании с современными технологиями. |
Этнический | Прованс или кантри довольно просты в исполнении и применимы как на кухне сталинки, так и во всем помещении. |
Современный и гармоничный образ трехкомнатной московской «сталинки» требует смелых дизайнерских решений.
Если есть возможность, то можно снести одну из стен, чтобы объединить две зоны.
Таким образом, можно получить огромное помещение для сбора всей семьи и приема гостей.
Смотрите такжеСтиль бохо в интерьере: основные характеристики
Интерьер в разного типа кухнях
Дизайн сталинской кухни в трехкомнатных квартирах начинают с проекта, подведения труб, ремонта, а после, работы специалиста. С дизайнером проще воплотить и распланировать все этапы превращения старой квартиры в современное помещение.
Отсутствие физических границ позволит увеличить пространство, а правильно подобранное освещение разграничить его на функциональные зоны.
Увеличить площадь помещения можно с помощью сноса стены.
Помимо площади они различаются типами:
- Квадрат;
- Пенал;
- С вентиляционными коробами;
- Прямоугольник.
Последний в списке вид, является самым распространенным. Сложность работы, с такого рода планировкой, заключается в месторасположении напротив входа. Кухни с коробами посреди комнаты требуют особого подхода. В них можно разместить посудомоечную машину либо микроволновку. Главное умело обыграть эту конструкцию.
Идей для планировки квартиры-сталинки может быть достаточно много.
Главное, точно понимать, каким требованиям она должна соответствовать.
Маленькие кухни с легкость поддаются перепланировке, за счет удаления стены полностью либо частично. Интерьер кухни в сталинке можно выполнить и без снесения перегородок. В таком случае стоит поделить пространство на зоны и выделить их с помощью различного напольного покрытия либо гипсокартоновых конструкций на потолке.
Сталинские постройки пользуются не меньшей популярностью, чем апартаменты в новых современных домах.
Самые привлекательные особенности таких квартир — высокие потолки и отсутствие несущих стен.
Использование в интерьере серой классики — самое современное решение. Сочетание графитового оттенка кухонного гарнитура с плиткой, отливающей серебром и текстилем из льна придает кухне изысканный и стильный вид.
А также, популярно использование монохромного дизайна совместно с использованием акцентов. К примеру, на белой глянцевой кухне могут стоять матовые стулья красного либо зеленого цвета. Либо на кухне с салатовыми оттенками фиолетовый или другой диван.
Интерьер получился светлым и открытым с сочными яркими акцентами.
Не бойтесь экспериментов и удачного завершения ремонта!
Смотрите такжеСтиль рококо в интерьере: история, особенности
ВИДЕО: Дизайн сталинки.
Смотрите такжеСочетание бежевого цвета с другими цветами в интерьере
50 вариантов дизайна интерьера в квартире «сталинке»:
Смотрите такжеПерегородки в интерьере как метод исправить погрешности неудачной планировки
Communism on Tomorrow Street: Mass Housing and Everyday Life after Stalin
By Steven E. Harris
Publisher
Woodrow Wilson Center Press with Johns Hopkins University Press, 2013
ISBN
9781421405667
OverviewChaptersReviews
Overview
Chapters
Рецензии
В этой увлекательной и глубоко проработанной книге рассказывается о том, как, начиная с 1953 года при Хрущеве, поколение советских граждан переселялось из переполненных коммуналок сталинской эпохи в современные односемейные квартиры, позже получившие название 9.0021 хрущевка . Утверждая, что переезд в отдельную квартиру позволил обычным горожанам пережить хрущевскую оттепель, Стивен Э. Харрис принципиально меняет трактовку оттепели, условно понимаемой как элитарное явление.
Харрис фокусируется на многих участниках, стремящихся извлечь выгоду и повлиять на новый образ жизни, воплощенный в хрущевке , ее мебели и связанных с ней потребительских товарах. Он исследует деятельность национальных и местных политиков, планировщиков, руководителей предприятий, рабочих, дизайнеров мебели и архитекторов, элитных организаций (главным образом занимающихся строительством кооперативного жилья) и простых городских жителей. Коммунизм на завтрашней улице также демонстрирует связь советского массового жилищного строительства и городского планирования с международными усилиями по решению «жилищного вопроса», который изучался с девятнадцатого века и привел к жилищному строительству в Западной Европе, США и Латинской Америке. Америки, так и СССР.
Стивен Э. Харрис — адъюнкт-профессор истории Университета Мэри Вашингтон. В 2003–2004 годах он был научным сотрудником Института Кеннана Центра Уилсона.
Введение: Переезд в отдельную квартиру
Часть I. Оформление отдельной квартиры
1. Советский путь к минимальной жилплощади и односемейной квартире
2. Хрущевка: советский ответ на жилищный вопрос
Часть II. Общество распределения жилья, переупорядочивания
3. Лист ожидания
4. Класс и массовое жилье
Часть III. Жить и потреблять коммунистический образ жизни
5. Массовая жилищная община
6. Новая мебель
7. Жалоба
Заключение: ответ советских граждан на жилищный вопрос
-сталинский период. Обширная история постсталинского жилья Стивена Харриса является важным вкладом в эту литературу… «Коммунизм на завтрашней улице» основан на значительном количестве источников, и его эмпирическая глубина сама по себе является впечатляющим научным достижением… [он] преуспевает. в добавление нового материала, новых точек зрения и отличительных интерпретаций к изучению жилищной программы». — Марк Б. Смит, Славоника
«Харрис — первый историк, полностью изучивший роль массового жилищного строительства хрущевской эпохи как каталитического компонента того, что партийные идеологи и советские граждане называли «коммунистическим образом жизни»… Новаторское исследование того, как советские граждане заявляли о себе как о коммунистическом образе жизни. агентство в позднесоциалистическом обществе, Коммунизм на улице Завтра тщательно собирает ответы, собранные из книг посетителей на выставках, общественных собраниях и петициях жилищного управления, чтобы создать детальный отчет о том, что было известно как «жилищный вопрос», и как это было политизировано — часто способами, которые резко отличались от методов и идей, предпочитаемых режимом Хрущева». — Грег Кастильо, Калифорнийский университет, Беркли
«Харрис отлично справляется со многими вещами в «Коммунизм на завтрашней улице ». Его главная цель — написать социальную историю хрущевской кампании массового жилищного строительства. Он утверждает, что переезд в односемейные квартиры был способом, которым большинство советских граждан пережили оттепель после Сталина. Таким образом, Харрис бросает вызов давним предположениям о центральной роли интеллигенции и высокой культуры в оттепели. Более того, он показывает, что кампания по массовому заселению имела многие атрибуты более ранних, сталинских кампаний, за исключением одного важного аспекта: она была ненасильственной. Результат — крупный вклад — написанный изящной и доступной прозой — в зарождающуюся историографию постсталинского периода». — Стивен Биттнер, Государственный университет Сономы
Историческая аллея Карла Маркса в Берлине
Местные достопримечательностиПоделитесь статьей
Откройте для себя историю и архитектуру старой Сталиналее
Благодаря своим огромным размерам, внушительным многоквартирным домам и огромному историческому значению, Карл- Маркс-аллее (ранее Сталиналлее) — одна из самых узнаваемых улиц Берлина. Давайте внимательнее посмотрим на улицу, как она развивалась и почему она выглядит именно так.
Этот монументальный социалистический бульвар, который раньше был Карл-Маркс-Аллее, носил имя еще одного советского тяжеловеса. Известный как Сталиналлее (пока его имя не стало «ругательным словом» в Советском Союзе в 1961 году), и имеет ширину около 90 м и длину 3 км, улица проходит от Франкфуртер-Тор в Фридрихсхайн до Александерплац в Митте. Он разделен на две части, и, хотя они имеют одинаковые массивные пропорции, эти две части совершенно разные. Вдоль более известного и внушительного участка, от Frankfurter Tor до Strausberger Platz , улица окружена монументальными многоквартирными домами, построенными в стиле социалистического классицизма Советского Союза. Напротив, от Штраусбергер-плац до Александерплац здания представляют собой более простые сборные блоки с вкраплениями модернистских шедевров.
Соответствующие высотные здания Henselmann на Strausberger Platz были вдохновлены американской архитектурой в стиле ар-деко 1930-х годов. меняющиеся социальные условия того времени. Сталиналлее была демонстрацией идеологической чистоты через монументальную архитектуру. ГДР была основана в 1949 году, и ее первоочередной задачей было восстановление обширных районов страны, которые все еще были опустошены после Второй мировой войны. В то же время, однако, ГДР чувствовала давление необходимости демонстрировать силу и славу социализма (особенно этим высокомерным западным немцам). Сталиналлее на востоке и Hansaviertel на западе были построены почти одновременно, как для рекламы мощи и производительности соответствующих социальных систем. Однако с течением времени власти стали немного неуверенны в том, что именно они должны были иллюстрировать.
Даже спустя 5 лет после окончания Второй мировой войны этот участок Фридрихсхайн все еще лежал в руинах — Bundesarchiv, Bild 183-S94985/CC-BY-SA 3.0
Этап 1
Берлин в 1949 году был, понятное дело, не в лучшем состояние. Несмотря на то, что война закончилась четырьмя годами ранее, до 80% города было разрушено, а восстановление начиналось медленно. Архитектор Ганс Шарун (к наиболее известным работам которого относятся Берлинская филармония и эти великолепные дома, выставленные на продажу в Шпандау) разработали концепцию полной реконструкции всего Берлина. Этот так называемый «коллективный план» предусматривал строгий передел и децентрализацию города, а также более свободную застройку с большими открытыми зелеными насаждениями между отдельными жилыми домами.
Извлекая выгоду из обширных полос разрушений, Шарун предложил подход «разорвать и начать заново». Большой город, по сути, растворился бы в более мелких жилых районах, порвав всякую связь с исторически сложившейся планировкой Берлина. Хотя его (по общему признанию амбициозный) план был отвергнут магистратами в 1946, особенно сильно разрушенный район Фридрихсхайн был выбран в качестве «испытательного примера». В 1949 году началось строительство двух новых многоквартирных жилых домов по ул. 102/104 и 126/128.
Karl-Marx-Allee 126/128 — Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0
«Аркадные» дома
Эти «аркадные» дома ( Laubenganghäuser ) так называются из-за крытых проходов, похожих на магазины аркады, которые проходят по всей длине домов и обеспечивают доступ к квартирам. Пятиэтажные дома выдержаны в сдержанном, прямолинейном, модернистском стиле 19 века.20 с. Аркады выходят на улицу и образуют строгую сетку с проемами отдельных сегментов между колоннами. Квартиры в основном однокомнатные, есть и однокомнатные. Идея Шаруна заключалась в том, чтобы сформировать сеть жилых «ячеек» из этих аркадных домов, каждая из которых состояла бы из 4000-5000 жителей, плюс торговля и коммерция, в формате, аналогичном жилому комплексу Сименсштадт на западе города (который Шарун также оказал влияние на проектирование в конце 1920с).
Модернистский жилой комплекс в Сименсштадте оказал большое влияние на дома с аркадами
К сожалению, эти дома устарели еще до того, как были завершены. Модернистский стиль, находящийся под сильным влиянием идеалов архитектуры Баухауза , потерял опору в политике. Советский Союз рекомендовал изучать национальные и региональные традиции строительства в проектах градостроительства и учитывать их характерные черты в дизайне и конструкции новых зданий и их фасадов. Функционалистская архитектура в традициях Баухауса теперь считалась буржуазной, декадентской и формалистической. Проявив свою обычную терпимость (не говоря уже о легкой склонности к драматизму), власти посадили перед домами быстрорастущие тополя, чтобы скрыть их от глаз, и перешли к следующему этапу.
Главное здание Московского государственного университета послужило источником вдохновения для Дворцов рабочих
Этап 2 – 1950-1959
В 1950 году правительственная делегация ГДР посетила Москву, Киев, Сталинград и Ленинград для изучения городского планирования Советский Союз, стремящийся придумать идеи для дизайна своего большого бульвара. Результатом этой образовательной поездки стал манифест «16 принципов градостроительства» , сформированный идеалом «социалистического города». Строгий конструктивистский стиль, сложившийся в XIX в.20-е годы (и иллюстрированные аркадными домами) идеально соответствовали коллективистской идеологии, но вскоре оказалось, что этого недостаточно, чтобы должным образом выставлять напоказ славу Советского Союза и поддерживать пропагандистский образ процветания. Централизованная, неоимпериалистическая система Сталина нуждалась в соответствующем грандиозном стиле, чтобы продемонстрировать полную власть. Этот стиль стал известен как «социалистический классицизм» и вот-вот должен был процветать.
Этот жилой высотный дом на Мархлевскиштрассе, 25 стал прообразом грандиозных зданий на Сталиналлее, 9.0003
Hochhaus an der Weberwiese (Башня Вебервизе)
Чтобы лучше понять Сталиналле, необходимо сделать несколько шагов и направиться на Мархлевскиштрассе, 25. Вебервизе»). Этот высотный многоквартирный дом, построенный в 1951 году, является прототипом, на основе которого была построена вся улица.
В этом здании архитектор Герман Хензельманн нашел идеальный стиль, который политическое руководство ГДР искало для реконструкции – декоративный региональный историзм. С его прочным прямоугольным основанием, сильным ощущением вертикальности и похожей на корону террасой на крыше, башня явно черпает вдохновение в таких зданиях, как Московский государственный университет и Дворец культуры в Варшаве. В то же время облицовка высококачественных белых керамических тарелок и декоративных элементов мейсенской фарфоровой мануфактуры восходит к Карлу-Фридриху Шинкелю, звездному архитектору Королевства Пруссия 120 лет назад и ответственному за многие из самых известных зданий Берлина ( например, Старый музей).
Декоративная плитка изготовлена мейсенской фарфоровой компанией
Интерьер здания был не менее роскошным. Это были просторные двухкомнатные квартиры с центральным отоплением, электрическими печами и даже общей телевизионной антенной (немного преждевременной, так как телепрограмм еще не было, но похвально дальновидной). В общей сложности затраты на строительство каждой квартиры были в девять раз выше среднего. И в соответствии с коммунистическими принципами 30 из 33 новых квартир были отданы семьям рабочих, а остальные отданы полицейскому, учителю и архитектору.
Внушительное величие многоквартирного дома Вебервизе соответствовало образу социалистической стабильности и контроля, а его узнаваемые берлинские черты вписывались в существующую традицию местной застройки. Это одновременно демонстрирует централизованный контроль из Москвы, а также указывает на некоторый уровень делегированного местного управления. К тому же квартиры были современными, благоустроенными и отдавались простым рабочим по справедливой цене. Идеальный образец архитектурной пропаганды.
Вход на Карл-Маркс-Аллею 77-79имеет прекрасный портик с дорическими колоннами
Дворцы рабочих
Эта пропаганда вскоре должна была быть осуществлена в гораздо большем масштабе. В ноябре 1951 года правительство Восточной Германии опубликовало призыв к реконструкции Берлина со Сталинской аллеей в качестве центра района высотных жилых домов и в качестве модели столичной архитектуры и городского планирования. С этой целью население было призвано на добровольные, безвозмездные работы по расчистке развалин. В начале 1952 начались земляные работы для Блока E-Юг между домами с аркадами, и в феврале премьер-министр Отто Гротеволь заложил здесь символический камень в фундамент всей недавно задуманной улицы.
Фасады включали в себя множество неоклассических элементов
После восьми лет интенсивного строительства улица изменилась до неузнаваемости. Массивно широкий, он тянется более чем на два километра по абсолютно прямой линии, окруженной пятью огромными многоквартирными домами, каждый из которых имеет до 13 этажей. Первый этаж отдан под магазины и другие коммерческие помещения, на остальных этажах расположены жилые квартиры.
Хотя к 1990-м годам эти здания пришли в упадок, с тех пор они были отремонтированы и восстановлены до прежней славы.
Эти здания поистине великолепны. Несмотря на то, что все они разделяют один и тот же дух дизайна и план, каждый из них немного отличается. Подобно башне в Вебервизе, фасады включали в себя множество элементов «берлинского классицизма». Они сочетают знакомый местный декоративный орнамент с цитатами из античных форм, таких как дорические или ионические колонны, или декоративные фронтоны с фризами, изображающими идеализированные социалистические сцены. Вход на Карл-Маркс-Аллею 77-79, например, имеет прекрасный портик с дорическими колоннами. Многоуровневые уровни зданий играют ту же роль, что и в Эфесской библиотеке или Диснейленде, используя перспективу и вертикальность, чтобы привлечь внимание вверх и сделать все еще больше и массивнее.
Башни Франкфуртерских ворот служили своего рода «входом» в Сталиналлее
С востока бульвар граничит с Франкфуртерскими воротами. По образцу городских ворот были построены две огромные купольные башни, основанные на башнях немецкой и французской церквей 9 века.0031 Жандарменмаркт . Другой конец этого участка бульвара находится по адресу Strausberger Platz . Точно так же здесь Хенсельманн спроектировал внушительные, соответствующие высотным зданиям, вдохновленные американской архитектурой в стиле ар-деко 1930-х годов.
Strausberger Platz отмечает середину Сталинской аллеи.
В результате получается своего рода архитектурный Gesamtkunstwerk для продвижения социалистической идеологии. Каждый элемент, от планировки улиц до внешних украшений внушительных многоэтажек и (тогда) современных удобств в квартирах, слился в воплощение пропаганды ГДР. С конца 19В 70-е годы Сталиналлее использовалась для проведения военных парадов и демонстраций коммунистов, а также служила частью протокольного маршрута во время государственных визитов. Улица была идеальной рекламой «жизни в ГДР».
В этом красивом розарии под номером 103 16 июня 1953 года началось национальное восстание. Несмотря на все пропагандистские усилия ее правителей, сохранялось всеобщее недовольство экономической и политической ситуацией в ГДР. В 19Только к 52 году из страны на Запад уехало 182 000 человек, и это было время начала укрепления границы между двумя государствами.
Недовольство правящими классами имело ряд причин, в том числе ускоренное строительство социализма и связанное с ним игнорирование руководством потребностей рабочего класса. После того, как ЦК распорядился об общем увеличении норм труда на 10%, рабочие на стройках на Сталиналлее (на самом деле в симпатичном розарии, который вы можете найти под номером 103) бросили инструменты и призвали к забастовке, 16 июня 1953. Сначала собравшись на Штраусбергер-плац, протестующие двинулись к штаб-квартире Совета министров (недалеко от Николаивиртеля), и их число увеличилось, пока не достигло 10 000 человек. Весть о демонстрации распространилась, и 17 июня демонстрации прошли по всей ГДР, особенно в Берлине, Магдебурге, Лейпциге и Дрездене. Точное количество участников протестов определить невозможно, но цифры колеблются от 400 000 до 1,5 млн человек. Было объявлено военное положение, Советский Союз фактически взял страну под свой контроль, их войска вошли, и восстание было подавлено в течение нескольких часов.
Советские танки быстро подавили беспорядки — Bundesarchiv B 145 Bild-F005191-0040 / CC-BY-SA 3.0
Это уже был чрезвычайно бурный период, наступивший во время ожесточенной борьбы за престолонаследие, разразившейся после смерти Сталина в марте 1953. Воюющие группировки сгруппировались вокруг могущественного министра внутренних дел Лаврентия Берии, выступавшего за освобождение ГДР в интересах международной разрядки и в надежде на экономическое сотрудничество Германии, и Никиты Хрущева, опасавшегося, что восстание пример другим восточноевропейским государствам или народам Советского Союза. Хрущев победил, свергнув Берию в результате переворота 19 июня.53.
Восстание действительно послужило политическим сигналом для жителей стран Восточного блока. В Югославии, например, восстание охарактеризовали как «классовый протест немецкого рабочего против государственно-капиталистических условий, навязанных ему оккупационными войсками». В результате в 1955 году был ратифицирован Варшавский договор, который в военном отношении связал восточноевропейские государства и ГДР с Советским Союзом, закрепил раскол Европы и подавил любую возможность воссоединения Германии в ближайшем будущем.
Сталиналлее проходит извилистым путем от Франкфуртер-Тор до Александерплац
Фаза 3 – 1959-1969
Вопреки первоначальным планам, Сталиналлее не была построена равномерно на всем протяжении от Франкфуртер-Тор до Александерплац. Основной причиной этого была высокая стоимость строительства Дворца рабочих — ГДР не могла позволить себе разместить всех по цене, в девять раз превышающей среднюю. Кроме того, за это время произошло изменение стиля. В 1955 году, через два года после смерти Сталина, вышел указ об устранении излишеств в застройках, и мало что было более избыточным, чем эти многоквартирные дома. Это были не только изменения во вкусе, но и в социалистической идеологии. Избыток и классицизм были исключены; функциональность и модернизм определенно были в моде.
Дворцы рабочих были завершены в 1959 году, и началось строительство следующего этапа, между Штраусбергер-плац и Александерплац. В отличие от великолепных зданий в кондитерском стиле, простые сборные дома высотой от восьми до десяти этажей были построены как жилые дома с широкими зелеными насаждениями и торговыми павильонами, выходящими на улицу и между кварталами, как и первоначальные планы Ганса Шаруна более десяти лет назад.
Несмотря на то, что они имеют некоторые общие визуальные связи со своими старшими родственниками, расположенными выше по дороге, эти сборные многоквартирные дома были намного дешевле в производстве
В ногу со временем
Эти здания должны были расставить новые акценты в культуре социалистического строительства, которая теперь была больше ориентирована на международную современную архитектуру. В то же время производство сборных железобетонных изделий в Восточной Германии стало набирать обороты, что значительно удешевило жилищное строительство.
Для многих зданий на этом участке улицы характерно открытое на улицу пространство с большой площадью остекления
Жилые дома на этом участке улицы, особенно после Дворцов рабочих, определенно не впечатляют. Тем не менее, здесь есть ряд невероятно интересных и ярких зданий. Кино Интернешнл на Карл-Маркс-Аллее № 33 — одно из самых известных и узнаваемых, просторное кино и пространство для проведения мероприятий. Созданное из трехэтажного железобетонного каркаса, облицованного светлым песчаником, просторное фойе кинотеатра возвышается над землей на девять метров без опор.
Копия спутника Sputnik в натуральную величину была прикреплена к открытию ресторана, где она и находится по сей день.
Прямо напротив вы найдете кафе Moskau, очень популярное местное место встреч, где подают фирменные блюда русской кухни. Желтая плитка показывает малейший намек на преемственность с Дворцами рабочих, но остальная часть дизайна вряд ли может быть большим нарушением. Его прозрачность поражает, что было достигнуто за счет открытой конструкции атриума и стеклянных окон вдоль каждой стены. Входная зона украшена огромной мозаикой под названием «Из жизни народов Советского Союза», а к открытию ресторана была прикреплена копия спутника «Спутник» в натуральную величину, подарок посла СССР.
Заключение
Формально «Сталинская аллея» просуществовала всего 12 лет, с 1949 по 1961 год. Пятиметровая бронзовая статуя Сталина, стоявшая на Сталинской аллее 10 лет, была снесена в одночасье поздней осенью 1961 года. , после процесса десталинизации в Советском Союзе. Во время падения памятника были изменены уличные знаки, единственное указание на то, что название улицы также изменилось, на Карл-Маркс-Аллее. Сталиналлеи уже не было.
Отношение к монументальному бульвару долгое время было неоднозначным. Альдо Росси, итальянский архитектор и один из ведущих представителей постмодернизма, назвал ее «последней великой улицей Европы». Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес заметил: «Его размеры столь же ошеломляющи, как и его безвкусица». Тем не менее, нельзя отрицать, что это одна из самых впечатляющих, интригующих и показательных улиц во всем Берлине.
Автор:
Алекс МакКеррелл
Лондонец по происхождению и берлинец по выбору, Алекс живет в столице Германии более десяти лет. Если вам нужно узнать о лучшем индийском ресторане Берлина (Bahadur в Вильмерсдорфе, без вопросов) или об истории Николаивиртеля, у него есть к кому обратиться.