Индивидуальное отопление в многоквартирном доме законодательство 2018 – Индивидуальное отопление в многоквартирном доме

Неначисление платы за отопление потребителям, самостоятельно перешедшим на индивидуальное отопление, незаконно

Не так давно мы в нашем блоге рассматривали вопрос о правомерности начисления собственникам платы за отопление при отсутствии радиаторов отопления. Статья на эту тему размещена ЗДЕСЬ.

Практика судов по данному вопросу, впрочем, как всегда, диаметрально противоположно различалась до недавнего времени. Одни суды вставали на сторону Самоделкиных и признавали незаконным начисление платы при отсутствии радиаторов отопления и индивидуальном отоплении, другие – напротив, считали такие действия законными.

Верховный суд РФ в своем определении от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 признал незаконным неначисление платежей за коммунальную услугу по отоплению в случае, если граждане самостоятельно отключились от централизованной системы отопления многоквартирного дома (МКД), а также если перешли на автономное отопление.

Хотя ранее в 2014 году ВС РФ уже признал действующим и законным абзац второй пункта 42(1), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), касающийся начисления платы за отопление.

В Решении от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 ВС РФ сделал следующие выводы:

«…Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим является необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

…Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, Правила в оспариваемой части основаны на нормах федерального закона и не противоречат им, прав и свобод заявителя не нарушают. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют».

Вышеуказанное Определение ВС РФ от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 вынесено в рамках рассмотрения дела по обжалованию ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) — АО «Донэнерго» предписания органов государственного жилищного надзора (далее — ГЖН), которое вынесено по коллективной жалобе жителей многоквартирного дома в городе Ростов-на-Дону, недовольных тем, что отдельные потребители, перешедшие на индивидуальное газовое отопление, не платят за отопление на общих основаниях, так как РСО им не начисляет платежи на согласно Правилам 354.

В результате проведенной проверки орган ГЖН вынес предписание ресурснику произвести перерасчет и начислить всем потребителям плату за коммунальную услугу по отоплению на основании Правил 354.

Доводы РСО в защиту своей правовой позиции следующие: оплата тепловой энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии. Начисление платы собственнику жилого помещения, оборудованного системой газового отопления, которому услуга фактически не предоставляется, приводит к двойному начислению платы за один и тот же вид коммунальной услуги. Кроме того, РСО выдано также предписание прокуратуры, в соответствии с которым начисления, производимые РСО за не потребленную услугу собственниками спорных помещений признаны незаконными.

Даже странно было ожидать от РСО такой правильности и соблюдения прав потребителей, хотя, без предписания прокуратуры они вряд ли стали бы такими праведниками.

Однако суды всех инстанций признали вынесенное предписание Государственной жилищной инспекции законным и обоснованным.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. по делу № А53-13387/2017 (им оставлено в силе решение АС Ростовской области от 01.09.2017 г, постановление 15 ААС от 31 октября 2017 г. № 15АП-15222/2017):

«…Пунктом 40 Правил 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил 354 в редакции, действовавшей в спорный период, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из этого, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем законодательством не предусмотрена возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198.

При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не освобождает граждан, не использующих центральное отопление, от оплаты тепловой энергии системы отопления многоквартирного дома.

Кроме того, освобождение собственников таких помещений от оплаты коммунальной услуги за отопление на общедомовые нужды с учетом отсутствия возможности раздельного учета влечет за собой увеличение размера платы для собственников иных помещений.

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания».

В своем Определении по делу ВС отметил:

«… Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 30, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», учитывали правовую позицию, выраженную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198, и исходили из того, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели — обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае — многоквартирного жилого дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Таким образом, учитывая вышеизложенное и основываясь на рассмотренном Определении ВС РФ, можно сделать вывод о том, отказ от централизованного и переход на автономное теплоснабжение возможен только при наличии проекта реконструкции внутренних инженерных сетей и внесении на основании Закона о теплоснабжении № 190 (п. 15 ст. 14) соответствующих изменений в схему теплоснабжения. Теперь остается надеяться, что судебная практика и в различных регионах придет наконец-то к единообразию.

Отметим, что компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему, которая позволит автоматизировать работу управляющей компании или ТСЖ. 

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 


www.burmistr.ru

Конституционный суд РФ поставил точку в ситуации с двойными платежами за отопление квартир

Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно тексту решения судебный орган постановил – Федеральному Собранию и Правительству РФ внести изменения в действующее законодательство. Коррективы направлены на защиту прав и законных интересов собственников в части платы за отопление.

Теперь граждане, у которых установлено индивидуальное газовое оборудование, будут платить за коммунальную услугу только по счетчику без учета платы за централизованное теплоснабжение.

Напомним, что в Волгоградскую областную Думы неоднократно поступали обращения от жителей Суровикинского, Жирновского, Ленинского муниципальных районов и города Волжского с просьбой содействовать в решении важного для них вопроса. Собственники 1044 жилых помещений с 2000 по 2010 годы демонтировали батареи общедомового отопления и установили индивидуальное газовое оборудование. Переустройство квартир проводилось с соблюдением действующего тогда законодательства и по согласованию с органами местного самоуправления. После этого жители начали платить за газ для обогрева своих квартир и перестали оплачивать коммунальную услугу по отоплению. Но в 2016 году вместе со счетами за газ собственники таких квартир снова стали получать квитанции на оплату отопления. Причина в том, что в 2011 году вступил в силу Федеральный закон «О теплоснабжении», который установил, что отказ от централизованного и переход на автономное отопление возможен только для многоквартирного дома в целом. Еще через четыре года Верховный суд РФ принял решение и уточнил, что в тех домах, где часть квартир переведена на индивидуальные источники тепла, плата за централизованное теплоснабжение всё равно вносится всеми собственниками помещений.

Однако сейчас высшая судебная инстанция — Конституционный суд РФ, чье решение не подлежит обжалованию, поддержал собственников квартир, использующих индивидуальные котлы в домах с централизованным отоплением.

Данный вопрос неоднократно обсуждался с депутатами Государственной Думы РФ, представителями надзорных органов, главами муниципалитетов. По словам председателя комитета Волгоградской областной Думы по ЖКХ, жилищной политике и строительству Юрия Корбакова, в настоящее время готовится постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме», в котором будет прописан новый порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. «Волгоградская областная Дума собрала предложения всех муниципалитетов, профильных ведомств и направила их в федеральный центр для учета особенностей региона в урегулировании данного вопроса», — подчеркнул он.

Добавлено 09.01.2019. Спасибо Нине Михайловне за комментарий

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И.Леоновой и Н.Я.Тимофеева

Комментарий «Российской газеты» к данному постановлению КС РФ защитил права владельцев личных систем отопления


Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

kletskdon.ru

Суд: индивидуальное отопление

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме: законодательство 2018 предусматривает и регулирует определённые права и обязанности. За несоблюдение которых гражданин будет нести соответствующую ответственность.

Заявление на индивидуальное отопление можно предоставлять исключительно на том основании, что на проведение данной процедуры дали официальное согласие абсолютно все жильцы соответственного многоквартирного дома. А на практике это сделать довольно затруднительно по многим сопровождающимся причинам. Так как на деле это десятки, а то и сотни граждан.  

Получить необходимое разрешение на организацию индивидуального отопления в соответствующем многоквартирном доме, можно через судебное разбирательство. Для этого можно положиться на собственные силы, либо обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Второй вариант более рекомендуем, так как это повысит значительным образом успех на положительное решение судьи в вашу пользу. Заказать более подробную и индивидуальную консультацию можно на нашем сайте, перейдя на главную страницу.

 

Суд: индивидуальное отопление

 

Суд: индивидуальное отопление рассматривается довольно часто в соответствующем судебном порядке. Но далеко не во всех случаях данное решение заканчивается положительным образом для самого заявляющего лица. Связано это со многими причинами. В основном из-за незнаний определённых нормативно-правовых актов, а также из-за нехватки достаточного опыта. Так как не все граждане с самого начала пользуются помощью адвоката.

Индивидуальное отопление в многоквартирном доме: законодательство 2018 допускает проведение данной процедуры только при наличии достаточных на то оснований. Также необходимо грамотно подготовить весь перечень необходимых документов, чтобы в значительной мере увеличить свои шансы на положительное решение по данному вопросу.

Наиболее распространенные причины смены центрального теплоснабжения многоквартирного дома на индивидуальное отопление в своей квартире:

  •          Высокая оплата соответствующих коммунальных платежей.
  •          Недостаточное качество отопления. Например, недостаток тепла в собственной квартире.
  •          Расположение жилья является не выгодным с точки зрения отапливаемости. Например, угловой дом.
  •          Не желание придерживаться установленному законодательством российского государства отопительному сезону по индивидуальной расположенности. Например, сильная мерзлявость осенью.
  •          Желание самостоятельно регулировать источник тепла в квартире.

Что даёт индивидуальное отопление:

  •          Предоставление горячей воды без каких-либо перебоев.
  •          Ощутимая экономия собственных денежных средств.
  •          Не зависимость от установленных законодательством российского государства сроков отопления.
  •          Свобода выбора соответствующих радиаторов.
  •          Свобода в урегулировании температуры.

 

Суд: индивидуальное отопление является довольно спорной темой для соответствующих обсуждений. Из-за противоречивости во мнениях нельзя однозначно сказать, что процедура проведения индивидуального отопления будет лёгкой.

Это связано с тем, что правительство Российской Федерации в 2010 году запретило своим гражданам отключаться от центрального отопления. Но уже в 2012 году в законодательстве были внесены новые правки, которые предусматривают новый порядок подключения соответствующих отопительных систем.

Важно! Сертифицированные котлы для соответствующего отопления в квартире в список запрещающих источников не входят.

Гражданин не может свободно устанавливать отопление в своей квартире. Для этого необходимо собрать не только требуемый список документов и согласия жильцов, но и определить тот источник тепла, которые предусматривается законодательством российского государства.

Для начала необходимо получить официальное разрешение на проведение соответствующего индивидуального отопления в многоквартирном доме у органов местного самоуправления. В том случае, если государственные сотрудники предоставили отказ, гражданин может воспользоваться соответствующим заявлением в судебном порядке.

 

Заявление на индивидуальное отопление

 

Заявление на индивидуальное отопление должно оформляться согласно всем установленным нормам законодательства российского государства. Не соблюдение какой-либо из них повлечёт неприятные последствия.

Заявление на индивидуальное отопление в обязательном порядке должно содержать в себе следующие основные пункты:

  •          Наименование того отделения, в которое предоставляется непосредственно сам документ.
  •          Личная информация о заявляющем лице.
  •          Грамотно изложенная суть обращения.
  •          Перечень собранных дополнительных документов.
  •          Ссылки на нормативно-правовые акты.
  •          Дата.
  •          Подпись.

 

 

moy-urist.ru

Можно ли в многоквартирном доме 100% уйти от центрального отопления к индивидуальному?

Добрый день, Максим.

Теоретически переход на индивидуальное отопление квартиры в мкд на газе возможен, хотя и представляет собой трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс, и не факт, что получить разрешение на такое отопление удастся даже через суд.

В ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 N 190-ФЗ указано (http://ivo.garant.ru/#/documen… ), что 

15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены правила подключения.

В п.44 данных правил указано ( http://ivo.garant.ru/#/documen… ), что 

в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения,входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:


наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя — до 1 МПа.

Если же Ваш котел будет соответствовать вышеуказанным критериям, то  его установка в Вашу квартиру в качестве индивидуального источника отопления теоретически допустима.

Но при этом Вам нужно подготовить много бумаг, предусмотренных ст.26 Жилищного кодекса, поскольку установка индивидуального источника отопления и отсоединение от системы центрального отопления являются переустройством жилого помещения (ст.25 ЖК РФ: 

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения

Перечень документов, необходимых для согласования переустройства:

http://www.consultant.ru/docum….

Также для сведения судебная практика, в которой жильцам  отказали в установке индивидуальных источников тепла в мкд:

1. http://sudact.ru/regular/doc/9…

2. http://base.garant.ru/12247097…

3. http://www.zakonprost.ru/conte…

Так, например, суды указывают, что 

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года 115, отопительные приборы и трубопроводы внутренней системы жилых домов являются частью энергоустановки — системы отопления здания, которая, в свою очередь, является единым целым.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества, следовательно, находится в общей долевой собственности всех собственников квартир в многоквартирном доме. 

В связи этим суд указывает на необходимость получения согласия других жильцов дома на конструктивное вмешательство в общую систему отопления дома.

Учитывая изложенное, Вы можете попытаться получить разрешение на установку газового котла, однако результат далеко не гарантирован, даже если Вы будете делать этот через суд.

С уважением, Роман.

pravoved.ru

Отопление

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354). В частности, проверяемыми нормами установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (формулы 3, 3.1, 3.2 Приложения 2 к Правилам 354). То есть, в случае отсутствия ИПУ отопления хотя бы в одном помещении МКД, показания ни одного из ИПУ, установленных в других помещениях этого МКД, к расчету не принимаются. Проверив конституционность указанных норм, КС установил, что «оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ», аргументировав свою позицию следующим образом: «Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов». Суд указал, что «Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Расчет стоимости отопления, в том числе в случае наличия в доме ОПУ и отсутствия хотя бы в одном помещении дома ИПУ, вызывает неизменно много вопросов – гораздо больше, чем в отношении прочих коммунальных услуг. Связано это с рядом технических особенностей отопления, повлекших за собой и юридические особенности – регулирование порядка расчета стоимости отопления отличается от всех остальных коммунальных услуг. В том числе, отопление неоднократно рассматривалось в публикациях на сайте АКАТО – например, в статьях от 27.07.2016, от 19.12.2016, от 28.08.2017, от 12.12.2017, от 26.02.2018.

В данной статье попробуем разобраться в этих технических и юридических особенностях, а также попытаемся оценить последствия Постановления КС РФ.

 

Суть коммунальной услуги по отоплению

Коммунальная услуга по отоплению заключается в подаче в помещения МКД теплоэнергии для нагрева воздуха, стен, прочих поверхностей внутри помещения. Тепло подается путем циркуляции в системе отопления нагретого теплоносителя (воды), который, имея более высокую температуру, чем окружающий воздух, в соответствии с законами физики (более нагретое тело отдает тепло менее нагретому) отдает тепло в этот окружающий воздух.

При этом отдача тепла от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит следующими способами:

1) Передача тепла теплопроводностью

Данная передача тепла происходит при непосредственном физическом контакте элементов внутридомовой системы отопления с конструктивными элементами дома, в том числе: в местах соприкосновения трубопроводов отопления со стенами, в местах прокладки трубопроводов через стены и перекрытия, внутри строительных конструкций дома, через крепления трубопроводов к несущим конструкциям дома.

Теплопроводностью передается значительный объем теплоэнергии. Можно привести пример из бытовой жизни – для более эффективной сушки мокрого белья его размещают непосредственно на полотенцесушителе или радиаторе отопления, обеспечивая физический контакт с нагревательным элементом, имеющем более высокую температуру, чем температура воздуха, стен и иных поверхностей в помещении.

2) Передача тепла конвекцией

Указанный вид теплопередачи обеспечивается с помощью воздуха, выступающего в качестве «посредника» между источником тепла (элементы системы отопления) и потребителями тепла (стены, иные поверхности конструкций помещения, инвентарь, утварь, предметы, имеющиеся в помещении и т.п.). Воздух, получая тепло непосредственно от источника (элемент системы отопления), перемещается, обеспечивая перенос тепла в отдаленные от источника тепла части помещений и в помещения, не содержащие элементов внутридомовой системы отопления.

Именно конвективный теплообмен обеспечивает обогрев помещений, в которых не имеется никаких элементов системы отопления (например, коридоры в квартирах, чуланы), а также помещений, входящих в состав общего имущества – лестничных маршей, лестничных клеток, подвалов и т.п. Очевидно, что подъезды являются отапливаемыми, даже если в них отсутствуют трубопроводы или радиаторы системы отопления – например, при температуре уличного воздуха зимой –30°С, в подъезде температура воздуха выше, и эта повышенная температура обеспечивается именно за счет конвективного теплообмена.

3) Передача тепла излучением

Этот вид теплопередачи заключается в передаче тепла от источника к потребителю, находящемуся в зоне прямой видимости, при отсутствии непосредственного физического контакта. Тепло передается посредством излучения через оптически проницаемую среду.

Для понимания сути теплопередачи излучением можно рассмотреть передачу тепла от Солнца к Земле. Понятно, что наиболее заметно излучение при очень высокой температуре источника тепла. Излучение от элементов системы внутридомовой системы отопления менее значительно, чем от Солнца, но все-таки имеется. Невооруженным взглядом увидеть это излучение невозможно, но при использовании специальных приборов – тепловизоров – его прекрасно видно.

Немаловажно понимать, что источником тепла для отопления помещения МКД является не конкретно радиатор отопления, а вся внутридомовая система отопления дома в целом, каждый ее элемент, к которым, в числе прочих, относятся и радиаторы.

Пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491) устанавливает: «6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Из данной нормы следует, что сам по себе радиатор отопления не является теплопотребляющей установкой (энергопринимающим устройством), поскольку он является лишь частью внутридомовой системы отопления. Поэтому заявления о наличии или отсутствии в конкретном помещении МКД теплопотребляющих устройств несостоятельны, так как теплопотребляющей установкой (в том числе, в терминологии Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ) является вся внутридомовая система отопления дома, предназначенная для обеспечения нормативной температуры воздуха во всех помещениях дома.

Коммунальная услуга по отоплению является особым видом коммунальной услуги, важнейшее отличие этой коммунальной услуги от других заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги. Например, для водоснабжения определяется точка водоразбора, для электроснабжения определяется точка подключения электрооборудования, а для отопления точки потребления услуги не определяется.

При этом исключить теплоотдачу на отдельных участках теплосети невозможно. Применение изолирующих материалов может снизить эту теплоотдачу, но довести ее до нуля невозможно. Тепло, в том числе, распространяется через стены между помещениями МКД и через наружные стены дома. Например, обследования энергоэффективности дома проводятся с помощью тепловизоров – осмотр наружных стен дома через тепловизор дает наглядное представление о том, что тепло излучается как через неплотности (швы между панелями, щели в окнах и дверях), так и непосредственно через стены.

Поскольку тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому, при этом существуют несколько способов теплопередачи, среди которых большую роль играет конвекция, позволяющая осуществлять теплообмен в отсутствие непосредственного физического контакта, вне зон прямой видимости между источником и потребителем тепла, из указанных обстоятельств следует, что между помещениями дома идет постоянный теплообмен, в том числе помещения, вообще не оборудованные источниками тепла, не оборудованные хоть какими-то элементами внутридомовой системы отопления, все равно получают тепло из других помещений дома – как через стены и перегородки, так и с нагретыми воздушными массами через отверстия и неплотности. Указанные физические особенности используются, в том числе, при проектировании систем отопления домов – например, отопление подвалов, необходимое для недопущения образования влаги (росы) на металлических трубах, что способствует коррозии этих труб, осуществляется не путем размещения в них радиаторов отопления, а путем оборудования специальных продухов, обеспечивающих циркуляцию через подвальные помещения нагретого воздуха, отапливающего эти помещения.

 

Отопление с точки зрения жилищного законодательства РФ

В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.

Жилищное законодательство РФ рассматривает весь МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого ее участка, и распространяется по всем помещениям, независимо от наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления, их изолированности.

Как уже отмечено выше, в соответствии с п.6 Правил 491 обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу. В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, нельзя признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества – именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.

Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения крайне затруднительно. Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Из приведенной нормы следует два вывода:

1) Каждый потребитель обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества. То есть, даже если предположить, что в помещении, принадлежащем потребителю, теплоэнергия на отопление не потребляется, такой потребитель все равно обязан оплатить долю в стоимости теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.

2) Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.

Необходимо обратить внимание, что для случая, когда МКД оборудован ОПУ тепла и все (100%!) помещений дома (и жилые, и нежилые!) оборудованы ИПУ тепла, расчет стоимости отопления ведется по формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 354, и в этом случае объем теплоэнергии, подлежащий оплате потребителем, складывается из объема, определенного по ИПУ, и объема, определенного как разница между ОПУ и суммой ИПУ, распределенного среди жилых и нежилых помещений дома пропорционально их площади. Эту вторую составляющую условно можно считать объемом теплоэнергии в целях содержания общего имущества, она даже обозначается в формуле 3.3 Приложения 2 к Правилам 35 символом «VОДН», хотя и не называется именно как «теплоэнергия на общедомовые нужды (ОДН)», поскольку такой коммунальной услуги не существует, и плата за отопление в соответствии с ранее процитированным абзацем 2 пункта 40 Правил 354 вносится совокупно, без разделения на составляющие.

Кроме того, важно отметить следующие имеющие существенное значение положения Правил 354:

1) абсолютно все формулы расчета платы за отопление, утвержденные Правилами 354, устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления как для жилых, так и для нежилых помещений;

2) во всех формулах расчета платы за отопление, предусмотренных Правилами 354 для случаев наличия ОПУ (формулы 3, 3.1, 3.3), и в формуле расчета корректировки платы за отопление (формула 3.2) используется величина «общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме», обозначенная «Sоб».

Из вышесказанного следует, что действующее жилищное законодательство РФ устанавливает в качестве принципов расчета стоимости отопления:

1) Принцип распределения всего объема теплоэнергии, потребленной в МКД на отопление, среди собственников всех жилых и нежилых помещений, пропорционально площади указанных помещений;

2) Принцип единообразия порядка расчета стоимости отопления для жилых и нежилых помещений;

3) Использование в расчетах общей площади всех помещений дома – как жилых, так и нежилых (за исключением площади помещений из состава общего имущества), независимо от технических характеристик элементов внутридомовой системы отопления в конкретных помещениях, в том числе таких характеристик, как наличие или отсутствие в помещениях радиаторов отопления, количество радиаторов, наличие или отсутствие в помещениях трубопроводов (стояков или лежаков), наличие или отсутствие изоляции на указанных трубопроводах.

 

Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146 указывая:

«Отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха. Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству.

Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды
».

 

Определением от 24.11.2017 № 302-ЭС17-17003 ВС РФ подтвердил правильность выводов АС Восточно-Сибирского округа, который в Постановлении от 03.08.2017 по делу №А19-7954/2016 установил:

«В письме от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, разъяснено, что в соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения № 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения».

 

Важно обратить внимание, что действующее жилищное законодательство РФ не содержит понятия «отапливаемое помещение», не определяет это понятие, не устанавливает критериев отнесения помещений к отапливаемым или неотапливаемым.

Минстрой России многократно разъяснял, что порядок расчета стоимости отопления одинаков для всех жилых и нежилых помещений МКД, не зависит от наличия или отсутствия радиаторов в этих помещениях, при этом отнесение помещений к отапливаемым или неотапливаемым с целью разрешения вопроса правомерности предъявления к оплате собственникам таких помещений теплоэнергии на отопление не основано на законе, поскольку оплата отопления должна осуществляться всеми без исключения собственниками помещений в доме.

В письме от 15.09.2017 N 33300-ОО/04 Минстрой указывает:
«В связи с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект, начисление платы за отопление в помещениях, располагающихся в многоквартирном доме, осуществляется в соответствии с пунктами 42(1), 43 Правил №354.
Размер платы за коммунальную услугу зависит от площади помещения и тарифа на тепловую энергию… Начисление платы за отопление для собственников нежилых помещений осуществляется в соответствии с положениями Правил № 354
».

В письме от 25.08.2017 N 30295-ОО/04 Минстрой указывает:
«Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии
».

В письме от 11.08.2017 N 28569-ДБ/04 Минстрой указывает:
«В многоквартирных домах, оборудованных общим прибором учета тепловой энергии, но в котором не все жилые и не жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, рассчитать количество потраченной тепловой энергии на индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды в таком многоквартирном доме не представляется возможным, расчет размера платы осуществляется исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Следует отметить, что данный подход связан с тем, что многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект.

Необходимо отметить, что официальное определение «отапливаемое помещение» отсутствует в законодательстве
В силу физических свойств тепловой энергии, на поддержание определенной температуры воздуха в помещении влияют такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций, окон и т.д.
Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой в помещении, в котором непосредственно не установлены отопительные приборы, поддерживается температура, идентичная температуре смежных отапливаемых помещений.
Таким образом, не представляется возможным определить неотапливаемое помещение и вычленить его площадь для определения отличного от установленного размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Обращаем Ваше внимание, что согласно подпункту «в» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом
».

В письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 Минстрой указывает:
«В соответствии с пунктом 42.1 и 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения» (Примечание > > >).

 

Последствия Постановления Конституционного суда

КС РФ, провозглашая Постановление от 10.07.2018 № 30-П, указал:

«Некоторые положения данных Правил [354] фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей… Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла…

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению».

Необходимо отметить ряд любопытных деталей:

1. Суд рассмотрел случай, когда ИПУ тепла были установлены в помещениях МКД, а потом часть из них вышла из строя. Случай, когда такими ИПУ помещения не были оборудованы вообще, не рассматривался – то есть, для тех помещений, в которых ИПУ отопления никогда не было, порядок расчета остается прежним.

Следовательно, Постановление КС РФ должно привести к «разделению» установленного Правилами 354 порядка расчета платы за отопление в МКД, который оборудован ОПУ теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии, на два варианта: существующий порядок расчета сохраняется, если в каком-либо помещении МКД никогда не было ИПУ, и новый порядок расчета вводится для случая, если все помещения дома были оборудованы ИПУ, а потом в каких-либо из помещений ИПУ вышли из строя.

2. Суд установил необходимость использовать вместо показаний неисправного или утраченного ИПУ норматив потребления. Но поскольку плата вносится совокупно, норматив учитывает не только объем потребления тепла в помещении, но и объем потребления тепла на общедомовые нужды (ОДН). При этом формула 3.3 Приложения 2 к Правилам 354 устанавливает, что стоимость отопления складывается из стоимости отопления, потребленного непосредственно в помещении потребителя, и доли в стоимости объема теплоэнергии, рассчитанного как разность между общим объемом потребления теплоэнергии всем домом и суммой объемов тепла, потребленных в помещениях этого дома (условно назовем этот объем «отопление на ОДН»).

Таким образом, собственники помещений, ИПУ в которых вышли из строя, согласно порядку расчета, установленному КС РФ, обязаны оплачивать «отопление на ОДН» дважды: один раз в составе нормативного объема, второй раз – отдельно, в том же порядке, что и собственники помещений с ИПУ. Можно предположить, что таким образом осуществляется некое «наказание» недобросовестных собственников, допустивших неисправность или утрату ИПУ, однако, такое «наказание» не совсем согласуется с позицией КС РФ, предписавшего предусмотреть «более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Важно отметить, что для потребителей, оплачивающих отопление по схеме «норматив + VОДН», создается экономический стимул для выхода из строя ОПУ теплоэнергии – ведь в случае утраты ОПУ такие потребители вместо объема «норматив + VОДН» начнут оплачивать только нормативный объем, а составляющая платы «VОДН» будет исключена. Интересно, намеренно ли Конституционный суд создал для потребителей, которых он сам же назвал недобросовестными (поскольку они не обеспечили сохранность ИПУ), экономический стимул для уничтожения ОПУ?

А может, КС предполагает, что должны утверждаться нормативы потребления теплоэнергии конкретно в помещениях МКД, без учета «отопления на ОДН»?

Но во-первых, порядок расчета такого норматива не предусмотрен законом (например, ПП РФ от 23.05.2006 N306 порядка установления и определения такого норматива не содержит). Во-вторых, с учетом описанных выше особенностей коммунальной услуги по отоплению это будет крайне затруднительно сделать – точно рассчитать, сколько тепла из общего объема, поступившего в дом, расходуется на отопление непосредственно помещений, а сколько расходуется на обогрев общего имущества, технически невозможно. Собственно, поэтому отопление оплачивается «совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». В случае же введения нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» такие нормативы однозначно будут выбраны наугад и никакого физического смысла иметь не будут.

Дополнительно стоит заметить, что в связи с высокой политизированностью сферы ЖКХ и нежеланием органов госвласти каким-либо образом обострять ситуацию в этой сфере, во многих регионах России утверждены крайне низкие нормативы потребления коммунальных услуг, в связи с чем оплата теплоэнергии по нормативу может оказаться ниже, чем оплата по ИПУ. В таком случае ни о какой справедливости, конечно же, говорить нельзя.

3. В связи с тем, что неприменимость в расчетах показаний ИПУ теплоэнергии в случае отсутствия такого ИПУ хотя бы в одном помещении МКД признана Конституционным судом несправедливой (пусть пока только для случая выхода из строя ранее имеющихся ИПУ), при этом КС установил необходимость применения норматива потребления теплоэнергии для помещений, в которых ИПУ вышел из строя (и вопрос, что это за норматив – существующий сейчас и учитывающий совокупный объем потребления тепла и в помещении, и на ОДН, или все-таки некий новый норматив, который должен учитывать потребление тепла исключительно в помещении – остается открытым), возникновение проблемы разделения потребленной теплоэнергии на потребленную внутри помещения (и определенную по ИПУ или по нормативу) и потребленную при содержании и использовании общего имущества МКД («отопление на ОДН»), представляется если не неизбежным, то весьма вероятным. Если тенденция, заложенная в Постановлении КС РФ, будет сохранена, то впоследствии вполне возможно возникновение обязанности учета показаний ИПУ и в случае отсутствия ОПУ, и тогда определение и утверждение нормативов потребления «отопления помещений» и «отопления на ОДН» станет однозначно необходимо.

Как уже сказано ранее, сделать это будет крайне затруднительно. Кроме того, неизбежно возникнет вопрос, будет ли включаться «отопление на ОДН» в состав содержания жилья? И как отреагируют жильцы на повышение стоимости содержания в связи с таким включением? А ведь повышение стоимости содержания может быть и в два раза, и больше – учитывая, что примерно половину стоимости всех жилищно-коммунальных составляет стоимость отопления.

 

Заключение

В статье разъяснены принципы предоставления коммунальной услуги по отоплению помещений МКД – с точек зрения как законов физики, так и действующего законодательства РФ. Отопление является особым видом коммунальной услуги, его важнейшее отличие от других коммунальных услуг заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги, что порождает необходимость установления особого порядка расчета стоимости и объема потребления теплоэнергии на отопление. Именно этот особый порядок вызывает множество вопросов, в том числе неоднократно изучался вопрос, который рассмотрел Конституционный суд в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П.

Постановление КС РФ представляется непродуманным. Судом не учтены технические особенности коммунальной услуги по отоплению, фактически признан несправедливым установленный в данный момент принцип распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях дома, и распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в МКД. Постановление КС РФ создает ряд вопросов, разрешение которых представляется непростым.

Весьма туманным остается механизм реализации этого решения. Фактически не отменяются действующие нормы, но вводится новая норма для случая утраты ИПУ на период, пока законодатель во исполнение Постановления КС РФ не внесет «необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

 

Скачать Постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П > > >

acato.ru

Минстроем России разработан проект изменений в Жилищный кодекс РФ

Вопросы о размере платы за отопление всегда актуальны, ведь плата за тепловую энергию, в частности, за отопление, как правило, является одной из самых больших в счет-квитанциях граждан.

Ещё больше вопросов возникает с утвержденными методиками расчета размера платы за отопление, как, например, расчет при наличии в квартире индивидуального прибора учета (далее — ИПУ).

На сегодняшний день Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила), предусмотрен расчет размера платы за отопление по индивидуальным приборам учета на отопление, лишь в случае, если на многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета на отопление, и все помещения (жилые и нежилые) оборудованы индивидуальными приборами учета на эту коммунальную услугу. Кроме того, все индивидуальные приборы учета на отопление должны находиться в исправном состоянии и должны быть введены в эксплуатацию.

В противном случае показания по индивидуальным приборам учета на отопление по отдельному помещению не учитываются, а расчет производится исходя из показаний общедомового прибора учета и общей площади каждого помещения.

На деле оказывается, что в многоквартирном доме достижение всех условий, определенных Правилами для расчета размера платы за отопление по ИПУ, практически невозможно, так как всегда найдется тот, у кого прибор или приборы учета (если их несколько) находятся в неисправном состоянии, либо не введены в эксплуатацию, либо закончился срок их поверки, либо они вообще отсутствуют.

Соответственно другие потребители вынуждены оплачивать за отопление по показаниям общедомового прибора без учета своего индивидуального потребления.

Конечно, нужно обязательно сказать о том, что наличие индивидуальных приборов учета на отопление, не означает, что потребители, в помещениях которых они установлены, должны нести расходы на оплату за отопление, только по их показаниям, то есть только свое индивидуальное потребление. Нельзя забывать о том, что тепловая энергия, в частности, отопление, которое предоставляется для нужд помещений общедомового пользования (подъезды, холлы, лестницы и так далее), также должна включаться в плату для таких потребителей.


Стоит отметить, что изначально редакция Правил, предусматривала возможность оплаты за отопление по ИПУ в многоквартирном доме по отдельному помещению вне зависимости от наличия ИПУ в других помещениях, но в Правила вносились изменения, которые сделали наличие ИПУ в отдельном помещении многоквартирного дома практически бесполезным.

По данному вопросу появилась надежда на изменения только в июле 2018 года.

Решением Конституционного суда положения Правил о действующем расчете размера платы за отопление, а также положения Жилищного кодекса РФ в части использования показаний ИПУ по отдельному помещению признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, и Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации указано о необходимости внесения изменений в действующее законодательство по данному вопросу.

В связи с этим Минстроем РФ разработан проект изменений для внесения в Жилищный кодекс РФ, который сейчас находится в стадии обсуждения, ещё не представлены и конкретные формулы расчета, которые будут применяться, но, возможно, все изменения будет приняты до конца этого года.

А пока можно ознакомиться с проектом готовящихся изменений, а также с полным текстом решения Конституционного суда по данному вопросу.

Проект Федерального закона «О внесении изменения в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П

 

Читайте также:

raschetgkh.ru

Правительство РФ решит проблему собственников, перешедших на автономное отопление

Проблема жильцов многоквартирных домов, перешедших на автономное отопление и теперь вынужденных платить двойную цену за получаемое тепло, будет решена в масштабах страны по инициативе жителей Лабинского района Краснодарского края и депутата Госдумы Натальи Костенко.

Замминистра Минстроя России Андрей Чибис сообщил парламентарию, что для этих целей внес в Правительство изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354. Подписание документа, устанавливающего новый порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в МКД, учитывающий наличие помещений, оборудованных законно установленными приборами автономного отопления, ожидается до конца года.

Напомним, в начале прошлого года на приеме граждан в Лабинском районе к Наталье Костенко обратилась группа граждан, которых низкое качество и дороговизна услуг местных теплосетей вынудило установить в своих квартирах отопительные котлы и отключиться от централизованного теплоснабжения. Таких квартир в Лабинском районе оказалось более 500 — в 95 многоквартирных домах.

Примерно половина граждан действовала в рамках закона, который ранее разрешал желающим переходить на автономное отопление (сейчас такие действия запрещены). Но полностью узаконить индивидуальное отопление многие либо не смогли, либо не успели. И в результате оказались заложниками ситуации — им пришлось платить двойную оплату за тепло. У кого такой возможности не было — накапливали долги перед теплоснабжающей организацией.

Наталья Костенко тогда отметила, что главная причина возникшей проблемы – это неудовлетворительная работа теплосетей, приведшая к тому, что люди начали, что называется, «голосовать ногами». Неадекватная цена в оплате этих услуг (разница между стоимостью тепла поставляемого централизованно и полученного от газового котла могла составлять 400%) только стимулировала их к подобным действиям. Парламентарий настаивала: часть граждан действовала в рамках закона, и потому органы власти не должны оставлять людей наедине с их проблемами, а максимально стараться помочь выйти из сложившейся ситуации двойных платежей.

Поэтому вскоре по ее инициативе в региональном отделении Общероссийского народного фронта было проведено совещание по вопросам автономного отопления, в котором приняли участие эксперты, представители министерства топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края, государственной жилищной инспекции, администраций муниципальных образований, теплоснабжающих предприятий и жители многоквартирных домов. В результате был выработан план выхода из сложившейся из сложившейся ситуации – постепенный перевод МКД полностью на автономное поквартирное отопление. Но только в тех домах, жильцы которых в большинстве своем уже оборудовали  квартиры индивидуальными отопительными приборами. И, напротив, в тех домах, в которых переводы были незначительными, было решено осуществить возврат к централизованному отоплению квартир.

Одновременно Наталья Костенко обсудила возникшую проблему с заместителем Министра  строительства и ЖКХ России Андреем Чибисом. В понедельник Андрей Чибис сообщил о том, что Минстрой передал свои предложения в Правительство РФ, которое разработало необходимые изменения в нормативно-правовые акты и передало их для утверждения. В частности, внесены дополнения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 — будет установлен новый порядок и формула расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в МКД, а также ОДН, учитывающий наличие помещений, оборудованных законно установленными приборами автономного отопления.

Таким образом, вопрос, поднятый лабинчанами на личном приеме Натальи Костенко, воплотился в федеральный нормативный документ.

После вступления документа в силу, люди будут освобождены от двойной оплаты за теплоснабжение принадлежащих им жилых помещений и будут платить только за отопление общедомового имущества.

«Это было крайне необходимо, — говорит парламентарий, — ведь проблема автономного отопления в многоквартирных домах существует практически во всех регионах страны и во многих районах Кубани. Люди годами переплачивают за тепло или же наоборот – загоняют свои семьи в огромные долги. Минстрой сработал в этом отношении оперативно, но не менее оперативно отреагировала администрация Краснодарского края, которая в кратчайшие сроки выработала план перевода отдельных МКД на автономное отопление. Сегодня только в Лабинском районе такая работа проведена уже в 11 домах (150 квартир). Но, конечно, параллельно надо работать над повышением качества работы теплоснабжающих организаций. Если в этом вопросе все наладится и качество предоставляемых услуг будет соответствовать размеру начисляемых за тепло платежей, то у людей и мысли не возникнет о переводе своих квартир на индивидуальное отопление».

Депутат Госдумы также пообещали написать письмо главе Лабинского района Игорю Чагаеву с просьбой решить вопрос с уже накопленными долгами жильцов, перешедших на автономное отопление, поставив задачу перед МУП Лабинского городского поселения «Тепловые сети» по реструктуризации задолженности в связи с тем, что реально тепловой ресурс не был поставлен гражданам, а расчет платы был произведен по нормативу.

По материалам пресс-службы ОНФ

gkhkontrol.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *