последний вздох или второе дыхание? — Elevatorist.com
24 Апреля 2014, 09:22
Бетонные элеваторы: последний вздох или второе дыхание?
Большинство украинских элеваторов родом из Советского Союза. Некоторые из них давно исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта и серьезных вложений. Владельцы старых зернохранилищ зачастую хотят получать прибыль немедленно, не строя грандиозных планов на завтрашний день. По подсчетам ремонтных компаний, только на одном из пятидесяти железобетонных зернохранилищ надлежаще следят за его состоянием.
От складов до силосов
Бетонные элеваторы появились в Союзе еще в 30-ых годах прошлого столетия. Треть этих сооружений сгорела в годы Великой Отечественной войны.
Новые зернохранилища начали возводить уже в мирное время. Их отстраивали на обугленных фундаментах разрушенных зерноскладов. Вместимость элеваторов составляла от 5 до 11 тыс. т. Для того времени были характерны также каменные склады — по 3,2 тыс. т.
Спустя десятилетие появились механизированные элеваторы с сушильно-очистной башней (СОБ). А немного позже партийные деятели заговорили о строительстве складов для длительного хранения зерна мощностью до 250 тыс. т. Этот замысел так и не был реализован. Предельная мощность советских зернохранилищ не превысила 170 тыс. т.
Перед распадом СССР в стране построили несколько металлических элеваторов, с силосами диаметром 7 метров и высотой 30 метров, производства Пардубицкого машзавода. Однако в эксплуатации они не показали ожидаемых результатов.
В Украине до сих пор сохранились самые первые бетонные элеваторы. Некоторые стали каменными призраками, некоторые все еще работают. Директор ремонтного предприятия «АЛЬП-ПРОМ» Артем Бабенко рассказывает, что его бригаде приходилось реконструировать квадратные монолитные силосы постройки 1938 года.
Наследники советских элеваторов
«Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» — самый крупный отечественный преемник зернохранилищ СССР. Глава правления зерновой корпорации Петр Вовчук сообщает, что в ее собственности 53 элеватора, и все они построены до 1991 года. Производственная мощность элеваторов «ГПЗКУ» — 3 млн 715 тыс. т или 10% паспортной вместимости всех сертифицированных зерновых складов Украины.
Какая часть украинских элеваторов является наследием Союза, сейчас сложно определить.
«Информация относительно зерновых складов, которые были построены в Украине до 1991 года, отсутствует», — объясняет Виталий Саблук, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства агрополитики.
Среди частных предприятий бетонными элеваторами владеет зерновая компания «ПРОМЕТЕЙ», которая скупает и восстанавливает старые склады. С начала этого года компания приобрела два зернохранилища. Общая накопительная мощность работающих зернохранилищ компании составляет 82 тыс. т, при этом на базе 5 элеваторных хозяйств «Прометея» общий объем хранилищ — в Николаевской, Кировоградской и Киевской области, может достичь 150 тыс. тонн.
Не старые, а надежные
Имея в активе железобетонные элеваторы, государственная зерновая корпорация и «ПРОМЕТЕЙ» лидируют среди равных себе предприятий. «ГПЗКУ» — один из самых больших экспортеров зерна с годовой прибылью около 30 млн грн. Прибыль «ПРОМЕТЕЯ» — более 18 млн грн.
По убеждению собственников элеваторов старого образца, главная ценность этих сооружений — надежность.
«Срок гарантии металлических силосов от производителя — 10–12 лет. У бетонных складов — 100–200. Со временем, — предполагает Рафаэль Гороян, руководитель «ПРОМЕТЕЯ», — придется произвести реконструкцию, но износа таких складов нет. К тому же, насколько известно, в нашей стране ежемесячно обваливается один силос на 5 или на 10 тыс. т, еще и с жертвами. Все потому, что металлическая колба — сложная конструкция, и малейшая ошибка чревата большими потерями. С бетонными сооружениями такого не происходит».
Еще одно достоинство элеваторов старого образца — высокое качество хранения зерна, особенно таких капризных культур, как кукуруза, подсолнечник, рапс. Рафаэль Гороян уверен, что для них металлический силос неприемлем. Он называют оцинкованный силос вакуумом, колбой, в которой зерно не циркулирует и не «дышит». Руководитель «ПРОМЕТЕЯ» убежден, что в бетонных складах больше воздуха, света, и меньше толщина слоя.
К плюсам старых элеваторов эксперты также относят наличие официального землеотвода и коммуникаций. Эти удобства являются бонусом. Таким образом, покупатель экономит деньги, время и нервы.
«Необходимый земельный участок в нужном месте, с хорошими подъездными автодорогами, с ж/д веткой — это преимущества, стоимость которых можно оценить. Наличие электро- и газообеспечения также имеет свою цену. Хотя чаще всего такие зернохранилища маломощны, поэтому придется потратиться на их усовершенствование во время модернизации», — говорит Дмитрий Шкорупеев, руководитель проекта строительства элеватора.
Ремонт должен проводиться по плану
Ремонтные компании акцентируют внимание на том, что старые элеваторы надежны и обеспечивают качественное хранение зерна только при разумной эксплуатации.
«Деньги в надлежащую профилактику вкладывает один из полсотни владельцев. А когда уже «припечёт», некоторые понимают, что легче снести старый элеватор и поставить новый. Затраты огромные, а своевременный ремонт всё равно не делают», — анализирует Артем Бабенко.
Директор «АЛЬП-ПРОМА» убежден, что украинские элеваторы остро нуждаются в обязательных плановых осмотрах и предупредительном ремонте, как в советские времена. Впрочем, дальновидные хозяева не ждут указаний и подсказок, они сами заинтересованы продлить жизнь своим «кормильцам».
«Даже если капитально отремонтировать элеватор, осмотры все равно нужны как минимум раз в год, после окончания маркетингового года, перед началом нового (в мае-июне)», — делится опытом инженер-технолог компании «ПРОМЕТЕЙ» Амаяк Григорян.
Своевременные обследования и текущие работы снижают цену реконструкции зернохранилища. В «АЛЬП-ПРОМЕ» говорят, что сегодня средняя стоимость ремонта одного силосного корпуса — от 500 тыс. грн до 2 млн грн.
Капитальный ремонт включает в себя около десяти видов работ по силосам, кровле, фасаду, швам, откосам, металлоконструкциям и подтяжкам. Основные проблемы старых элеваторов связаны с коррозийными процессами и влиянием атмосферной влаги, поэтому в первую очередь нужно сделать качественную герметизацию. Иначе можно потерять элеватор.
«Если вовремя не отремонтировать надкапительный шов, то через 2–3 года придётся восстанавливать не только шов, но и усиливать капитель, а потом за ней наблюдать пожизненно — все равно, что лечить хроническое заболевание. Причём если заменить панель СОГ сложно, то заменить, например, колонну в подсилосном помещении — это вряд ли осуществимо», — объясняет Артем Бабенко.
В то же время специалисты рекомендуют излишне не торопиться. Они говорят, что если собственнику не хватает денег, лучше проводить реконструкцию поэтапно 2–3 года, но выполнить ее качественно. Самый дешевый вариант на стадии ремонта может оказаться самым дорогим на стадии эксплуатации. Об этом предупреждают представители «АЛЬП-ПРОМА».
Считаем прибыль и затраты
Представители «ПРОМЕТЕЯ» говорят, что модернизация старого бетонного склада и даже постройка нового — в два раза дешевле, чем монтаж металлического силоса.
«100-тысячный элеватор может обойтись в $25 млн, грубо говоря, по $250 за тонну. Ни у трейдера, ни у производителя таких денег нет. Мало кто может похвастаться, что он за свои деньги построит хотя бы один элеватор. Естественно, что это кредитные — «длинные» — деньги. Это — мина замедленного действия, потому что по кредиту нужно платить, а прибыльность разнится от сезона к сезону. Если у компании растет кредитный портфель, это чревато банкротством, поэтому бетонные склады — единственный вариант. Мы заработали, поставили склад, потом еще один. По мере получения доходов мы строим хранилища. Да, иногда приходится менять мощность норий, рассчитывать затраты электроэнергии, но это совсем другие суммы», — рассказывает Рафаэль Гороян.
Старые элеваторы позволяют сэкономить деньги, но могут принести также немалые расходы. Это тоже нужно учитывать.
«Физически изношенное и морально устаревшее технологическое оборудование требует значительных затрат, в том — числе ручного труда, имеет малую производительность и небольшую наработку на отказ. Как следствие — относительно низкая производительность элеватора на прием и выгрузку зерна, что ухудшает финансовые показатели элеватора», — объясняет Дмитрий Шкорупеев, руководитель проекта строительства элеватора.
Эксперты прогнозируют старым элеваторам долгую жизнь
«Государственная продовольственно-зерновая корпорация» имеет возможность централизовано следить за состоянием своих элеваторов. В последнее время там вплотную занялись модернизацией зернохранилищ. Каждый месяц на предприятии либо устанавливают новое оборудование, либо заменяют производственные линии, либо ремонтируют железнодорожные подъезды. Однако руководитель «ГПЗКУ» отмечает, что, несмотря на такое «оживление», модернизация не настолько масштабная, как хотелось бы.
«На протяжении трех последних лет проводится реконструкция элеваторов. Впрочем, существенного увеличения и кардинального обновления производственных мощностей не произошло», — сообщает Петр Вовчук.
Опытные ремонтные организации предполагают, что если серьезно взяться за старые элеваторы, они могут «дожить» до 2100 года.
«Срок службы элеваторов из монолитного железобетона при проектировании составлял не менее 100–120 лет. Однако важно учитывать, что в Советском Союзе предприятия десятилетиями работали от ремонта до ремонта при одном цикле загрузки-выгрузки в год. Сейчас же мы принимаем-выгружаем зерно до шести раз в год. Соответственно, чтобы выдержать запланированный срок эксплуатации, ремонт должен производиться каждые 2–3 года», — объясняет Артем Бабенко, директор «АЛЬП-ПРОМА».
Руководство «ПРОМЕТЕЯ» в свою очередь доказывает, что советские элеваторы рано списывать со счетов: они весьма перспективны.
«Я думаю, что бетонные элеваторы могут быть вечными… Скажем, если взять камень длиной в метр, положить на другой камень без цемента, без ничего, сколько он простоит? Я думаю, что очень долго. Бетон с каждым годом приобретает прочность. И поэтому я уверен, что бетонные склады смогут принести прибыль еще трем поколениям», — уверен Рафаэль Гороян.
«Срок эксплуатации бетонных складов «по паспорту» — 30–40 лет. Однако столько же давали «хрущевкам», а они уже сколько стоят?», — добавляет инженер-технолог компании Амаяк Григорян.
Говоря о долголетии элеваторов, нужно принимать во внимание не только состояние стен, но и наличие конкуренции. По мнению многих участников зернового рынка, это — решающий фактор.
«Если говорить кратко, старые элеваторы исчезнут тогда, когда их эксплуатация будет экономически не целесообразна. Это произойдет, когда в Украине не будет дефицита элеваторных услуг», — предполагает Дмитрий Шкорупеев.
По мнению экспертов, будущее «советских» элеваторов зависит от многих факторов, но главная составляющая каждого из них — это деньги. Элеваторщики убеждены, что такие зернохранилища будут работать, пока они приносят прибыль.
Анна Скрыпник, Elevatorist.com
Элеватор: tov_tob — LiveJournal
Элеватор — сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеваторы всегда были заметным сооружением в городской застройке, поэтому как-то само собой мне всегда хотелось заглянуть внутрь и увидеть, что скрывается в огромной башне и самом зернохранилище. Что ж, давайте посмотрим, как выглядит изнутри элеватор №1 предприятия «Киевмлин», расположенный на Подоле.
1. Элеватор представляет из себя комплекс сооружений и обеспечивает полную механизацию процессов хранения и улучшения качества зерна.
2. Наиболее заметными сооружениями элеватора являются рабочая башня и силосный корпус, в котором хранится зерно. Внутри рабочей башни размещено основное технологическое и транспортное оборудование. Здесь зерно поднимают из приемных бункеров наверх, взвешивают, очищают от примесей и перемещают в силосный корпус. Такой силосный корпус, как на фото, состоит из системы цилиндрических силосов, которые размещаются в несколько рядов. В каждом силосе может храниться около 600 тонн зерна, а на этом элеваторе имеется 44 силоса.
3. Рабочая башня разделена на 7 уровней.
4. Полсотни метров вверх-вниз бегать напряжно, поэтому в рабочей башне имеется также действующий лифт с архаичным телефонным аппаратом внутри:
5. Страшно.
6. Верхний (7-й уровень). Здесь мы видим верхнюю часть нории — машины для вертикального подъема сыпучих грузов. Зерно сюда поднимается из приемного бункера, расположенного в самом низу башни, и пересыпается в надвесовой бункер.
7. Уровень ниже.
8. На этом уровне все оборудование покрыто красивой бархатной паутиной из пыли:
9.
10. Красота.
11. Весы:
12. 5-й уровень занимают распределительные устройства:
13. По этим трубам зерно распределяется по надсилосным конвейерам, которые расположены на 4-м уровне.
14. Осьминог:
15. Судя по внутреннему состоянию, элеватор стоит уже не первый месяц и заработает ли еще непонятно. Но и до состояния полного абандона ему еще далеко.
16. Один из надсилосных конвейеров (всего их три). На ленту ссыпается зерно, подготовленное к хранению, и отправляется к силосам через галерею, висящей между рабочей башней и силосным корпусом.
17. Галерея приводит нас в надсилосный этаж.
18. Сюда приходят все три конвейера, с помощью которых зерно можно отправить в любой из 44 силосов, расположенных ниже.
19.
20. С ленты зерно пересыпается в силосы с помощью разгрузочной тележки:
21. Тележка может кататься вдоль силосов, ссыпая зерно в любой из них. Квадратный лючок — это «дверь» в один из силосов.
22. Привод конвейера:
23. Трубы вдоль ленты — система вентиляции силосов. Отгружают зерно из силосов с помощью конвейеров, расположенных на подсилосном этаже.
24. Элеватор — потенциально опасное производство, поэтому во многих местах имеются кнопки аварийной остановки.
25. С крыши рабочей башни элеватора открываются неплохие виды на Гавань:
26. Старый вантовый мост:
27. Строящийся Подольский мостовой переход:
28. Набережная и центр Киева:
29. Подол:
Элеватор — устройство и оборудование
В промышленности по заготовлению и переработки зерновых культур часто используется такое сооружение, как элеватор. Другими словами данное сооружение является высокотехнологичным оборудованием для хранения зерна в специальных условиях и посредством такого хранения зерно доводится до определенной, нужной стадии кондиции.
Устройство элеватора
Элеватор является сооружением силосного типа действия. Конструктивно представляет собой многофункциональное сооружение, в комплексный состав которого входят такие элементы, как сушилка для зерна, непосредственно зерновое хранилище, здание для проведения работ, силосные корпуса и т.д. На сегодняшний день элеваторы являются неотъемлемой частью всех предприятий по хранению и переработке зерна. Как правило, чаще всего к элеваторам пристраивают силосные сооружения, вместимость которых может достигать порядка пятидесяти тысяч зерна.
В конструкцию и рабочий состав элеватора входят такие части и элементы, как весовая, отделение для приемки зерновой культуры, башня рабочего назначения, в которое непосредственно расположено всё оборудование, для первичной и других видов обработки зерновых культур. Хранилище и отделение для проведения сушки зерна. Отделение отгрузок, которое является бункером хопперного типа. Оборудование для подъема зерновой культуры и ее транспортирования из одного отделения в другое.
Пристройку силосов к элеватору осуществляют таким образом, чтобы он имел пути сообщения с основным зданием для проведения работ, поскольку в нем, как правило, полностью сформирован комплект рабочего оборудования и транспортировочные пути, по которым зерно вывозится для дальнейшего его распределения.
Оборудование элеваторов
Элеваторы непременно снабжаются таким оборудованием, как нории, которые являются подъемниками вертикального типа, которые нужны для того чтобы поднимать зерно на взвешивание, очистку от примесей различного, дальнейшей его сушки. После этого зерно выдается посредством конвейерной установки на транспортеры, которые осуществляет сброс зерна в силосное сооружение. Всеми эти элементы для проведения описанных работ включаются в состав одного сооружения – элеватора.
Так же в элеватор включено еще одно сооружение, в котором производится непосредственно дезинфекция зерновой культуры и ее вентилирования, однако на сегодняшний день еще не все элеваторы оборудованы такими рабочими устройствами.
Однако стоит отметить, что сегодня все большее количество элеваторных установок оснащается специальными пунктами, которые осуществляют прием зерна с автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Что в значительной мере облегчает проведение всех погрузочно-разгрузочных работ, ведь буквально еще некоторое время назад элеваторы обслуживались исключительно вручную, и все работы по выгрузке зерна проводились непосредственно с применением ручного труда.
Разновидности и классификация элеваторов
Элеваторы зерновые, как правило, можно проклассифицировать по их непосредственному назначению:
- хлебоприемного или заготовительного типа, на которых осуществляются непосредственно дезинфицирующие работы с зерном, его очистка от примесей различного характера и предварительная подготовка к дальнейшему использованию.
- производственного типа, которые, как правило, размещаются вблизи мельниц, заводов по изготовлению круп и на предприятиях по изготовлению крахмала и муки
- базисного типа, которые, как правило, используются для хранения зерна длительное время, для его приемки с железнодорожного и других видов транспорта.
- перевалочного назначения, которые предназначены для перегрузочных действий, такие элеваторы имеют еще название портовые, как правило, размещаются недалеко от портов, железных дорог.
Также существуют мини элеваторы для небольших складских объемов.
N❶ Зерновой элеватор принцип работы
Опубликовано 19.06.2018 Автор admin
Зерно и продукты, изготовленные на его основе, являются основой жизни людей. Очень важным является вопрос их сохранности до момента транспортировки. Упрощают его зерновые элеваторы.
Зерновой элеватор предназначен для хранения зерна в больших количествах и доведения его до состояния кондиции. Элеватор внутри включают в себя механизмы для погрузки и выгрузки зерновых, сушилки. Рабочие здания и т.д. обычно в организациях строят целые комплексы элеваторов под ключ.
Принцип работы элеватора зерна
Зерновой элеватор принцип работы в зависимости от своей разновидности и назначению (модель, год выпуска, тип ёмкости, размеров комплекса и прочее). Например:
- базисный тип применяют при долгом сроке хранения сырья. В данном случае принцип работы элеватора зерна применяет следующим образом: товар (первого звена) привозят железнодорожными путями. Обязательно производится повторная чистка и сушка сырья. Ёмкость используемых зерновых элеваторов составляет от 50 до 250 тысяч тонн.
- перевалочный и портовой типы строят там, где производят погрузку на разные виды транспорта, например с парома на поезда, с поездов на грузовые авиалинии и т.д. иногда в таких типах перевалов первичного сырья и подготовленной продукции, строят дополнительные комплексы, на случай если поступает большие партии зерновых, а погрузка сырья задерживается. Как правило, они оснащены дополнительными хранилищами и большими погрузочными механизмами.
- заготовительные типы нужны для привоза сырья из мест сбора, его очистка, сушка и дальнейшего назначения отправлений организациям потребителей. Как правило, ёмкость таких комплексов элеваторов составляет от 15 до 100 тысяч тонн.
- производственные типы элеваторов для зерна обычно строятся вблизи с крахмалопаточными, комбикормовыми, мельничными и крупяными заводами и прочими. Такие комплексы необходимы для поставки продукции заводам по переработки сырья, чтобы работы по переработке были непрерывными. Такие комплексы обязательно содержат специальную аппаратуру и механизмы для подготовки сырья по общепринятым стандартам. Ёмкость данных комплексов элеваторов составляет от 10 до 150 тысяч тонн.
Блог
Типы элеваторов: обзор оборудования по классификациям
Элеватор — машина постоянного транспортирования, которая разработана для перемещения насыпных грузов, а также штучных, по вертикали или под крутым наклоном 70-75°.
Элеватор — машина постоянного транспортирования, которая разработана для перемещения насыпных грузов, а также штучных, по вертикали или под крутым наклоном 70-75°.
Такие типы элеваторов состоят из следующих секций:
- 2 барабана (или звездочки) — приводной и натяжной;
- цепь или лента в качестве тягового органа;
- ковши.
Нижняя часть, в которой находится натяжное устройство, называют «башмаком», а верхняя часть, где размещено приводное устройство — головная.
По типу тягового органа элеваторы выпускаются ленточные и цепные (одно- и двухцепные). Далее рассмотрим, какие именно они бывают по устройству грузонесущего элемента.
Люлечные и полочные элеваторы
Используются полочные и люлечные элеваторы, которые предназначены для перемещения сыпучих или штучных грузов в таре. Это мешки, бочки, ящики, бидоны. Такие устройства способны опускать и поднимать грузы с этажа на этаж с промежуточной загрузкой и разгрузкой.
У люлечных элеваторов тяговым элементом являются катковые и пластинчатые втулочные цепи. Они перемещаются со скоростью 0,2–0,3 м/с. Закреплены люльки шарнирами. Их изготавливают двухпальцевыми и однопальцевыми. Чтобы они не раскачивались в поперечном направлении, цепи оснащены направляющими шинами и ходовыми роликами.
Ковшовые элеваторы
Типы ковшовых элеваторов разделяют следующим образом:
- по характеру установки — наклонные и вертикальные;
- по характеру расположения ковшей — с сомкнутыми ковшами и с расставленными;
- по скорости передвижения ковшей — быстроходные с разгрузкой центробежно-самотечного типа и тихоходные с самотечным способом разгрузки.
Элеваторы, по сравнению с другими транспортирующими агрегатами, выгоднее. Они не занимают много места, сооружения и механизмы располагаются компактно. Поэтому элеваторы стали основным видом межэтажного транспорта.
Долговечность и эффективность ковшовых устройств зависит от физических показателей перемещаемых материалов. В момент зачерпывания тяговые узлы и ковши испытывают значительные нагрузки. Это влечет быструю изнашиваемость агрегата. Но если правильно выбрать скорость перемещения ковшей, их форму и размеры, а также обеспечить рациональное устройство питателей, то элеваторы работают надежно и долго.
Быстроходные элеваторы, в отличие от тихоходных, обеспечивают быструю оборачиваемость ковшей. Они меньше набирают материала, но за счет оборачиваемости имеют ту же производительность, что и устройства с более ёмкими ковшами.
Но если зачерпываются крупные куски, то удары ощущаются интенсивнее, устройство служит более короткое время.
При выборе техники следует учитывать, что форма головки элеватора и расстояние между ковшами должны быть такими, чтобы перемещаемый материал не ударялся о стенки ковшей и впереди идущие ёмкости, иначе они быстро выйдут из строя.
Цепной элеватор ковшовного типа рассчитан на транспортирование различных насыпных мелкокусковых (до 40 мм), порошковых материалов. Они не должны быть химическими агрессивными. Насыпная плотность не выше 2,5 т/м3, а температурный показатель ниже 150°C по вертикали.
Такой элеватор не используется для транспортировки взрывоопасных веществ, а также тех, которые во время перемещения выделяют взрывчатую пыль и газ.
Для транспортировки легкосыпучих материалов применяют глубокие, ёмкие ковши. Если перемещаемые продукты плохо сыпучие, то используют более мелкие ковши. Изготавливают цепные ковшовые элеваторы из оцинкованной или нержавеющей стали.
К преимуществам таких устройств относят характеристики:
- практически полная пыленепроницаемость шахты механизма;
- шахта самонесущая;
- простота эксплуатации и обслуживания.
Цепные элеваторы ковшового типа достаточно надежны в течение процесса эксплуатации, обеспечивают экологическую чистоту.
Элеватор силосного типа
Элеваторы силосного типа широко используются для хранения и перемещения зерна. Прочные металлические конструкции круглой или квадратной формы защищают сырье или готовую продукцию от грызунов, птиц, атмосферных осадков.
ИНТЕРЕСНО! За 3 года эксплуатации зерно своими твердыми оболочками проделывает дыры в металлических зернопроводах.
Перемещение осуществляется транспортерными лентами и подвижными устройствами ссыпания или приема зерна. Механизмы транспортировки размещены в над- и подсилосном пространстве.
Что внутри у элеватора: mib55 — LiveJournal
Недавно в комментах к посту про телефон-загадку меня попросили выложить ещё какие-нибудь фото с элеваторов, кое-что в архивах таки нашлось. Большинство крупных элеваторов построены по одной схеме. Основная часть элеватора — это блок хранилищ-силосов, выглядящих как массивные бетонные колонны. Белое сооружение в правой части фото — разгрузочный комплекс для автомобилей. Самосвалы ссыпают зерно сами, для разгрузки бортовых автомобилей применяются разгрузчики-опрокидыватели. Поступившее зерно попадает в подземные бункеры, из которых по конвейеру транспортируется к рабочей башне элеватора, где смонтированы вертикальные зерноподъёмники — нории.
В рабочей башне зерно пропускают через зерноочистительные машины, при необходимости сушат, а затем норией поднимают вверх и направляют на транспортёр, располагающийся в надсилосной галерее. Вот он на фото (точнее, их даже два), а крышки в правой части кадра — это приёмные люки силосов.
Разгрузка зерна с надсилосного транспортёра в силосы осуществляется при помощи специальных машинок — сбрасывающих тележек, которые ездят по рельсам вдоль транспортёра. Перед подачей зерна тележка подгоняется к нужному силосу, останавливается над предварительно открытым люком и поступающее по конвейерной ленте зерно отправляется в хранилище.
Разгрузка силосов происходит через через отпускную трубу в нижней их части. Зерно попадает на очередной транспортёр, находящийся в подсилосной галерее, и направляется либо на отгрузку, либо на периодические регламентные процедуры — сушку или очистку. Во втором случае после проведения необходимых работ зерно опять отправляется на хранение.
N❶ Как устроен элеватор | Устройство элеватора
Опубликовано 23.07.2018 Автор admin
В этой статье пойдёт речь об элеваторе, а также устройстве этого сооружения. Для хранения зерновых культур важно соблюдение особых технологических требований. Для довольно продолжительного периода хранения зерновых культур как раз и предназначается элеватор.
Дадим определение этому технологическому сооружению: элеватор – это специальное сооружение, главным предназначением которого является хранение, первичная обработка и доведение до определённого состояния зерновых культур.
Устройство сооружения элеватора
Подобные сооружения, как правило, включает в себя целый комплекс, разберём как устроен элеватор:
- силосный корпус;
- рабочее здание, которое выполняет функцию погрузки и выгрузки зерновых культур;
- цех для просушки зерновых культур.
Также в дополнительную комплектацию входит силосная яма, где хранится трава и ботва, которая предназначается для корма крупнорогатого скота. Объём силосной ямы варьируется от 10 до 45 тысяч тонн. В основную комплектацию элеваторов входят системы дезинфекции и вентиляции. Данные системы выполняют одну из самых главных функций во всём комплексе, это сохранение товарного вида зерновых культур.
Специальные конвейеры и грузовые автомобили выполняют функцию беспрерывной погрузки сыпучего груза. Весь процесс автоматизирован, что ускоряет погрузку и сохраняет целостность зерна.
Стоимость комплекса
Разберём от чего зависит стоимость элеватора. Средняя стоимость комплекса 200 долларов на тонну зернового сырья, учитывая издержки. Учитывая, что объёмы обрабатываемого зерна и функциональность всего комплекса может быть разными, то стоимость может сильно отличаться. Заказчик может заказать элеватор с дополнительным оборудованием, что тоже увеличивает стоимость.
Стандартный комплекс состоящий из зернохранилища, системы продвижения, системы вентиляции и дезинфекции возможно купить по весьма приемлемой цене.
Где приобрести комплекс?
На сегодняшний день многие компании занимаются реализацией специального оборудования для сельского хозяйства. Поэтому с покупкой не должно возникнуть проблем, тем более наша компания «ЗЭОсокол» может доставить всё необходимое оборудование, в любой город Украины. Также работники компании могут установить всё необходимое оборудование, но стоимость этой услуги зависит от условий компании.
Вывод: весь комплекс в целом способствует сохранности и качественной обработки зерна. Автоматизированный процесс ускоряет весь процесс и снижает процент брака.
Блог
Как работают лифты и подъемники?
Реклама
Криса Вудфорда. Последнее изменение: 16 августа 2020 г.
Нажмите верхнюю кнопку лифта и приготовьтесь к долгой поездке: всего через несколько дней вы будете махать рукой из космоса! Лифты с возможностью увеличения за пределами Земли определенно захватили воображение людей за десятилетие или около того с тех пор, как космические ученые впервые предложили их — и это неудивительно.Но в свое время обычные офисные лифты, вероятно, казались почти столь же радикальными. Это было не просто блестящие строительные материалы, такие как сталь и бетон, который позволил современные небоскребы, чтобы парить в облаках: это было изобретение, в 1861 г., о безопасном и надежном лифте, написанном человеком по имени Элиша Грейвс. Отис Йонкерс, Нью-Йорк. Отис буквально изменил лицо Земля, создав машину, которую он скромно назвал «улучшением в подъемный механизм », который позволил городам расширяться по вертикали, а также по горизонтали.Вот почему его изобретение по праву может быть описывается как одна из самых важных машин всех времен. Давайте присмотритесь к лифтам и узнайте, как они работают!
Фото: Как далеко уйдет верхняя кнопка? Всю дорогу в космос? НАСА уже работает на лифте, который может транспортировать материалы с поверхности Земли на геостационарную околоземную орбиту на высоту 35 786 км (22 241 миль). Иллюстрация художника Пэта Роулинга любезно предоставлена Центром космических полетов NASA Marshall (NASA-MSFC).
Что такое лифт?
Художественные работы: За исключением электронных систем управления, основной механизм тяговых лифтов (тех, которые поднимаются и опускаются тросами) не сильно изменился за более чем столетие.Эта диаграмма взята из исторической брошюры Отис. датируется примерно 1900 годом. Интернет-архив.
В лифтах раздражает (если вы пытаетесь их понять) то, что они рабочие части обычно прикрыты. С точки зрения кого-то поднимаясь из вестибюля на 18 этаж, лифт — это просто металлический ящик с дверцами, которые закрываются на одном этаже, а затем снова открываются на другой. Для тех из нас, кто более любопытен, ключевыми частями лифта являются:
- Одна или несколько машин (металлических ящиков), которые поднимаются и опускаются.
- Противовесы, уравновешивающие автомобили.
- Электродвигатель, который поднимает и опускает автомобили, включая система торможения. (В некоторых лифтах вместо них используются гидравлические механизмы.)
- Система прочных металлических тросов и шкивов, проходящих между автомобилями и двигателями.
- Различные системы безопасности для защиты пассажиров при обрыве троса.
- В больших зданиях — электронная система управления, которая направляет автомобили на нужный этаж с помощью так называемый «алгоритм лифта» (сложный математический логика), чтобы обеспечить перемещение большого количества людей вверх и вниз в самый быстрый и эффективный способ (особенно важно в больших, оживленные небоскребы в час пик).Интеллектуальные системы запрограммированы нести гораздо больше людей вверх, чем вниз в начале день и наоборот в конце дня.
На фото: типичный современный лифт с электронным управлением. Если вы ждете, пока машины не уедут с дороги, вы часто можете увидеть некоторые из них и выяснить, какие части что делают.
Как лифты используют энергию
С научной точки зрения лифты — это энергия. Чтобы попасть с земли на 18-е поднимаясь по лестнице по полу, вы должны переносить вес вашего тела против тянущей вниз силы тяжести.Энергия, которую вы тратите в процессе (в основном) превращается в потенциальную энергию, поэтому подъем по лестнице дает увеличение вашей потенциальной энергии (подъем) или снижение вашей потенциальной энергии (снижение). Это пример действия закона сохранения энергии. На самом деле у вас действительно больше потенциальной энергии наверху здания, чем внизу, даже если это не ощущается.
Для ученого лифт — это просто устройство, которое увеличивает или уменьшает человеческое потенциальная энергия без необходимости поставлять эту энергию сами: лифт дает вам потенциальную энергию, когда вы поднимаетесь и он забирает у вас потенциальную энергию, когда вы спускаетесь.В теория, звучит достаточно просто: лифту не нужно много энергии вообще, потому что она всегда будет возвращать столько же (когда она идет вниз), как он выдает (когда идет вверх). К сожалению, это не так все так просто. Если бы в лифте был простой подъемник с клетка, проходящая через шкив, потребовала бы значительного количества энергии поднимать людей, но у него не было бы возможности вернуть эту энергию: энергия просто теряется из-за трения в тросах и тормозах (исчезает в воздух как отработанное тепло), когда люди спустились вниз.
Сколько энергии потребляет лифт?
Фото: Лифты не просто свешиваются на одном тросе: есть несколько прочных тросов, поддерживающих машину на случай, если один из них сломается. Если все же произойдет худшее, вы обнаружите, что в кабине лифта часто есть телефон для экстренной связи, который можно использовать для вызова помощи.
Если лифт должен поднять слона (допустим, весом 2500 кг) на расстояние около 20 м. в воздух, он должен доставить слона 500000 джоулей дополнительная потенциальная энергия.Если он поднимается за 10 секунд, он должен работают со скоростью 50 000 джоулей в секунду или 50 000 ватт, что является примерно в 20 раз больше мощности, чем у обычного электрического тостера.
Предположим, лифт везет слонов целый день (10 часов или 10 × 60 = 600 минут или 10 × 60 × 60 = 36000 секунд) и подъем за половину этого времени (18000 секунд). Всего потребуется 18 000 × 50 000 = 900. миллиона джоулей (900 мегаджоулей) энергии, что равно 250 киловатт-часы в более привычных терминах.
Фактически, лифт не был бы эффективен на 100 процентов: вся энергия, которую он потреблял от электроснабжение не будет полностью преобразовано в потенциальную энергию в поднимающиеся слоны. Некоторые будут потеряны из-за трения, звука, тепла, сопротивление воздуха (лобовое сопротивление) и другие потери в механизме. Таким образом, реальное потребление энергии будет быть несколько больше.
Звучит как огромное количество энергии — и это так. Но многое из этого можно спасти, используя противовес.
Противовес
Фото: Противовес движется вверх и вниз на колесах, следующих по направляющим рельсам сбоку. шахта лифта.Кабина лифта находится в верхней части этой шахты (вне поля зрения), поэтому противовес находится внизу. Когда кабина движется вниз по валу, противовес движется вверх — и наоборот. Каждая машина имеет свой противовес, поэтому машины могут работать независимо друг от друга. На этом снимке вы также можете увидеть двери на каждом этаже, которые открываются и закрываются только тогда, когда кабина лифта совмещена с ними.
На практике лифты работают немного иначе, чем простые подъемники. Лифтовая кабина уравновешивается тяжелым противовесом, который весит примерно столько же как автомобиль, когда он загружен наполовину (другими словами, вес веса самого автомобиля плюс 40–50 процентов от общего веса, который он может нести).Когда лифт идет вверх, противовес опускается — и наоборот, что помогает нам в четыре пути:
- Противовес облегчает двигателю подъем и опускание автомобиля — просто так как сидение на качелях значительно облегчает подъем чьего-либо вес по сравнению с поднятием их на руках. Благодаря противовес, двигателю требуется гораздо меньше усилий для перемещения машина либо вверх, либо вниз. Если предположить, что автомобиль и его содержимое весят больше, чем противовес, все двигатель должен поднимать разницу в весе между двумя и поставлять немного дополнительных сила для преодоления трения в шкивах и так далее.
- Поскольку прилагается меньшее усилие, меньше нагрузка на кабели, что делает лифт немного безопаснее.
- Противовес снижает количество энергии, которое необходимо использовать двигателю. Это интуитивно очевидно для любого, кто когда-либо сидел на качелях: качели правильно сбалансированы, вы можете качать вверх и вниз любое количество раз, когда по-настоящему не устаешь — совсем иначе, чем поднимать кого-то на руки, что очень быстро утомляет. это Пункт также следует из первого: если двигатель использует меньше сил, чтобы переместить машину на такое же расстояние, она делает меньше работы против силы тяжести.
- Противовес снижает количество торможений, которые необходимо использовать лифту. Представьте себе, если противовеса не было: тяжеловесная кабина-лифт действительно сложно подняться вверх, но на обратном пути мчаться на землю в одиночку, если бы не было прочный тормоз, чтобы остановить это. Противовес значительно упрощает управление лифт кабина.
В другой конструкции, известной как дуплексный лифт без противовеса, две кабины соединены между собой. к противоположным концам того же кабеля и эффективно сбалансировать каждый другое, устраняя необходимость в противовесе.
Предохранительный тормоз
У всех, кто когда-либо путешествовал на эскалаторе, была одна и та же мысль: а что, если кабель держит эту штуку вдруг щелкает? Будьте уверены, здесь не к чему беспокоюсь о. В случае обрыва кабеля различные системы безопасности предотвращают кабина лифта от падения на этаж. Это было здорово инновация, которую Элиша Грейвс Отис сделал еще в 1860-х годах. Его лифты не просто поддерживались веревками: у них также был храповая система в качестве резервной. Каждая машина пробегала между двумя вертикальные направляющие с прочными металлическими зубьями, заделанными до упора их.Вверху каждой машины был подпружиненный механизм. с прикрепленными крючками. Если трос порвался, крючки подпрыгнули наружу и застрял в металлических зубьях направляющих, надежно зафиксируйте автомобиль на месте.
Как работал оригинальный лифт Отис
Работа: Лифт Отис. Благодаря чудесам Интернета действительно легко взглянуть на оригинальные патентные документы и узнать, о чем именно думали изобретатели. Здесь любезно предоставлено патентом и товарным знаком США. Office, является одним из рисунков, которые Элиша Грейвс Отис представил вместе с его патентом на «Подъемное устройство» от 15 января 1861 года.Я немного раскрасил его, чтобы было легче понять.
Сильно упрощено, вот как это работает:
- Отсек лифта (1, зеленый) поднимается и опускается с помощью подъемно-шкивной системы (2) и движущегося противовеса (не виден в этой картине). Вы видите, как лифт плавно движется между вертикальными направляющими: он не просто тупо болтается на веревке.
- Трос, который выполняет все подъемы (3, красный), наматывается на несколько шкивов и основной намоточный барабан.Не забывайте, что этот лифт был изобретен до того, как кто-то стал использовать электричество: его поднимали и опускали вручную.
- В верхней части кабины лифта находится простой механизм, состоящий из подпружиненных рычагов и шарниров (4). Если основной трос (3) ломается, пружины выталкивают две прочные планки, называемые «собачки» (5), так что они фиксируются в вертикальных стойках с направленными вверх зубьями (6) с обеих сторон. Это храповидное устройство надежно фиксирует подъемник на месте.
Фото: Современный лифт имеет много общего с оригинальным дизайном Отиса.Здесь вы можете увидеть маленькие колесики по краям кабины лифта, которые помогают ей плавно перемещаться вверх и вниз по направляющим стержням.
Согласно Отису, ключевой частью изобретения было: «собачки и зубцы крюка стойки сформированы, по существу, как показано, так что вес платформы в случае разрыва веревки вызовет собачки и зубья, чтобы сцепиться вместе и предотвратить случайное разделение одного и того же «.
Если вы хотите более подробное объяснение, взгляните на оригинальный патент Otis, патент США № 31 128: Улучшение подъемного устройства.Здесь более подробно объясняется, как лебедка и шкивы работают с противовесом.
Изобрел лифт Отис?
Нет. Он изобрел безопасный лифт: он заметил, что обычные лифты могут выходить из строя, и придумал лучший дизайн, который сделал их более безопасными. Лифт Отис датируется серединой 19 века, а обычные лифты датируются временем. гораздо дальше — до греческих и римских времен. Мы можем проследить их связь с более общими видами подъемного оборудования, такими как краны, лебедки и кабестаны; древние водоподъемные устройства, такие как шадуф (иногда пишется шадуф), основанные на конструкции качелей, вполне могли вдохновить на использование противовесов в ранних лифтах и подъемниках.
Регуляторы скорости
Большинство лифтов имеют полностью отдельную систему регулирования скорости, которая называется губернатор, который является тяжелым маховик с внутри него встроены массивные механические руки. Обычно руки удерживаются внутри маховик на массивных пружинах, но если лифт движется слишком быстро, они лететь наружу, нажимая на рычажный механизм, который приводит в действие одну или несколько тормозных систем. Во-первых, они могут отключить двигатель подъемника. Если это не удается и лифт продолжает ускоряться, рычаги вылетят еще дальше и приведут в действие второй механизм, задействовав тормоза.Некоторые регуляторы полностью механические; другие — электромагнитные; третьи используют смесь механических и электронных компонентов.
Работа: Как работает губернатор. Подъемный двигатель (1) приводит в движение шестерни (2), которые вращают шкив (3) — колесо с канавками, которое направляет основной кабель. Трос поддерживает как противовес (4), так и подъемную тележку (5). Отдельный трос регулятора (6) прикреплен к кабине подъемника и механизму регулятора справа. Регулятор состоит из маховика с центробежными рычагами внутри (7).Если подъемник движется слишком быстро, рычаги вылетают наружу, срабатывая предохранительный механизм, который тормозит трос регулятора (8) и замедляет его. Поскольку трос регулятора теперь движется медленнее, чем главный трос и сама кабина, он активирует другой механизм, который заставляет фрикционные тормоза вылетать из кабины лифта на ее внешние направляющие, обеспечивая плавную и безопасную остановку (аналогично путь к оригинальному предохранительному механизму Отис).
Иллюстрации: Пример полностью механического механизма регулятора, разработанного инженерами Отиса в 1960-х годах.Вы можете увидеть маховик (серый) с центробежными рычагами внутри (голубой) и пружины, удерживающие их (желтые). Когда колесо вращается слишком быстро, рычаги вылетают наружу, срабатывая тормозное устройство, которое прикрепляет пару подпружиненных рычагов (темно-синий) к тросу регулятора (коричневый). Из патента США 3 327 811: губернатор Джозефа Мастроберте, Otis Elevator Company, запатентовано 27 июня 1967 года. Изображение предоставлено Управлением по патентам и товарным знакам США (с добавлением цветов для облегчения понимания).
Прочие системы безопасности
Современные лифты имеют несколько систем безопасности.Как тросы на подвеске мост, трос в лифте сделан из множества металлических жил стального троса, скрученного вместе, чтобы не допустить небольшого повреждения одной части кабеля, первоначально при по крайней мере, вызовет какие-либо проблемы. В большинстве лифтов также есть несколько отдельных кабелей, поддерживающих каждую машину, поэтому полный отказ одного кабеля оставляет другие функционируют на его месте. Даже если все кабели порвутся, эта система все равно удержит автомобиль на месте.
Наконец, если вы когда-нибудь смотрели на прозрачный стеклянный лифт, вы заметили гигантский гидравлическая или газовая пружина амортизатор внизу для защиты от ударов если аварийный тормоз должен каким-то образом выйти из строя.Благодаря Элише Грейвсу Отису и многие талантливые инженеры пошли по его стопам, вы Намного безопаснее в лифте, чем в машине.
Как работает гидравлический лифт?
Рисунок: Гидравлический лифт с энергосберегающим противовесом. В этой конструкции легковой автомобиль (1) поддерживается гидроцилиндром прямого действия (2), подключенным через гидравлический насос (3), управляемый двигателем (4), соединенным со вторым гидроцилиндром (5), который приводит в движение противовес (6).Когда кабина лифта падает, насос передает гидравлическую жидкость от одного гидроцилиндра (2) к другому (5), что устраняет необходимость в резервуаре для жидкости. Мой рисунок основан на конструкции Отиса, описанной в патенте США 5 975 246: Гидравлически сбалансированный лифт Ренцо Тоски, Otis Elevator Company, запатентованный 2 ноября 1999 г.
Лифты, работающие с тросами и колесами, иногда называют тяговыми лифтами , потому что они задействовать мотор, тянущий за автомобиль и противовес. Однако не все лифты работают таким образом.В небольших зданиях довольно часто можно найти гидравлические лифты , которые поднимают и опускают одиночный автомобиль, использующий гидроцилиндр (поршень, заполненный жидкостью, аналогичный тем, которые используются в строительных машинах, таких как бульдозеры и краны). Гидравлические лифты механически проще и, следовательно, дешевле в установке, но, поскольку в них обычно не используются противовесы, они потребляют больше энергии для подъема и опускания кабины. Иногда гидроцилиндр устанавливается непосредственно под автомобилем и толкает его вверх и вниз (конструкция известна как прямого действия ).В качестве альтернативы, если для этого нет места, гидроцилиндр можно установить сбоку от шахты лифта, управляя кабиной с помощью системы канатов и шкивов (в конструкции, известной как непрямого действия). Более сложные лифты, такие как показанный здесь, используют несколько гидроцилиндров и противовесы.
Узнать больше
На сайте
Другие полезные сайты
- Elevator World: отраслевой журнал, содержащий множество интересных материалов о последних событиях в мире «движения людей».«
Статьи
- В новых предлагаемых лифтах метро некоторые видят угрозу терроризма. Автор Сара Маслин Нирджан. The New York Times, 22 января 2018 г. Некоторые жители Манхэттена выступают против лифтов, которые могут сделать метро более доступными, как потенциальных угроз безопасности.
- Поездка в капсулу времени в квартиру 8G, Энди Ньюман. The New York Times, 15 декабря 2017 года. Праздник старомодного вручную. управляемые лифты.
- Лифты Maglev доставят вас вверх, вниз и в сторону к 2016 году Эван Акерман.IEEE Spectrum. 2 декабря 2014 года. Как линейные двигатели устраняют необходимость в традиционных лифтовых кабелях.
- «К лифтам, а затем в яму» Джули Безонен. Нью-Йорк Таймс. 22 августа 2014 г. Увлекательное знакомство с Историческим музеем Лифта.
- Самый быстрый лифт: испытательная башня Hyundai Elevator, автор — Элиза Стрикленд. IEEE Spectrum. 1 июня 2011 года. Современным небоскребам нужны современные лифты, способные двигаться со скоростью 64 км / ч (40 миль в час).
- Небо — это предел: краны и подъемные устройства с приводом от человека. Крис Де Деккер, Low-Tech Magazine, 25 марта 2010 г.Более общий взгляд на историю механического подъема.
- На подъеме Шон Куглан, BBC News, 6 апреля 2007 г. Краткий исторический обзор лифтовой техники от Отиса до Тайбэя 101.
- Smart Elevators от Клайва Томпсона. The New York Times, 10 декабря 2006 г. Miconic 10 быстрее доставляет людей к месту назначения, направляя пассажиров к разным кабинам лифта в холле.
- Быстрые подъемники попадают в книги рекордов: BBC News, 16 декабря 2004 г. Как быстро могут идти подъемники?
Книги
Лифты
- Справочник движения лифтов: теория и практика Джины Барни и Лютфи Аль-Шариф.Routledge, 2016. Исследует теорию проектирования лифтов (и других транспортных систем) для наиболее эффективного передвижения большого количества людей.
- «Справочник по вертикальной транспортировке» Джорджа Р. Стракоша и Роберта С. Капорале. John Wiley, 2010. Актуальный справочник о современных лифтовых системах, созданных с помощью журнала Elevator World.
История
- Поднятый: Культурная история лифта Андреаса Бернара. NYU Press, 2014. Архитектура, инженерия, политика и психология — вот некоторые из тем, затронутых в этом широкомасштабном исследовании.
- От восходящих комнат к экспресс-лифтам: история пассажирского лифта в 19 веке Ли Э. Грей. Elevator World, 2002. Эта увлекательная книга охватывает период 1850–1900 годов, начиная с первых грузовых лифтов, рассматривая роль лифтов в развитии небоскребов и заканчивая современными безопасными лифтами примерно 1900 года.
- [PDF] История американской лифтовой индустрии: 1850–2001, Патрик Карраджат. Lir Group, 2009. [Архивировано через Wayback Machine.]
- Брошюра по лифтам Otis c.1900 Эта брошюра из архива показывает нам, что электрические и гидравлические лифты были довольно сложными в начале 20 века, хотя их максимальная скорость составляла всего около 11 миль в час (1000 футов / мин).
- История инженерии в классические и средневековые времена Дональда Р. Хилла. Routledge, 1984. Хотя в этой книге не рассматриваются лифты (насколько я помню), в ней очень подробно рассказывается о древних водоподъемных машинах, используемых для орошения, которые были одними из первых механических подъемных устройств.
Для младших читателей
- Лифты Трейси Маурер. Rourke Educational, 2017. 48-страничное введение для детей 8–11 лет.
Пожалуйста, НЕ копируйте наши статьи в блоги и другие веб-сайты
статей с этого сайта зарегистрированы в Бюро регистрации авторских прав США. Копирование или иное использование зарегистрированных работ без разрешения, удаление этого или других уведомлений об авторских правах и / или нарушение смежных прав может привести к серьезным гражданским или уголовным санкциям.
Авторские права на текст © Крис Вудфорд 2009, 2016. Все права защищены. Полное уведомление об авторских правах и условиях использования.
Следуйте за нами
Поделиться страницей
Нажмите CTRL + D, чтобы добавить эту страницу в закладки на будущее, или расскажите об этом друзьям с помощью:
Цитировать эту страницу
Вудфорд, Крис. (2009/2016) Лифты. Получено с https://www.explainthatstuff.com/how-elevators-work.html. [Доступ (укажите дату здесь)]
Больше на нашем сайте…
,Как будут работать космические лифты
Чтобы лучше понять концепцию космического лифта, подумайте об игре tetherball, в которой веревка прикреплена одним концом к шесту, а другим — к шару. В этой аналогии веревка — это композитная лента из углеродных нанотрубок , полюс — Земля, а шар — противовес. Теперь представьте, что мяч постоянно вращается вокруг шеста с такой скоростью, что веревка остается натянутой. Это общая идея космического лифта.Противовес вращается вокруг Земли, удерживая трос прямо и позволяя роботам подниматься и спускаться по ленте.
Согласно проекту, предложенному LiftPort, космический лифт будет иметь высоту примерно 62 000 миль (100 000 км). LiftPort — одна из нескольких компаний, разрабатывающих проекты космического лифта или его компонентов. Команды со всего мира намерены побороться за первый приз в размере 400 000 долларов США в играх «Космический лифт» на X Prize Cup в октябре 2006 года в Лас-Крусес, Нью-Мексико.
Центральным элементом лифта станет композитная лента из углеродных нанотрубок, шириной всего несколько сантиметров и почти такой же тонкой, как лист бумаги. Углеродные нанотрубки, обнаруженные в 1991 году, заставляют ученых поверить в то, что космический лифт можно построить. По словам доктора Брэдли Эдвардса из Spaceward Foundation, «Раньше материальные проблемы были слишком велики. Но теперь мы приближаемся к достижениям в создании углеродных нанотрубок и в создании машин, которые могут раскручивать большие отрезки материала, необходимого для создания лента, которая тянется в космос »[ref].
Углеродные нанотрубки могут быть в в 100 раз прочнее, чем сталь , и в так же гибки, как пластик . Сила углеродных нанотрубок заключается в их уникальной структуре, напоминающей футбольные мячи. Как только ученые смогут делать волокна из углеродных нанотрубок, можно будет создавать нити, которые будут формировать ленту для космического лифта. Ранее доступные материалы были либо слишком непрочными, либо негибкими, чтобы формировать ленту, и их можно было легко сломать.
«У них очень высокий модуль упругости и действительно высокая прочность на растяжение, и все это указывает на материал, который теоретически должен сделать космический лифт относительно простым в строительстве», — сказал Том Ньюджент, директор по исследованиям LiftPort Group.
Ленту можно построить двумя способами:
- Длинные углеродные нанотрубки — несколько метров в длину или больше — будут сплетены в структуру, напоминающую веревку. По состоянию на 2005 год самые длинные нанотрубки все еще составляли всего несколько сантиметров.
- Более короткие нанотрубки могут быть помещены в полимерную матрицу. Современные полимеры плохо связываются с углеродными нанотрубками, что приводит к тому, что матрица отрывается от нанотрубок при натяжении.
Как только длинная лента нанотрубок будет создана, она будет намотана в катушку, которая будет запущена на орбиту. Когда космический корабль, несущий катушку, достигнет определенной высоты, возможно, низкой околоземной орбиты, он начнет разматывать, опуская ленту обратно на Землю.В то же время катушка продолжала двигаться на большую высоту. Когда ленту опускают в атмосферу Земли, она будет поймана, а затем опущена и закреплена на мобильной платформе в океане.
Лента могла служить своего рода железнодорожной веткой в космос. Затем будут использоваться механические подъемники для подъема по ленте в космос.
,